Найти тему
Елена Каштанова

"Уроды" Гектора Шульца

"Издательство потребовало оживить ребёнка, которого я убил", - поделился со мной один коллега-писатель. А иначе - не напечатают. Такова в наше время реальность книгоиздательства - или в твоих книгах плохие умирают, хорошие женятся, остальные не существуют, или сиди в безвестности.

Так вот книги Гектора Шульца "Уроды" не коснулась сия участь. Она совершенно неожиданно выиграла "Электронную букву 2022" в номинации "Роман взросления", и я представляю с какими соплями в сахаре пришлось конкурировать. В "Уродах" совсем нет сахара. Только сопли. Кровавые.

Как жаль, что я не могу написать отзыв об этой книге так, как она этого заслуживает и как мне изо всех сил бы хотелось, потому что Дзен трусливо делает вид, что яйцо - это куриный фрукт таких слов в русском языке не существует. Даже если вам 18+++.

"Уродов" часто сравнивают со "Словом пацана", совершенно не принимая во внимание разницу фокалов. А именно в ней-то все и дело. Когда смотришь на вот это вот все "снизу", т. е. с позиции того, кого унижают, получается совсем другая история.

Я здесь не буду много говорить про уродов-школьников. Почти все их видели. Кто жил с закрытыми глазами - посмотрите в "Слове пацана". А здесь мне хотелось бы обратить внимание на других уродов - с чьего позволения и молчаливого согласия творился весь этот беспредел. На учителей. Которые

...равнодушно смотрели на украшенные синяками физиономии, не стеснялись называть детей «бездарями и будущими уголовниками», но никто из них так и не сделал хотя бы слабой попытки разобраться в происходящем.

У нас не принято плохо говорить про учителей, никогда. Как будто диплом педвуза сразу надевает на голову человека нимб. А между тем они есть - уроды, которые идут в школу, чтобы безнаказанно издеваться над теми, кто не может ответить. Они встречаются и до сих пор. Как сказано в одном моем рассказе,

Нам в детстве какие-то предохранители в мозги вживляют, что с педагогами нужно обращаться уважительно и осторожно, как с душевнобольными, иначе всем хуже будет.

Жизнь они могут испортить основательно, у них для этого имеются все возможности. И я сейчас не о себе говорю, я не сталкивалась с таким беспределом, как в "Уродах", мне-то они только замечания в дневник писали и оценку по литературе занизили до минимума (при поступлении на филфак меня это очень согревало, да). Мне возразят что я наговариваю на школу, и на самом деле все не так. Так вот - все так. Я в своей жизни наблюдала четыре школы изнутри и бог знает сколько еще по чужим впечатлениям. Просто всегда найдутся те кто учится с закрытыми глазами и предпочитает не замечать как унижают их сверстников. Из последних впечатлений - стерва, которая даже за месяц до смерти стонала, какие все вокруг уроды (ученики) и как они ее бесят. Зачем такие идут в школу - загадка. А ученики и их родители молчат, иначе, повторюсь, "всем хуже будет".

Так вот Гектор Шульц не молчит. Нельзя молчать. Потому что

молчание поддерживает уродов

Если уроду каждый день говорить, что он урод, может, когда-нибудь до него и дойдет. До одного из героев книги, например, дошло. И именно поэтому нужны такие книги. Чтобы люди помнили.

Эта тетрадка и эти воспоминания напоминают мне о том, каким я не должен быть

говорит главный герой в конце. Именно об этом многие забывают - каким не должен быть человек. "Я же человек", - несколько раз напоминает нам один из героев книги - Ленька Шпилевский. "Человеком быть сложно, но важно и нужно", - написал мне автор на титульном листе. Спасибо, Гектор. Буду напоминать себе и другим.

-2