Найти в Дзене
Ремонт со STOUT

Радиатор отопления в квартире – чья ответственность на самом деле? Кто его обслуживает и меняет?

Кто будет ремонтировать? Это важный вопрос, когда дело касается какой-то поломки в инженерных системах. Особенно остро вопрос стоит в многоэтажных домах. Где – зона ответственности управляющей компании (УК), а где – жильцов. Кто должен ремонтировать лопнувший и вышедший из строя радиатор? Давайте разбирать подробнее!

Спойлер: все зависит от одной маленькой детали.

Как найти нужное количество секций радиатора? Какие самые частые ошибки допускают при монтаже радиаторов? Самые популярные мифы о внутрипольных конвекторах и многое другое читайте на канале «Ремонт со STOUT». Подписывайтесь, чтобы пропускать новые публикации!

Зоны ответственности

Главный принцип – ремонт оборудования проводит его собственник. С многоквартирными домами вопрос собственности довольной сложный. Прежде всего, права и обязанности сторон могут оговариваться в договоре с УК, тогда разночтений в том, кто должен проводить работу, нет.

В договоре ничего нет? Тогда руководствуются Постановлением Правительства РФ № 491 (редакция 12.10.2018). Согласно ему, к отопительной системе многоэтажного дома к общедомовой собственности (т.е. зоне ответственности УК) относятся:

  • стояки труб подачи и обратки, которые находятся в местах общедомового пользования и в самих квартирах;
  • коллективные счетчики;
  • запорная и регулирующая арматура: краны, воздухоотводчики, задвижки и другое оборудование;
  • отопительные приборы — радиаторы.

В документе нет уточнения о месте установки радиатора, поэтому по умолчанию можно сказать, что ответственность за радиаторы лежит на управляющей компании. Но есть детали, которые могут менять многое.

-2

Ключевой момент — установлен ли перед радиаторами отключающий кран (вентиль). Этот элемент позволяет перекрывать подачу теплоносителя в радиатор, отсоединять его от общедомовой системы отопления, демонтировать, проводить ремонт радиатора или его замену.

При наличии такого вентиля радиатор считается собственностью владельца квартиры. В этом случае ответственность за обслуживание радиатора лежит полностью на собственнике жилья, а не на управляющей компании. Позиция подтверждается решениями Верховного суда по конфликтным ситуациям.

Также УК может отказывать в ремонте и замене радиатора в квартире если:

  • была замена радиатора собственником по какой-то причине: захотелось другую модель, большее количество секций, другой дизайн;
  • собственник не предоставляет слесарям УК доступ в квартиру для периодического обследования и проверки состояния внутриквартирных радиаторов;
  • собственник хочет заменить исправный прибор, так как он устарел, потерял привлекательность.

Когда отсекающего вентиля перед радиатором нет, в квартире установлен отопительный прибор от застройщика, то он считается неотъемлемой частью системы отопления и общедомового имущества. При этом ремонт оборудования, вышедшего из строя, проводит УК. Обратиться с заявлением в компанию можно, если возникла аварийная ситуация, которая угрожает имуществу жильцов квартиры и их соседей снизу или может нарушать работу отопления в доме.

Еще один момент, когда радиатор в квартире может поменять УК — капитальный ремонт в доме. Капремонт проводится из средств, которые накапливаются из ежемесячных платежей собственников. Подобный ремонт (на усмотрение УК) может включать замену и инженерного оборудования, к которому относятся и трубы, и радиаторы в квартирах, если они не отделены кранами.

Подводя итоги — если течь возникла на трубах системы отопления — смело вызываем специалиста управляющей компании для ремонта. Ответственность (в том числе расходы при необходимости ремонта пострадавшего имущества) полностью на УК. При протечке радиатора внутри квартиры ответственность за его ремонт может быть как на УК, так и на собственнике квартиры. О том, как определяются зоны ответственности, вы теперь знаете.

Последний момент, на котором хочется остановиться — выбор качественных радиаторов, которые прослужат долго. Рекомендуем выбирать биметаллические радиаторы, ведь они менее требовательны к давлению в системе и качеству теплоносителя. Выбрать нужную модель можно в каталоге STOUT, а если нужна помощь при подборе, наши консультанты на связи: 8 (800) 700 - 70 – 31, 8 (495) 775 - 20 – 08.