Задумывались о том, как работает санузел и водоснабжение в самолете? Есть ли отличия от системы канализации в поезде? Откуда берется вода, сколько ее нужно на рейс, куда деваются стоки?
Спойлер — в самолетах предусмотрен специальный патрубок для выведения жидких отходов на улицу, но переживать о том, что глыба льда упадет на землю, не стоит! Давайте разбираться в том, как это работает, подробнее!
Как работает санузел в поезде и как эволюционировали системы на железнодорожном транспорте за последнее столетие? Как устроен санузел в космосе? Какие особенности у водоснабжения в небоскребах? Это и многое другое читайте на канале «Ремонт со STOUT».
Система водоснабжения в самолете
В самолетах предусмотрены системы водоснабжения и канализации (удаления отбросов). Водоснабжение, конечно, полностью автономное — необходимый запас воды на время полета находится на борту. Он проверяется и пополняется перед каждым вылетом при подготовке воздушного судна. Емкость для воды заполняется под давлением со специальной водозаправочной машины. В самолете предусмотрена водозаправочная панель с индикатором заполненности бака, хотя иногда заправку проводят «на глаз» — до тех пор, пока вода не польется из бака.
Вода тщательно проверяется на наличие микроорганизмов и бактерий. Она предназначена для расходования потребителями на приготовление напитков, умывальники и смыв унитаза. Объем бака и некоторые особенности водоснабжения в самолетах меняются в зависимости от модели воздушного судна. Так, в Airbus A320 заправляется порядка 200 литров воды, Boeing-737 — около 150 л, Boeing-777 — 1000 л, а в A380 – 1700 л. В зависимости от модели самолета вода для всех нужд может быть общей или предусматривается отдельный резервуар для смыва унитазов. Отличается и количество, и место расположения емкостей с водой. В некоторых моделях она всего одна, в других — их несколько (например, в ТУ-154 есть три резервуара с водой, которые находятся в голове, середине салона и хвосте судна).
Заправка самолета водой
Интересно! Может ли закончиться вода в полете? Да, редко, но такие ситуации бывают. Это может происходить на длительных рейсах, если пассажиры активно пользуются водой, самолет был заправлен не полностью по каким-то причинам (невнимательность обслуживающего персонала или неисправность датчиков уровня воды).
Удивительно, но факт — водные стоки из раковин и сливов кипятильников самолета выводятся наружу. Для этого в фюзеляже предусмотрен специальный сливной патрубок. Не стоит переживать о том, что на голову может упасть глыба льда с неба — вода рассеивается в атмосфере, не долетая до земли.
Особенности работы канализации в самолетах
Число санузлов на лайнерах зависит от модели. Так, в А-320, ТУ-154 на борту три санузла, в Boeing-747 — 11 туалетов в разных участках самолета.
В самолетах разных моделей принцип работы унитаза отличается. В некоторых лайнерах (например, в А-320) все, что смывается в унитаз вакуумным способом, попадает в канализационный накопительный бак после смыва с небольшим количеством воды. Здесь также находятся химические средства, маскирующие неприятный запах.
В других самолетах (например, ТУ-154 или Boeing-737 Classic) предусмотрена фильтрация отходов и рециркуляция. Крупные твердые отходы улавливаются фильтром, а жидкость очищается и используется повторно для слива унитаза в ходе полета.
Очистку баков проводят специальной ассенизаторской машиной после приземления самолета. После откачки скопившихся отходов сам бак промывают водой с химическими реагентами, чтобы полностью убрать неприятный запах.
Интересно! Может ли смыв из канализации попасть за борт? Такая ситуация была возможна (хоть и в исключительных случаях) в прошлом. За последние 50 лет систему канализации в самолетах модернизировали, поэтому сегодня такие ситуации невозможны без нарушения целостности фюзеляжа.
Могут ли быть форс-мажоры в работе канализации? Да, если в унитаз попадет какой-то крупный предмет (например, подгузник, несколько салфеток или большое количество туалетной бумаги), то работа смыва нарушается. Санузел перестает работать до окончания полета и ремонта, который проводят уже после приземления.
А вы знали о таких особенностях работы водоснабжения и канализации в самолетах? Расскажите в комментариях и поделитесь материалом с тем, кому он может быть интересен. А все необходимое для земных систем водоснабжения и канализации найдется в каталоге STOUT. Вакуумные насосы для самолетов в перечне товаров не представлены, но дренажные, колодезные, циркуляционные насосы, котлы и радиаторы для отопления, трубы для бесшумной работы канализации в доме — предлагаем в ассортименте. Нужна помощь в выборе? Наши консультанты на связи: 8 (800) 700 - 70 - 31 ил 8 (495) 775 - 20 - 08.