Валентина Ивановна Теличкина родилась 10 января 1945 года в селе Красном под Арзамасом. Отец Иван Федорович, трудившийся слесарем и строителем, и мать Татьяна Дмитриевна, продавец, воспитали семерых детей. Теличкина еще в раннем детстве пела частушки, танцевала, читала стихи, а позднее играла на гитаре в струнном оркестре. Валю так и называли родственники и друзья — артистка.
Разрушительные волны репрессий не обошли семью Теличкиных стороной: отца трижды лишали всего имущества. Оказавшись под угрозой расстрела, ему пришлось разойтись с женой, чтобы домочадцев не отправили по этапу. Участь родственников врага народа в те времена была незавидной. К счастью, расстрела удалось избежать, сестра Ивана Теличкина выкупила его, продав все семейные ценности.
В 20-летнем возрасте Теличкина уехала в Москву поступать во ВГИК. Ей удалось влиться в ряды студентов с первой попытки — Валентина попала на один курс с Екатериной Васильевой.
Будущая звезда экрана в молодости жила в общежитии в дружной студенческой семье, стирала, готовила не приспособленным к жизни сокурсникам и даже делала стрижки. После выпуска Валентина пришла в Театр-студию киноактера.
После второго курса Валентина дебютировала на экране в фильме «Таежный десант», ну а в 1967-м — снялась в картине Сергея Герасимова «Журналист». Это была огромная удача, ведь Герасимов, как правило, сотрудничал только со своими выпускниками. Уговорила режиссера жена — Тамара Макарова чувствовала, что именно Теличкиной удастся идеально передать образ машинистки Вали Корольковой.
С тех пор к Валентине Теличкиной пришла всесоюзная слава. Съёмки в кино стали постоянными, партнёрами по картинам были самые талантливые актеры советского экрана. Особенно удачными были результаты работы в комедиях: «Зигзаг удачи», «Не может быть!», мелодраматический постановках «Незабудки», «Портрет жены художника».
Сниматься в меньшовской ленте «Москва слезам не верит» Валентина, как и Галина Польских, и Маргарита Терехова, отказалась наотрез. Хотя, по слухам, наоборот, это режиссер не взял девушку, не походившую на провинциалку. Царица в легендарном «Иван Васильевич меняет профессию» тоже «прошла» мимо — образ показался исполнительнице скучным.
Еще сложнее Теличкиной стало в 90-е, когда наступил период кризиса в кино — если и предлагали, то роли в боевиках, зачастую чересчур откровенные.
Безденежье и отсутствие творческой работы привели к возникновению депрессии. Из нее актриса вышла случайно: один врач посоветовал найти занятие по душе. Сын предложил заняться изобразительным искусством и принес все необходимое для рисования. Сначала были освоены приемы хохломской росписи, затем стали получаться пейзажи и натюрморты. Живопись стала спасением от уныния. Картины Валентины, яркие, немного примитивные, но очень легкие и светлые, нашли своих почитателей. Вскоре их стало достаточно для открытия персональной выставки. Работы выставлялись в картинных галереях, музеях.
Теличкина категорически отказывалась от участия в сериалах до тех пор, пока не прочитала сценарий криминальной саги «Бригада» и не согласилась воплотить образ матери героя Сергея Безрукова.
Мать героя Сергея Безрукова Теличкина вновь сыграла в «Есенине». Перевоплотилась актриса и в родительницу Гоголя, после чего появилась в сериалах «Третья мировая» и «Журавль в небе». В дальнейшем на экране она мелькала все реже, делая исключения ради съемок в мотивирующих и добрых фильмах — к примеру, в -«Огороде» персонаж Валентины Ивановны находит любовь в зрелом возрасте.
Артистка признаётся:
Я рада, что востребована. Но если меня приглашают просто „похлопотать лицом“, конечно, это мне не нужно. Потому что, слава Богу, идут еще и советские фильмы, и российские фильмы, в которых есть достойные мои работы. Выбирая новую роль, нужно взвешивать, что тебе важнее — роскошная жизнь или достойная жизнь. Никогда я не буду чувствовать себя достойно, если буду в какой-то пошлости сниматься. Сколько бы за нее я ни имела денег. Лучше уж сократить свои желания. На нашу пенсию можно жить. Она позволяет отказываться от плохих ролей. Слава Богу, нам еще и Собянин добавил к пенсии.
Вниманием мужчин актриса никогда не была обделена, но серьезных романов в ее жизни было немного. Студенткой в общежитии она опекала однокурсников: готовила, стирала, заботилась. Юношеские романы не перешли в серьезные отношения. Валентине приписывали романы с актерами, режиссерами, высокопоставленными чиновниками. Не сложилось и в молодости - времени на личную жизнь не оставалось, за исключением романа с Геннадием Корольковым. Но коллега был женат, и отношения не сложились.
Актриса постаралась забыть Геннадия, а когда уже отчаялась встретить любовь, оказалась на праздничном вечере в клубе советско-болгарской дружбы, где собрались различные представители интеллигенции. Артистка познакомилась с архитектором Владимиром Гудковым, и в 34 подарила ему сына Ивана. Расписалась пара через год после рождения мальчика.
Гудков-младший не пошел по творческой стезе, а окончил МГИМО, устроился работать юристом в «Газпром» и давно сделал свою мать бабушкой.
Сейчас Валентина Ивановна — вдова, смириться со смертью мужа помогают вера и внук.
Актриса считает себя воцерковленным человеком, увлекается чтением богословской литературы: произведений Феофана Затворника, Серафима Саровского и других. Без оглядки на возраст Теличкина старается хотя бы 4 раза в неделю ходить в церковь и всю службу (а это 2-3 часа) стоит на ногах. А после — простой завтрак, например каша. Если не пить, не курить, высыпаться и не злоупотреблять косметикой, можно сохранить привлекательность и без пластических операций, уверена она.
Знаменитость нередко жертвует собственной пенсией, чтобы передать полезные вещи для мобилизованных. В преддверии 2024 года она решила помочь Деду Морозу, исполнив пожелания детей из освобожденных республик. На собственные деньги знаменитость купила подарки для ребят, которые в столь сложное время продолжают верить в чудо.