Марокканская инициатива для Сахеля, предусматривающая создание нового транспортного направления, серьезный шаг не только в экономической, но и политической жизни региона.
Буркина-Фасо, Мали, Нигер и Чад поддержали инициативу короля Марокко Мухаммеда VI по предоставлению доступа странам Сахеля к Атлантическому океану.
Программа направлена на поиск решений для интеграции и экономических преобразований в регионе Сахеля, чтобы улучшить качество жизни их населения.
Король Мохаммед VI объявил об этой инициативе во время своего выступления по случаю 48-й годовщины «Зеленого марша». Он подчеркнул, что проблемы, стоящие перед странами Сахеля, «будут решены не только с помощью мер безопасности и военных мер, а скорее с помощью подхода, основанного на сотрудничестве и совместном развитии».
«Марокко готово предоставить свою автомобильную, портовую и железнодорожную инфраструктуру в распоряжение этих братских стран, поскольку мы считаем, что такая инициатива приведет к фундаментальным преобразованиям не только в экономике этих стран, но и во всем регионе», — отметил монарх.
Когда бывшие колонии обрели независимость, Франция сохранила контроль над портовой инфраструктурой через компанию "Bollore SE" и другими аффилированными структурами, позволяющим регулировать потоки. Кстати, основные военные базы Франции на Западном побережье находились рядом с портами в логистически ориентированных странах, Сенегале и Кот Д Ивуаре.
Порты Дакар и Абиджан, в Республиках Сенегал и Кот Д Ивуар, занимают свои позиции логистических и транспортных хабов не только в силу своего географического положения, но и в рамках колониальной специализации регионов, распределения труда между странами.
Закат компании "Bollore SE", начавшийся с выдворения ее из Сенегала президентом Абдалай Вадом и заменой на DP World, изменил ситуацию только отчасти. Даже несмотря на вывод одной из своих баз в Сенегале, Франция, используя свое влияние на правительства этих стран и на ЭКОВАС, имела возможность контролировать товарные потоки. Действующие санкции по отношению к Мали и Нигеру это показали наглядно.
Но и сама по себе монополия – серьезное препятствие для развития, ситуация в порту Дакар уже близка к коллапсу, старая портовая и транспортная инфраструктура не справляется с грузопотоком, грузовики иногда в течение недели не имеют возможности доступа к порту. И появившаяся альтернатива марокканской инициативы однозначно найдет интересантов, тем более с учетом того, что в Марокко уже базируется много экономических операторов из региона.
А изменение товарных потоков- явление необратимое. Появившееся во время гражданской войны в Кот Д Ивуаре сахельское транзитное направление через порт Тема в Гане продолжает работать до настоящего времени.
Сможет ли Марокко реализовать этот проект? Вне всякого сомнения, это развитая страна с благоприятным инвестиционным климатом и очень взвешенным внешнеполитическим курсом. Не стоит забывать, что Марокко – основной партнер США на Западном побережье, страны связывает договор о военно-техническом сотрудничестве, а на территории Мавритании находятся американские военные опорные пункты.
Сенегал, прежде всего, и Кот Д Ивуар вследствие этого, естественно, потеряют часть своих доходов, но это будет для них холодным душем, который заставивит их участвовать в конкурентном соревновании. Этим странам придется скорее всего отчасти изменить политический курс, дистанцироваться от Франции и продемонстрировать свою лояльность странам Сахеля и присоединившейся к ним в рамках инициативы Мавритании. Определенную тенденцию в этом направлении уже демонстрирует Бенин и Того. Деколонизация налицо.
Интересные события происходят и на Восточном побережье.
Эфиопия и Сомалиленд (непризнанное государство на территории Сомали) подписали меморандум о взаимопонимании, в рамках которого планируется, что Аддис-Абеба сможет на правах аренды использовать порт Бербера на Красном море, причём использовать как в коммерческих, так и в военных целях. Взамен Сомалиленд получит долю в эфиопской государственной авиакомпании Ethiopian Airlines. Ну и, конечно, подписание этого меморандума — это по факту официальное признание Эфиопией Сомалиленда.
Если это соглашение реализуется, то не имеющая выхода к морю Эфиопия освободится от своей зависимости от использования порта Джибути для транзита своего товарного потока, что серьезно изменит позицию и статус Эфиопии в регионе.
Правительство Сомали, считающее Сомалиленд своей территорией, аннулировало этот меморандум и отозвало своего посла в Аддис-Абебе. Кабинет министров федерального правительства провел экстренное совещание и в срочном заявлении для прессы назвал подписание меморандума между Эфиопией и Сомалилендом относительно использования морского порта Бербера незаконным и безосновательным, а также явным посягательством на внутренний суверенитет Федеративной Республики Сомали.
Предыдущий материал на эту тему- https://dzen.ru/a/ZZqJ3DnG4kyLIVt_?share_to=link