Найти тему
Дружелюбный философ

Как мы простую задачу решали, а я думала, почему дети делить не умеют

Оглавление

А дело было так.

Юноша пропустил месяц занятий, но дошёл до меня.

- Покажи домашнюю работу, - попросила я.

- У меня совсем не получается геометрия. С алгеброй всё понятно, а геометрия не идёт.

- Давай повторим теорию. Хорошо?

- Хорошо.

- Что такое треугольник?

- Ну, вот это.

Нарисовал.

- Так что это? Часть плоскости вместе с контуром, состоящим из замкнутой ломаной линии со звеньями, не лежащими на одной прямой? Или только контур?

Вытаращил глаза. Поняла: много слов сказала. Надо проще.

- Возьмём три точки, не лежащие на одной прямой, и соединим их отрезками. Похоже на треугольник?

- Наверное.

"Вот ужас, - думаю. - Парень в девятом классе, а не знает точно, что такое треугольник. Что с ним делать?"

Кстати, не его вина, что не знает. Я написала однажды статью, где рассказала о том, что в разных учебниках авторы геометрию излагают по-разному.

- Давай попробуем сначала сделать чертёж.

Получилось что-то примерно такое.

- Как найти значение икса?

- Не знаю.

- Я подскажу. Нужно использовать подобие треугольников. Знаешь, что это такое?

- Да.

- Найди тогда на картинке подобные треугольники.

Тишина.

- Нашёл?

- Здесь нет подобных треугольников.

Неожиданно.

- Почему?

- Не знаю. Я же сказал, что не понимаю геометрию.

- Но ты же сказал, что знаешь, что такое подобие фигур. Вот, смотри: два треугольника имеют ОДИНАКОВУЮ ФОРМУ, но отличаются размерами.

-2

Раскрасила ему по Мерзляку меньший треугольник BMN, а по Атанасяну оставила контур, обозначенный АВС, почти без изменений.

Для двух подобных треугольников нашли (с трудом) равные по величине углы, выделили их одним цветом.

Вспомнили о сходственных сторонах, стали составлять пропорцию для их длин. Что к чему относится, - тёмный лес.

Икс делит на 25, 30 на 12.

- А почему ты икс делишь на 25?

- Не знаю.

- Ты считаешь, что отрезок AM - сторона одного из двух треугольников?

- Да.

- А какого?

- Большого.

- А тогда сторона АВ чья?

- Тоже большого.

С трудом приходим к пониманию, что стороной в треугольнике называется отрезок, соединяющий вершины треугольника (вершины тоже долго искали).

Объясняю, что при составлении пропорции длины сторон первого треугольника пишем в числителях дробей, длины сторон второго - в знаменателях.

- Как же вычислить длину BM меньшего треугольника?

- Не знаю.

Навожу на ответ.

- Если длина всего отрезка 5 см, а одной из двух частей 2 см, то чему равна длина второй части?

- 3.

"Молодец, начальная школа", - радуюсь я.

- А у нас длина всего отрезка АВ 25, а его одной части х. Чему равна длина второй части?

- 25-х.

- Умница.

Обрадовался похвале.

Составили уравнение:

-3

Вспомнил "правило крестика" для решения пропорции.

Снова похвалила.

Сам записал уравнение:

-4

"Вот, - думаю, - осталось чуть. Алгебру, говорит, знает. Быстро решит".

Смотрю, что делает.

Умножил 25 на 12, получил 300.

Замер.

- А дальше что?

- Надо скобки раскрыть. Не помню, как.

- По "правилу фонтанчика".

Жучок какой-то уже после умножения 25 на 12 появился. А тут слева 30, справа 300.

И ничего не происходит из того, на что надеешься.

- А ты знаешь, что если поделить одновременно обе части уравнения на одно и то же число, то корни этого уравнения не изменятся?

- Знаю конечно.

- А почему не делаешь? Так же легче решать?

- Не умею делить.

Вот это ДА!

Как это? Начальная школа, привет. Рано я воздала хвалу тебе. Что же ты делаешь с учениками, если они делить не умеют?

Предлагаю, не умножая 25 на 12, поделить обе части уравнения на общие множители.

- На что можно поделить 30 и 25×12?

- Может, на 5?

"Он сомневается? Капец!"

- Попробуй.

- Но 12 не делится на 5.

- А что делится на 5?

- Только 25.

- То есть, по-твоему, и 25 и 12 должны делиться на 5?

- Да.

Шах и мат.

Привет, началка!

Что делать? Спрашиваю, как он продолжит без деления своё решение?

- Раскрою скобки как Вы сказали.

Раскрыл:

-5

И снова прокололся.

Что же это за тема такая, вызывающая стресс и негатив у школьников?

ДЕЛЕНИЕ

Почему они делить не умеют ни устно, ни "столбиком"? Может, и дроби поэтому не понимают?

О двух простых правилах "2, 3, 5" и "2, 3, 6", сделавших из меня отличницу, я рассказала в статье

А Ваши дети хорошо делят?

-6
-7