Гештальт-подход это психотерапевтическая школа, исповедующая гуманистически подход к личности. То есть во главу угла ставится, человек как таковой без ролевой или половой принадлежности. Если хотите, то в нашем подходе есть понятие организм, который в постоянно меняющемся поле, совершает попытки удовлетворить свои потребности разного уровня. Так как мы смотрим на организм глазами психотерапевта, то в поле зрения попадают потребности психологического спектра.
Подобный взгляд определяет навыки, которым гештальт-терапевты обучают своих клиентов.
Самонаблюдение.
Это понятие включает в себя внимательность к сигналам своего тела, чувствам и мыслям. Опыт любого рода начинается, с тела, поэтому мы вместе с клиентом, пытаемся отвоевать кусочек времени и места, для осознавания поступающих сигналов. Чтобы в дальнейшем на их основе сделать подходящий для организма выбор.
Любопытное наблюдение, обсессивно-компульсивное расстройство напрямую связано с неразвитым навыком распознавать смысловые сообщения исходящие от тела. Так как чувственный компонент в жизни такого человека отсутствует. Разницы нет, бифштекс, каша или брокколи, все на один вкус. Выбирается, то что правильно. Опора при выборе осуществляется на жесткое предписание. Подобный сценарий происходит при направлении импульсов во вне. Импульсу не уделяется достаточного внимания и времени, чтобы перевести его на внутреннюю логику, вместо этого он просто подавляется, либо берется под контроль. Однако, закон сохранения энергии гласит, что энергия никуда не девается, а находит выход в другом месте. Так мы можем замечать, злящегося человека на свою мать, но вместо выдачи агрессии по адресу, она направляется в дёрганее ручек или тщательное отмывание кухни.
Однозначно у всех творческих способов адаптации есть защитная функция. Контролировать свои импульсы рядом с психопатичным родителем безопаснее, чем проявлять их. Это сохраняет жизнь.
Самоосознавание.
Быть внимательным к чувствам и телу лишь первый шаг. Мы стараемся, сделать очевидным контекст в котором происходит удерживание или другое защитное действие. Настолько очевидным, что для человека, становится удивительным сам факт, продолжающейся защиты от фантомов из прошлой жизни.
Психика человека не существует в прошлом и будущем. Она функционирует в здесь и сейчас. И каждое здесь и сейчас является воспоминанием о прошлом или представлением о будущем. То каким образом вспоминается или фантазируется на консультации, есть процесс самоосознавания. Когда здесь и сейчас впускается в жизнь клиента, появляется интерес к тому, что становится ключевым событием здесь и сейчас, запускающее думание и защитные реакции. Делая акцент на здесь и сейчас, мы верим в то, что самоосознавания в момент отыгрывания защитных механизмов, становится достаточным, для того, чтобы начали происходить изменения. И клиент задался вопросом, а зачем я продолжаю это делать сегодня, сейчас?
Ответственность.
Защитные механизмы или творческое приспособление (в гештальте). Это кропотливая работа ребенка, по самосохранению. Он все еще смотрит на мир враждебно или с ужасом. Ответственность - это когда я говорю, "Да" этой части себя и начинаю выстраивать с ней коммуникацию. Постепенно узнавая историю предпосылки возникновения защит. Я проявляю к ней интерес. Я могу сказать: "Это мое наследство, это часть меня, она мне не безразлична" Когда я впускаю в свою жизнь, маленького мальчика/девочку, и замечаю его философию в различных жизненных ситуациях и с готовностью говорю ему/ей. Я о тебе позабочусь, тебе не нужно быть взрослым как тогда, сегодня это моя ответсвенность.
Автор: Трофимов Иван Николаевич
Специалист (психолог), Гештальт подход
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru