Найти в Дзене

БЕЗ ЗАТРЕЩИН НЕ ОБОШЛАСЬ ЕМУ СЛУЖБА. ВОЕННЫЕ У ДОСТОЕВСКОГО

Ч. Ч. Валиханов и Ф. М. Достоевский. 1858 или 1859. Фото Соломона (Шлеймы) Лейбина.
Ч. Ч. Валиханов и Ф. М. Достоевский. 1858 или 1859. Фото Соломона (Шлеймы) Лейбина.

Два гиганта литературного триумвирата «наших всё» (Толстой и Достоевский) в своих произведениях людей в форме, как правило, не жаловали.
Антивоенная риторика Льва Николаевича понятна и легко объяснима – человек служил и воевал. А после «духовного переворота» в конце 1870-х – начале 1880-х годов он стал не только писателем, но и религиозным мыслителем с крайне категоричным пониманием христианства. Война по Толстому – очевидное зло, противоречащее главному закону христианского учения «не убий», поэтому мириться с этим злом, даже если оно вызвано необходимостью, христианин не может.

Решение же его посвятить себя службе, следуя примеру старшего брата Николая, офицера 20-й артиллерийской бригады, было делом вполне осознанным. Правда, настоящей причиной такого поступка великого писателя послужил крупный проигрыш в карты и, как следствие, солидный долг. В 1851 году 22-летний чиновник канцелярии Тульского дворянского депутатского собрания Лев Толстой, скрываясь от кредиторов, «изгнал себя на Кавказ», где всерьёз намеревался начать новую жизнь.

Лев Толстой с братом Николаем
Лев Толстой с братом Николаем

В дневнике от 17-го января 1851 года писатель пожалуется на хроническое безденежье и несоизмеримые траты:
«…Денег у меня вовсе нет; за многие же векселя срок уже прошел платить; тоже начинаю я замечать, что ни в каком отношении пребывание мое в Москве не приносит мне пользы, а проживаю я далеко свыше моих доходов…»
Спустя полгода Толстой зафиксирует катастрофический карточный долг, заставивший его надеть погоны:
«…завлекся и проиграл своих 200, Николенькиных 150 и в долг 500, итого 850…».
В свою очередь Фёдор Михайлович Достоевский попадал на военную службу дважды и каждый раз против своей воли: он не испытывал к этому никакого призвания.
Первый раз это произошло по инициативе отца. Несмотря на страстное желание Фёдора заниматься литературой, Михаил Андреевич определил его в Главное инженерное училище, считая, что таким образом сыну гарантировано материальное благополучие. Однако, прослужив всего лишь год подпоручиком в Петербургской инженерной команде, Достоевский подал в отставку – отец к тому моменту уже умер.

-3

Вторично писатель столкнулся с армией уже после 5-летней каторги: со 2 марта 1854 года он – в бессрочной солдатчине; рядовой 7-го Сибирского линейного батальона, расположенного в г. Семипалатинске. Спустя 2 года, уже при новом Императоре, Достоевский получил чин прапорщика и в 1859 году навсегда покинул военную службу по болезни, вернувшись в столицу.
Если Толстой всю свою службу провёл в офицерских чинах, то другому гению пера, Достоевскому, довелось вкусить всю горечь солдатской службы. Дворянина графа Толстого не унижали, а вот оступившийся Достоевский познал всю «прелесть» состояния бывшего привилегированного человека, ныне обращённого в рабство – ненависть, зависть и проклятия.
Он просто увидел армию изнутри - глазами простого солдата! В письме к брату Михаилу из Семипалатинска от 30-го июля 1854 года Фёдор Михайлович с прискорбием напишет:
«… Как ни чуждо все это тебе, но, я думаю, ты поймешь, что солдатство не шутка, что солдатская жизнь со всеми обязанностями солдата не совсем-то легка для человека с таким здоровьем и с такой отвычкой или, лучше сказать, с таким полным ничего-незнанием в подобных занятиях. Чтоб приобрести этот навык, надо много трудов. Я не ропщу; это мой крест, и я его заслужил…».

-4

Сослуживцем Достоевского был 17-летний барабанщик Натан Кац (1837 – 1912), за взятку в три рубля перешедший из пермского батальона кантонистов на действительную военную службу. Ему довелось служить с ним в одной роте и спать рядом на нарах. Спустя 40 лет, в 1896 году, в омской газете «Степной край» появилась «Заметка о пребывании писателя в Семипалатинске», в которой Кац пролил свет на военную службу писателя.
«…Среднего роста с плоской грудью, болезненным лицом с бритыми впалыми щеками. Глаза серые. Взгляд серьёзный, угрюмый. В казарме никто из нас, солдат, не видывал его полной улыбки…».
Кац утверждал, что Достоевский не был особо дружен с сослуживцами и предпочитал не рассказывать многие подробности его жизни. В караул его назначали только из-за недостатка людей. Писатель был освобождён от нарядов на хозяйственные работы.
А уже в советское время, сибирский журналист и поэт Н. В. Феоктистов в статье «Пропавшие письма Федора Михайловича Достоевского» привёл такой печальный факт:
«… Помню один разговор Каца с моим покойным отцом. Отвечая на какой-то вопрос моего отца о совместной жизни Каца и Достоевского в казармах, он сказал:
— Да, трудненько жилось тогда Федору Михайловичу. Тянуться ему перед каждым унтером приходилось. Уж на что аккуратный был, а без затрещин не обошлась ему служба.
— Неужели его били? — спросил отец.
— Да. Два случая я сам видел... При мне фельдфебель один раз его по голове ударил, а потом как-то, при уборке казармы, от него же он зуботычину получил.
Удивляться тут нечему. Ведь это теперь, для нас, он — великий писатель, а тогда на него смотрели как на преступника, вчерашнего каторжанина, не имевшего никаких прав.
Этот рассказ Каца я никогда не забуду...».

Скорее всего, Достоевского били не один раз, и эти «прелести» армейских будней навсегда отложились у него в памяти. Именно поэтому военные в произведениях писателя показаны весьма жалкими людьми.
Давайте разберём это на примерах.
Почти все генералы представлены казнокрадами-растратчиками или махинаторами.
Отставной
55-ти летний вдовец генерал из «Игрока», живущий в отеле на немецком курорте Рулетенбург, которого все считают «богатейшим русским вельможей», на деле жил займами и полностью попал под влияние французского авантюриста маркиза де-Грие, который «выручил» генерала, дав ему «тридцать тысяч для пополнения недостающего в казенной сумме при сдаче должности». Иными словами, генерал присвоил себе часть государственных средств, своровал то есть и лишь «помощь» француза-махинатора спасла его от суда чести и, возможно, тюрьмы.
«…генерал весь у него в закладе, всё имение — его, и если бабушка не умрет, то француз немедленно войдет во владение всем, что у него в закладе…».

Всеволод Кузнецов (справа) в роли генерала Загорянского в фильме "Игрок" (1972)
Всеволод Кузнецов (справа) в роли генерала Загорянского в фильме "Игрок" (1972)

Генерал Ахмаков из «Подростка», муж Катерины Николаевны Ахмаковой (в девичестве княжны Сокольской), «ещё не старый человек», имел дочь от первого брака, Лидию, болезненную девушку «чрезвычайной красоты» лет 17-ти, страдавшую расстройством груди. За 3 года умудрился проиграть в карты всё приданое своей жены, Катерины и «от невоздержанной жизни» получил удар.
Генерал
Ардалион Александрович Иволгин в «Идиоте», сослуживец отца князя Мышкина, рассказывает тому невероятную историю о смерти и «воскресении» рядового Колпакова, в которой можно легко угадать самого Иволгина. Речь там шла о растрате казённых денег, главным фигурантом которой и был генерал.

Иван Любезнов в роли генерала Иволгина в фильме "Идиот" (1958)
Иван Любезнов в роли генерала Иволгина в фильме "Идиот" (1958)

Старший офицерский состав у Достоевского также не вызывает положительных эмоций.
Флигель-адъютант
барон Бьоринг, жених Катерины Ахмаковой. Хотя Достоевский и называет Бьоринга немцем, формант – инг указывает на скандинавское происхождение фамилии, причём данная фамилия является реальной и принадлежит норвежскому роду.
«…Это был барон, полковник, лет тридцати пяти, щеголеватый тип офицера, сухощавый, с немного слишком продолговатым лицом, с рыжеватыми усами и даже ресницами. Лицо его было хоть и совсем некрасиво, но с резкой и вызывающей физиономией…».

Вилнис Бекерис в роли барона Бьоринга в фильме "Подросток" (1983)
Вилнис Бекерис в роли барона Бьоринга в фильме "Подросток" (1983)

В романе Бьоринг предстаёт перед читателем как крайне бесцеремонный, чопорный и топорный:
«… Кричал же Бьоринг на Анну Андреевну, которая вышла было тоже в коридор за князем; он ей грозил и, кажется, топал ногами - одним словом, сказался грубый солдат-немец, несмотря на весь «свой высший свет». Потом обнаружилось, что ему почему-то взбрело тогда в голову, что уж Анна Андреевна виновата в чем-то даже уголовном и теперь несомненно должна отвечать за свой поступок даже перед судом. По незнанию дела, он его преувеличил, как бывает со многими, а потому уже стал считать себя вправе быть в высшей степени бесцеремонным…».
После истории с несостоявшимся самоубийством Версилова, спесивый барон оказался весьма щепетильным – он испугался, его взорвало и
«… он, довольно неосторожно, позволил себе заметить Катерине Николаевне, что после этого его уже не удивляет, что с ней могут происходить такие фантастические истории…».
Естественно, что отставка барона последовала незамедлительно.
Ещё один полковник из «Подростка» - не менее кичливый барон Р., товарищ барона Бьоринга.
«… господин лет сорока, немецкого происхождения, высокий, сухой и с виду очень сильный физически человек, тоже рыжеватый, как и Бьоринг, и немного только плешивый. Это был один из тех баронов Р., которых очень много в русской военной службе, всё людей с сильнейшим баронским гонором, совершенно без состояния, живущих одним жалованьем и чрезвычайных служак и фрунтовиков…».
В разговоре с Версиловым Р. вёл себя крайне вызывающе и постоянно угрожал тому.
Подполковник
Иван Верховцев из «Братьев Карамазовых», отец Катерины Верховцевой, «раскрасавицы из красавиц», в которую влюбляется Иван (сама она при этом любит Митю).
Верховцев был батальонным командиром, под началом которого Дмитрий Карамазов служил прапорщиком и не пользовался его расположением.
«… У этого старого упрямца, недурного очень человека и добродушнейшего хлебосола, были когда-то две жены, обе померли...»
Первая жена была из «простых» и оставила дочь «простую» — Агафью. Вторая жена оказалась генеральской дочкой, однако «денег подполковнику тоже никаких не принесла». Подполковник, дабы растить двух дочерей достойно и обеспечить им приданое, начал ссужать казённые деньги купцу Трофимову под проценты, и тот его, в конце концов, обманул, и деньги присвоил - 4,5 тысяч. Это привело к неудачной попытке застрелиться.
«… Ну, так и сидит наш подполковник дома, голову себе обвязал полотенцем <...> вдруг вестовой с книгой и с приказом: «Сдать казенную сумму, тотчас же, немедленно, через два часа». Он расписался, я эту подпись в книге потом видел, — встал, сказал, что одеваться в мундир идет, прибежал в свою спальню, взял двуствольное охотничье свое ружье, зарядил, вкатил солдатскую пулю, снял с правой ноги сапог, ружье упер в грудь, а ногой стал курок искать. А Агафья уже подозревала, мои тогдашние слова запомнила, подкралась и вовремя подсмотрела: ворвалась, бросилась на него сзади, обняла, ружье выстрелило вверх в потолок; никого не ранило; вбежали остальные, схватили его, отняли ружье, за руки держат...»
Дмитрий Карамазов пообещал выручить старика-полковника, но, куражась, потребовал, дабы за деньгами к нему пришла младшая дочь — красавица Катерина... Когда прапорщик Карамазов растрату покрыл и покрыл «бескорыстно», подполковник, на удивление всем, благополучно сдал дела новому командиру-майору, тут же слег и через несколько недель умер от «размягчения мозга». Похоронили его с воинским почестями.
Младшие офицеры (как правило, капитаны и штабс-капитаны) у Достоевского – сплошь жалкие создания, вызывающие лишь отвращение.
Кто такой капитан в царской России? Человек, не выслуживший себе майора, от которого шла приличная пенсия и страховка. Во времена Достоевского майор был первым штаб-офицерским чином (упразднён приказом по военному ведомству №№ 134 и 135 от 6-го мая 1884 года). Иными словами, это – неудачники, робкие, и, может, неумелые. Но это те, кто ошибся в жизни.
Отставной офицер
Николай Всеволодович Ставрогин из «Бесов», 28 лет. Сын генерал-лейтенанта, мажор и кутила, слабохарактерный и чувственный, единственный сын у матери.

Андрей Руденский в роли Ставрогина в фильме "Бесы" (1992)
Андрей Руденский в роли Ставрогина в фильме "Бесы" (1992)

Безотцовщина с 8-ми лет, т.к. «легкомысленный генерал Ставрогин, отец его, жил в то время уже в разлуке с его мамашей». По окончании лицея, «по желанию мамаши, поступил в военную службу и вскоре был зачислен в один из самых видных гвардейских кавалерийских полков». Делал большие успехи в высшем свете, «Он возобновил такие знакомства, о которых она и мечтать уже не могла, и везде был принят с большим удовольствием». Однако вскоре закутил.
«…Не то чтоб он играл или очень пил; рассказывали только о какой-то дикой разнузданности, о задавленных рысаками людях, о зверском поступке с одною дамой хорошего общества, с которою он был в связи, а потом оскорбил ее публично. Что-то даже слишком уж откровенно грязное было в этом деле. Прибавляли сверх того, что он какой-то бретер, привязывается и оскорбляет из удовольствия оскорбить…».
Буйная столичная жизнь закончилась для Ставрогина трагически:
«…имел почти разом две дуэли, кругом был виноват в обеих, убил одного из своих противников наповал, а другого искалечил и вследствие таковых деяний был отдан под суд. Дело кончилось разжалованием в солдаты, с лишением прав и ссылкой на службу в один из пехотных армейских полков, да и то еще по особенной милости…».
В дальнейшем совершил немало мерзостей – в частности, совратил несовершеннолетнюю девочку, которая затем повесилась, женился на умалишённой, которую с его молчаливого согласия зарезал Федька Каторжный, обесчестил Лизу Тушину и т.д.
Маврикий Николаевич Дроздов - поклонник Лизаветы Николаевны Тушиной из «Бесов». Артиллерийский капитан, лет 33-х, «высокого росту господин, красивой и безукоризненно порядочной наружности, с внушительною и на первый взгляд даже строгою физиономией».

Владимир Антоник в роли Маврикия Дроздова в фильме "Бесы" (1992)
Владимир Антоник в роли Маврикия Дроздова в фильме "Бесы" (1992)

Недалёкого ума, он как тень, повсюду следовал за Лизой, терпеливо сносил все её причуды и капризы (она, к примеру, заставила его прилюдно встать на колени перед юродивым Семеном Яковлевичем), и упорно ждал своего часа, когда, наконец, она остепенится и станет его женой. Самолично предложил Ставрогину жениться на его невесте, признаваясь, что тем самым совершает подлость. Николай Всеволодович, разумеется (уж больно тема его интересует-задевает!), тут же спрашивает: «Застрелитесь, когда нас будут венчать?» Прямодушный артиллерийский капитан вполне серьезно отвечает: «Нет, позже гораздо. К чему марать моею кровью ее брачную одежду».
Отставной штабс-капитан
Игнат Тимофеевич Лебядкин из «Бесов» – «вершков десяти росту, толстый, мясистый, курчавый, красный и чрезвычайно пьяный».

Армен Джигарханян в роли капитана Лебядкина в фильме "Бесы" (1992)
Армен Джигарханян в роли капитана Лебядкина в фильме "Бесы" (1992)

Пьяница и стихоплёт:
«… высокий, курчавый, плотный парень, лет сорока, с багровым, несколько опухшим и обрюзглым лицом, со вздрагивающими при каждом движении головы щеками, с маленькими, кровяными, иногда довольно хитрыми глазками, в усах, в бакенбардах и с зарождающимся мясистым кадыком, довольно неприятного вида… «.
Часто горевал о том, что не удалось проявить себя в Крымскую кампанию:
«…Всех более жалею себя, что в Севастополе не лишился руки для славы, не быв там вовсе»
В дальнейшем его характеристика становится ещё более уничижительной:
«… какой-то заезжий, оказался потом лицом весьма подозрительным и вовсе даже не был отставным штабс-капитаном, как сам титуловал себя. Он только умел крутить усы, пить и болтать самый неловкий вздор, какой только можно вообразить себе…».
Любит произносить высокопарные речи и делать такие же жесты. В разговоре со Ставрогиным философствовал:
- Николай Всеволодович, знаете ли, что я пишу мое завещание и что я уже написал его?
— Любопытно. Что же вы оставляете и кому?
— Отечеству, человечеству и студентам. Николай Всеволодович, я прочел в газетах биографию об одном американце. Он оставил все свое огромное состояние на фабрики и на положительные науки, свой скелет студентам, в тамошнюю академию, а свою кожу на барабан, с тем чтобы денно и нощно выбивать на нем американский национальный гимн. Увы, мы пигмеи сравнительно с полетом мысли Северо-Американских Штатов; Россия есть игра природы, но не ума. Попробуй я завещать мою кожу на барабан, примерно в Акмолинский пехотный полк, в котором имел честь начать службу, с тем чтобы каждый день выбивать на нем пред полком русский национальный гимн, сочтут за либерализм, запретят мою кожу… и потому ограничился одними студентами. Хочу завещать мой скелет в академию, но с тем, с тем, однако, чтобы на лбу его был наклеен на веки веков ярлык со словами: «Раскаявшийся вольнодумец». Вот-с!

Отставной штабс-капитан
Николай Ильич Снегирев из «Братьев Карамазовых». Несчастный отец, пьяница и шут.

Леонид Окунев в роли штабс-капитана Снегирёва в фильме "Братья Карамазовы" (2006)
Леонид Окунев в роли штабс-капитана Снегирёва в фильме "Братья Карамазовы" (2006)

«…господин лет сорока пяти, невысокого роста, сухощавый, слабого сложения, рыжеватый, с рыженькою редкою бородкой, весьма похожею на растрепанную мочалку…».
Был похож на человека, «долгое время подчинявшегося и натерпевшегося». Его прилюдно в трактире Дмитрий Карамазов оттаскал за «мочалку». Сам Снегирёв стерпел это унижение ради семьи; погибнет на дуэли – кто их содержать будет? Однако из-за этого младший сын Илюша, подвергшийся в школе насмешкам, взялся воевать чуть не со всеми, что обострило его болезнь, и, в конце концов, он умер.
Как видно, люди в форме изображались писателем далеко не с лучшей стороны и тому была причина. Достоевский не придумывал своих персонажей, а брал их из жизни - то, что видел сам. У каждого персонажа был свой прототип. Значит, дело было в том, что они такими и были на самом деле. Тех кого он видел. А видел он их немало - Достоевский насмотрелся на эту когорту в армии, когда был солдатом.

Военные чины без зазрения совести воровали денежные суммы из полковой кассы (а многие растрачивали и солдатские артельные деньги), и при этом ещё устраивали спектакли с самострелом – мол, у них честь какая-то была. Там, в военной среде, процветало повальное воровство! При этом подобное считалось само собой разумеющимся. Честь же страдала только тогда, когда их ловили с поличным и привлекали к ответственности.
Вот такие были дворянчики.
Эпоха Петра положила начало формированию дворянства как самостоятельного сословия, обособленного от прочего населения. В течение всего царствования царь применял всевозможные меры для того, чтобы силовым способом заставить дворян отбывать государственную и военную службу. Однако, как только он умер, это его начинание пошло прахом.

Благородная на первый взгляд затея Петра обернулась для страны чудовищными последствиями. Пожизненная служба с оружием в руках во благо Отечества при условии наделения землёй и обслуживания рабами быстро превратилось в показуху. Такими понятиями как «долг», «честь» и «служба» многие попросту прикрывались, как фиговым листком.
Уже в день смерти Императора гвардия, ворвавшись в зал заседания Особого Совещания, показала свою силу и потребовала возвести на престол Екатерину, в нарушение всех династических правил. С этого момента и на протяжении всего XVIII века армия (точнее, её элитная группировка) стала играть весомую роль в управлении государством, получив колоссальные привилегии. Уже в 1762 году дворянам было позволено не служить, что привело к появлению целой прослойки бездельников, сидевших на шее народа и безжалостно его эксплуатировавшей.

Наряду с чиновничеством, армия тем институтом, куда государственные средства текли неиссякаемым потоком, и которые можно было без зазрения совести присваивать.
В своей работе «Государство и революция», написанной в сентябре 1917 года, Ленин дал жесткую и уничижающую характеристику этим царским институтам:
«… Чиновничество и постоянная армия, это - «паразит» на теле буржуазного общества, паразит, порожденный внутренними противоречиями, которые это общество раздирают, но именно паразит, «затыкающий» жизненные поры…».