«Красная капелла» в эфире
Она работала на советскую разведку в 40-х годах на территории некоторых европейских стран. Возглавлял ее сотрудник иностранного отдела НКВД Леопольд Треппер. Он жил в Бельгии под именем канадского фабриканта Адама Миклера.
«Оркестрантов» в капелле насчитывалось более 600 человек. Они посылали свои шифрованные сообщения в Москву через радиоэфир, пятизначными группами сигналов. Донесения шли из Парижа. Брюсселя и даже самой фашистской Германии. Разгадать их шифр не могли лучшие немецкие криптографы.
Эта информация была чрезвычайно важна для Москвы. Подопечные Треппера слали сведения о строительных и фортификационных работах на оккупированных немцами территориях, возводящихся на германо-советской границе укреплениях, перемещениях немецких войск, даже о заказах на оружие и боеприпасы, сроках их изготовления и пунктах отправки. То есть, о готовящемся нападении на Советский Союз.
В конце концов фашистам удалось запеленговать один из передатчиков и «Красная капелла» была разгромлена.
Рамзай шифровал свои донесения в книгах
Это псевдоним совеского военного разведчика Рихарда Зорге, который под видом немецкого корреспондента работал в Японии. Считается, что он начал применять шифровку одним из первых среди советских разведчиков.
Сообщения кодировались при помощи книги-ключа, предположительно, "Немецкого статистического ежегодника за 1935 год". По одной части книги Зорге шифровал свои сообщения, другая использовалась для их прочтения дешифровщиком уже на территории СССР.
Рамзай передал в Советский Союз много полезной информации о военных планах как немцев, так и японцев. Ближе к концу Второй мировой он был рассекречен и 7 ноября 1944 года был казнен японским правительством.
Ким Филби писал донесения невидимыми чернилами
Пожалуй, он самый известный из "Кембриджской пятерки" - завербованных русскими английских агентов в 30-х годах прошлого века. Работая в секретной разведке Великобритании Филби, по некоторым данным, передал советской стороне около тысячи секретных документов.
Выполняя свою секретную работу, Ким писал письма. С виду это были обычные письма, однако каждое, к примеру, девятое слово в них составляло часть секретного сообщения. Расшифровать его можно было с помощью ключа.
Кроме того, Филби писал донесения невидимыми симпатическими чернилами. Безусловно, это не его изобретение. Считается, что такие письма отправлял из тюрьмы Владимир Ленин - по крайней мере, об этом пишут в детских книгах.
Исследователи истории советской криптографии вообще считают, что большинство шифров, которые использовали советские разведчики, имеют исторические корни в разработках большевиков-подпольщиков и специалистов царской полиции.
Шифрблокнот художника Абеля
Разведчик-нелегал, полковник Абель (настоящее имя Вильям Фишер) работал в Нью-Йорке под видом художника и фотографа. Для своих донесений он пользовался шифрблокнотом, в котором буквы заменялись цифрами. При этом к каждой группе чисел добавлялась произвольная цифра. Таким образом, донесение практически невозможно было прочесть без ключа. Под арест Абеля подвел его собственный радист. В 1962 году разведчика-нелегала обменяли на Пауэрса – пилота, сбитого над СССР Это факт нашел отражение в финальной сцене фильма «Мертвый сезон».