Недавно стало известно, что начался процесс по изменению функционального назначения территории завода«ЗИФ» цеха 5Б. В генеральном плане назначение территории было изменено с «размещения производств» на размещение «смешанной и общественно деловой застройки»
Такое обозначение в нашем регионе, как правило, используется застройщиками фактически, как способ «своеобразного обмана населения» для дальнейшей застройки жилыми высотными многоквартирными домами.
Немного Истории...
«Как известно завод был основан еще до (во время) революции и специализировался на производстве боеприпасов и по совместительству велосипедов.
У завода имелся свой полигон, так называемый, «Цех 5Б», где и происходило их тестирование. Территория «цеха 5Б» достаточно обширная с необходимым для этого рельефом. Здания, расположенные на этой территории, с толстыми взрыво–устойчивыми стенами, уходящими «корнями» под землю.
Во время Великой Отечественной войны завод являлся одним из главных производителей боеприпасов в стране. Каждый четвертый взрыватель в авиабомбах или снарядах, летевших к фашистам, производился на ЗИФе.
В 1992 году государственный завод был приватизирован, а в 2000г у завода появились новые «хозяева» из г.Тольятти.
После этого, активно начались процессы по ликвидации самого крупного завода нашего города. Производство было приостановлено, люди отправлены в вынужденный отпуск, а станки выкуплены для сохранения по инициативе Губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева. Уже тогда начали ходить слухи про заинтересованность «неких сил» в освоении этой промзоны под многоквартирную застройку... Однако,«всем известные события» несколько затормозили данные процессы.» >> , >>
Сегодня, территория завода «ЗИФ» цеха 5Б все еще является Госсобственностью. Однако, судя по изменению в 2023г назначения на картах Генплана на «Зону смешанной и общественно деловой застройки», а на кадастровой карте на «Многоэтажную высотную жилую застройку», данная территория уже активно готовится для некого застройщика.
Также данный вопрос уже затрагивался в предыдущей Главе 54 Генплан Пензы 2023г.
Как правило, после того, как земля переводится из муниципального владения в частную собственность, Администрация «разводит руками», заявляя, что она не может влиять на законного владельца и запретить ему там что–то строить... Но ведь это ведет к нарушению возможностей стратегического генерального планирования города...
Итак, давайте рассмотрим сложившуюся ситуацию и подумаем, какое должно быть решение относительно этой территории.
Так случилось, что в недавнем прошлом данная территория была выведена из хозяйственного оборота (законсервирована) и фактически без присмотра, можно сказать, превратилась в «заброшку».
Сегодня, быстрое восстановление производств завода «ЗИФ» , в том числе, и на территории цеха 5Б после разграбления выглядит не таким уж и простым. Хотя, есть надежда, если выкупленные администрацией города станки, сохранились.
Возвращение данной территории в хозяйственный оборот однозначно необходимо и, судя по всему, уже «не за горами». А вот то, в каком статусе будет возвращена эта территория, определит будущее Заводского района и нашего города в целом.
Итак, планируемая застройка данной территории многоквартирными жилыми домами, кажется на первый взгляд достаточно разумным решением, но это только на первый взгляд.
Строительство микрорайона многоквартирных домов в непосредственной близости от крупных производств, при определенных условиях может дать положительный эффект.
Ведь, многие жители жилого микрорайона расположенного в шаговой доступности от промзоны, как правило, выбирают место работы, именно, в этой ближайшей промзоне. То есть, увеличение плотности населения не влечет за собой катастрофических последствия для транспортной системы города.
Поэтому, например, реновация «Заводского района» между ул Германа Титова и ул Гагарина является вполне приемлемым решением( с некоторыми оговорками), которое может гармонично вписаться в общий план развития города.
Однако, застройка производственной зоны завода ЗИФ цеха 5 Б, также расположенной в «Заводском районе» приведет совсем к противоположному эффекту.
Прежде всего смена у данной территории «производственного назначения» на «фактически жилое» ( вне зависимости от названия) ведет с нарушению целостности главного промышленного ядра города и дальнейшему ослаблению его экономического значения для города.
А застройка территории высотными жилыми домами , фактически в зоне производств, вдоль «Северной хорды» приведет к нарушению функционирования этих производств (так как нарушит логистические связи между промзонами и главными транспортными артериями).
Назначение Северной хорды — это обеспечение транспортной доступностью производственных зон (Эта дорога в первую очередь для нужд производств!!!).
Строительство крупного микрорайона с высокой плотностью населения (площадь соизмерима с г Спутник) приведет к возникновению транспортных заторов на этой и других автодорогах, а это в свою очередь создаст:
- Катастрофические проблемы с транспортной доступностью для существующих производств.(Фактически фуры будут двигаться в пробках, как по центру города, мимо жилых высотных домов)
- Снизит рентабельность производств в этих промзонах
- И это создаст отток крупных производств из города.
- И это все, в конечном итоге, повлияет на инвестиционную привлекательность региона и безусловно усугубит дисбаланс между промышленными и жилыми зонами.
Все вышеописанное, легко укладывается в план по постепенному выдавливанию производств из города и дальнейшему развитию по модели с высокой плотностью населения и большой торгово–финансовой активностью.
Но к счастью (или чьему–то сожалению), такая модель городского развития сегодня перестала быть жизнеспособной.
Так что же тогда делать?
Прежде всего необходимо определиться с целями развития нашего города.
Если поставленная цель — это постепенная ликвидация производств в городе и строительство мегаполиса с высокой торгово финансовой активностью, тогда следует возвращать территории в хозяйственный оборот путем строительства бизнес центров и высотных многоквартирных домов.
Если поставленная цель — это строительство самодостаточного,богатого, индустриально развитого города, способного поддерживать свою инфраструктуру за счет производственных мощностей без внешнего федерального финансирования, тогда назначение территорий выбирается исходя совсем из других принципов. И возвращение в хозяйственный оборот территории завода «ЗИФ» следует путем вовлечения в производственные процессы.
Думаю,даже если не учитывать поставленные цели, то принимать решения стоит, как минимум, исходя из необходимости гармоничного функционирования транспортной системы города.
Если нет целей, то хотя бы так: «Главное не усугублять проблему пробок в городе»
Итак, что можно предложить?
- Северная хорда должна сохранить свое главное предназначение — обеспечение транспортной доступностью промзоны Заводского района. Мы же не планируем ликвидировать производства в Заводском районе?
- Сегодня, уже существует запрос на расширение территорий у некоторых наших местных заводов. И в ближайшей перспективе все эти «бесхозные» территории будут востребованы.
- Южная часть территории «Цеха 5Б» (участки с кадастровыми номерами 58:29:1005010:19452, 58:29:1005010:14375 и другие в границах этих участков)
,где сохранились производственные и складские строения необходимо, вернуть в хозяйственный оборот путем создания благоприятных условий для развития производств. - Для этого необходимо обеспечить транспортную доступность данной территории и достаточную энергообеспеченность. И то и другое сегодня просто требует ревизии.
- Северную часть (58:29:1005010:2121) на берегу ручья Безымянный, ввиду уникального рельефа необходимо перевести в парковую зону, сделав ее частью зеленого каркаса города. Данный участок должен иметь двойное назначение (гражданское и военное), исходя из исторических особенностей использования данной территории в качестве полигона.
- Между образовавшимся парком и производственной зоной необходимо провести автодорогу от ул Строителей в направлении ул Совхозной для улучшения транспортной доступности главного промышленного ядра города (дополнительная разгрузка Северной хорды).
Если существуют иные предложения, или вы видите в статье серьезные логические ошибки, то стоит озвучить ваши мысли в комментариях и аргументировать, чтоб можно было принимать взвешенное решение.
Если есть аргументы «за» и «против» , также озвучиваем в комментариях.
История Завода им Фрунзе на пензовед.рф. Рекомендую!!!
Предыдущая Глава 54 Генплан Пензы 2023г. Разбор изменений. Главная проблема с генпланами в России
Следующая Глава 56 Развязка Измайлова Антонова. Разбираем подробно, как решить проблему пробок на ГПЗ в Пензе
Если интересно и желаете продолжения, то распространяйте ссылку на материал. Поднимайте вопросы развития региона в СМИ и в диалогах с администрацией. Фактически единственный способ распространения — это по вашим группам в соцсетях (ВКонтакте, Вайбер, Вацап, Телеграмм). Ставьте лайки, подписывайтесь на канал в Телеграмме, ВКонтакте и Дзене, дочитывайте статью до конца, комментируйте и вносите свои предложения — они важны.
#генплан #генеральныйплан #пенза #5Б #ЗИФ