Найти тему
38,1K подписчиков

Дом культуры ГЭС-2 часто обвиняют в том, что там не на что смотреть. Но сейчас есть веская причина его посетить

1,3K прочитали

Когда говорят про культурное пространство ГЭС-2, открывшееся в декабре 2021 года в бывшей московской электростанции 1907 года постройки, часто сетуют: здание-то интересное, но стерильное и безжизненное. Огромное ненаполненное пространство. Форма без содержания.

ГЭС-2. Фото автора
ГЭС-2. Фото автора

С этим можно как согласиться, так и оспорить. С одной стороны, само пространство ГЭС-2 — значимый экспонат. С другой, после февраля 2022 года многие запланированные международные проекты были свернуты, а новые выставки были слишком "современны", слишком мудрены и запутаны, чтобы быть интересными для широкой аудитории.

ГЭС-2. Фото автора
ГЭС-2. Фото автора

Но сейчас даже для противников ГЭС-2 есть веская причина в него заглянуть - здесь проходят две очень интересные выставки.

На самом деле выставок в ГЭС-2 больше, чем две. Но меня заинтересовали только те, про которые пойдет речь в этой публикации

Первая - "Кубок созвучий. По направлению к Розановой" (до 28.04.2024).

Выставка представляет собой попытку осмыслить искусство художницы через обращение не только к ее собственному наследию, но и к отзвукам и резонансам, которые оно находит в советском неофициальном искусстве и у современных авторов
Выставка "Кубок созвучий. По направлению к Розановой". Фото автора
Выставка "Кубок созвучий. По направлению к Розановой". Фото автора

Когда я читала описание выставки перед ее посещением, была уверена, что большая часть экспозиции будет представлена работами современных художников, а Розанова будет лишь связующей ниткой.

И я была приятно удивлена, что ошибалась. Розановой на выставке много.

О. Розанова. Выставка "Кубок созвучий. По направлению к Розановой". Фото автора
О. Розанова. Выставка "Кубок созвучий. По направлению к Розановой". Фото автора

Более 40 работ русской авангардистки, привезенных из музеев по всей стране - Архангельска, Екатеринбурга, Самары, Саратова, Тотьмы, Тюмени, Ульяновска, Ростова Великого, Краснодара, Коломны, Нижнего Новгорода, Слободского, Нижнего Тагила. Только представьте себе эту географию!

О. Розанова "Кузница", 1912 г. из собрания Государственного Русского музея. Выставка "Кубок созвучий. По направлению к Розановой". Фото автора
О. Розанова "Кузница", 1912 г. из собрания Государственного Русского музея. Выставка "Кубок созвучий. По направлению к Розановой". Фото автора

Картины, представленные на выставке, позволяют проследить весь творческий путь художницы - от неопритимивизма и фовизма до супрематизма и цветописи.

О. Розанова "Натюрморт", 1913 г. Из собрания Нижегородского государственного художественного музея. Выставка "Кубок созвучий. По направлению к Розановой". Фото автора
О. Розанова "Натюрморт", 1913 г. Из собрания Нижегородского государственного художественного музея. Выставка "Кубок созвучий. По направлению к Розановой". Фото автора

Есть здесь и знаковая работа Розановой, произведшая в свое время революцию в искусстве, "Зеленая полоса". Эта "светописная" картина на много лет предвосхитила абстрактный экспрессионизм в американском искусстве 1950–1960-х гг.

О. Розанова "Зеленая полоса" (Распыленный свет"), 1917-1918 гг. Из коллекции Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль". Выставка "Кубок созвучий. По направлению к Розановой". Фото автора
О. Розанова "Зеленая полоса" (Распыленный свет"), 1917-1918 гг. Из коллекции Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль". Выставка "Кубок созвучий. По направлению к Розановой". Фото автора
Иллюстрация О. Розановой к книге А. Крученых "Война", 1916 г. Выставка "Кубок созвучий. По направлению к Розановой". Фото автора
Иллюстрация О. Розановой к книге А. Крученых "Война", 1916 г. Выставка "Кубок созвучий. По направлению к Розановой". Фото автора

Выставка состоит из трех разделов, иллюстрирующих разные периоды в творчестве Розановой: «Хрустящий в волосах колышется бант", «Черные тумбы оцепенения» и "Хрусталь неба в воздетом пространстве".

Названия всех разделов- цитаты из розановских стихов
О. Розанова "Кубистическая композиция с фруктом", 1914-1915 гг. Из коллекции Государственного Русского музея. Выставка "Кубок созвучий. По направлению к Розановой". Фото автора
О. Розанова "Кубистическая композиция с фруктом", 1914-1915 гг. Из коллекции Государственного Русского музея. Выставка "Кубок созвучий. По направлению к Розановой". Фото автора

И в каждом разделе картины Розановой соседствуют с произведениями других художников. Кураторы предлагают посетителям самостоятельно проследить следы ее влияния на последующие поколения.

Л. Мастеркова "Композиция с черным кружевом", 1967 г. Выставка "Кубок созвучий. По направлению к Розановой". Фото автора
Л. Мастеркова "Композиция с черным кружевом", 1967 г. Выставка "Кубок созвучий. По направлению к Розановой". Фото автора

Вторая выставка, которая идет сейчас в ГЭС-2, "Закат в сто сорок солнц" (до 24.03.2024) прослеживает "генеалогию космических мечтаний и отчаяний" от авангардистов до наших дней.

 Выставка "Закат в сто сорок солнц". Фото автора
Выставка "Закат в сто сорок солнц". Фото автора

Экспозиция поделена на 3 части: Эскизы будущего, Наш век, На краю утопии.

Первый для меня показался наиболее интересным. Не ожидала увидеть работы К. Малевича, Н. Гончаровой, К. Юона, Эль Лисицкого и др. на выставке, посвященной космосу. Как такое может быть?

Вот, что говорят об этом кураторы: "Прежде чем стать реальностью, покорение космоса долгое время оставалась мечтой. Устремленный в будущее русский авангард не мог обойти тему космоса. Футуризм авангардистов можно условно разделить на 2 типа - "холодный" и "теплый". Для холодного характерны строгие геометрические формы... конструктивистская воля к упорядочиванию и преобразованию действительности. "Теплый" полюс футуристических исканий связан с русским космизмом".

Выставка в высшей степени интересная. Не буду много писать, лучше приходите и посмотрите сами😊

📍ГЭС-2. Москва, Болотная набережная, 15. Вход свободный. Требуется предварительная регистрация