Найти в Дзене
С Лизой интересно

Лев Иванов - беззвучная тень Петипа

Очень интересная личность в мире балета. Недооцененный и скрытый за лучами Мариуса Петипа. Он был мягкий, добрый человек, не любил о себе ничего говорить с начальством. Никогда о себе не похлопочет, ничего для себя лично не станет добиваться...Казалось, что Иванов словно махнул на себя рукой...

Сверстник Петипа, воспитанник петербургского театрального училища. Он работал на сцене свыше полувека. Вся его карьера - цепь случайностей и обстоятельств, складывающихся то в его пользу, то против него, но всегда вне зависимости от его воли.

Лев Иванов настолько привык к бесцеремонному вмешательству и "соавторству" Петипа, что внушил себе мысль, что он хуже Петипа. "Я не обладаю таким талантом, как Петипа", - пишет он в своем дневнике и даже поучает кротости и скромности других:

"Не будьте слишком самолюбивы, не считайте себя лучше других, будьте скромней"

Важно подчеркнуть это неверие в себя и постоянную оглядку на единственную "звезду" - Петипа.

Первой большой работой Иванова было возобновление балета Доберваля (учителя Карла Дидло. О нём мы говорили в первой части истории балетмейстера) "Тщетная предосторожность" с новой музыкой Гертеля (1855).
Этим спектаклем Иванов сдает экзамен по трем предметам. В танцевально-игровых сценах, сохранившихся от Доберваля и отредактированных Перро, Ле Иванов показывает прекрасное владение традициями пантомимного танца.

Следующей постановкой Льва Иванова становится "Гарлемский тюльпан" 1887 года. Незначительный успех объясняется легко: плохая музыка Шеля, банальный и слабый сценарий и особенно неблагоприятная обстановка в театре, потому что балет в то время переживал колоссальный кризис.

"Сезонная мода" - балет, который не дался Иванову. Он ставит спектакль, как по учебнику, где присутствуют образно-лирическое царство теней и эмоционально-задумчивые дуэты. Такой подход к итальянскому балету был невозможен. Балерины ждали от постановщика совершенно другого. Им нужны были звонкие адажио на ритмически примитивную музыку, которая оттеняла бы их блестящие технические трюки. Они хотели прыжков, бесконечных вращений и вариаций с напористыми эффектными движениями. А получили нежность и полутона. Послушный Иванов начал переделывать свои композиции.

-2

Мне важно рассказать о двух главных работах Льва Иванова: "Щелкунчик" и "Лебединое озеро".

В постановке Иванова было несколько танцевальных отрывков в балете "Щелкунчик": "танец снежинок" в первом акте, "пляска Буффонов" и "китайский танец" во втором акте.

В "танце снежинок" все внимание Иванова устремлено на эмоционально-иллюстративное передачу метели.

Снежинки трепещут на легком ветру, выплывая из-за кулис небольшими линиями по три человека в каждой, одетые в белые тюники с пушинками на головах и снежинками в руках. Сплетаясь между собой непрерывно, они покрывают сцену многообразными фигурами, кругами, звездочками, прямыми шеренгами, то параллельными, то пересекающимися...
Танец продолжается все на той же перемене шагов с небольшим прыжком на одну ногу. Но вдруг артистки верхней шеренги сплетаются руками и делают широкий общий хоровод, а линии вертикальные рассыпаются на части, которые несутся друг за другом кругами...

По описанию сцены А. Волынским мы можем увидеть, насколько развито образное мышление Льва Иванова.

"Китайский танец" и "пляска Буффонов" во втором акте носят совсем другой характер. Быстрый танец китаянок на пуантах, которые сохраняют свой образ "статуэток", прорывается отдельными прыжками которые акцентируют аналогичными скачками в музыке.

"Пляска Буффонов" один из самых сильных танцевальных постановок Иванова. Солист в сопровождении группы танцовщиков, искусно выполняет большие кольца-колеса, движения на тот момент акробатические и практически невозможные. Острота поз, прыжки в калейдоскопе присядочных движений, которые ускорялись вместе с музыкой. В те года это было фантастикой, хотя и в наши дни все диву даются.

-3

Каким же счастьем для Иванова стала партитура "Лебединого озера". Музыка максимально созвучная с душой и настроением хореографа. Забыла вам сказать, что Лев Иванов - одаренный музыкант. У него были феноменальные музыкальные способности, абсолютный слух и исключительная память. Поэтому у Иванова замечательно получалось истолковать музыку, понять её и через танец передать эмоцию и смыслы.

Не поверите, но до недавнего времени Льва Иванова официально не признавали постановщиком "Лебединого озера". Всё авторство было приписано Петипа, а Иванов был лишь репетитором, помогавшим знаменитому балетмейстеру в работе с танцовщиками.

Благодаря Иванову родился "танец маленьких лебедей"! Благодаря восхитительному образному мышлению, каждый из нас хоть раз в жизни видел лебедя в человеческом обличии. Он создал образ лебедя.

Кажется, лишь штрих: руки упали, напоминая сложенные крылья, голова в лебяжьем оперении, опущенная на грудь, медленно движется от плеча к плечу, имитируя движение лебедя. Силу впечатления он увеличивает во много раз вовлекая в танец руки и корпус. На протяжении всей постановки они почти ни разу не остаются безучастными.

Контуры созданного им лебедя вдохновят Михаила Фокина в 1908 году на создание "Умирающего лебедя" для Анны Павловой. К тому же, Фокин заимствует у Иванова композиционные приемы "Шопенианы", "Эроса" и "Приглашения к танцу".

В своём дневнике он потом напишет: "Боже мой, боже мой! Сколько тут истрачено сил, сколько перечувствовано и испорчено крови из-за уязвленного самолюбия, из-за униженного человеческого достоинства".

-4

"Лебединое озеро" было последним подъемом творческой мысли Льва Иванова. Унижения, обиды, бессилие - всё это отнимает последние силы. После 1885 года он катится под откос. Он начинает пить, но продолжает работать в театре, даже делает несколько проходных спектаклей. Он начал постановку "Сильвии" Делиба, но умирает, так и не закончив её в 1901 году.

Спасибо, что дочитали до конца.

Подписывайтесь и оставайтесь. Дальше только интереснее!

С Лизой интересно | Дзен
Lisa about art