Найти тему

"Ходячие Мертвецы: Мертвый город" - обзор на 1-й сезон

Официальный постер сериала. Источник фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/4483445/9e726494-a221-4cc2-8316-eb00b352ff88/orig
Официальный постер сериала. Источник фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/4483445/9e726494-a221-4cc2-8316-eb00b352ff88/orig

Заглавный сериал империи "Ходячих" я, помнится, посмотрел почти сразу после выхода первого сезона, в 2010 году. Сериал тогда многих завлек и стал, без преувеличения, определенным событием. Еще бы, вместо полуторачасового кино - полноценная сериальная история с крупным бюджетом про выживание в мире победившего зомби-апокалипсиса! Группа выживших по дороге к спасению! Режиссер - Фрэнк Дарабонт, известный экранизатор произведений не менее известного Стивена Кинга!

Казалось, в сериальный формат можно впихнуть все, что не влезает в киношный. Выживание, лутинг, шутинг зомбарей, противостояние другим группировкам выживших и тому подобные развлечения предвкушались. Помнится, на форумах, посвященных всяческому выживанию после конца света в свое время велись ожесточеннейшие дискуссии по поводу событий сериала - что герои делают не так, и как бы им следовало проступать в той или иной ситуации. Выглядело это исключительно забавно - взрослые дядьки и тетеньки всерьез обсуждают действия выдуманных персонажей. Но, пример показателен - сериал плотно повлиял на массовую культуру в сфере как постапокалиптического жанра, так и различных выживальческих субкультурок. Не говоря уже о том, что данная мыльная опера о слоняющихся кадаврах во многом возродила интерес к жанру зомби-фильмов как таковому.

В общем, ожидания от сериала были большими. И напрасными. Подчеркну, озвученное мнение о сериале в этой статье - оно мое, индивидуальное. Для кого-то сабж может быть шедевром на все времена, но я лишь озвучиваю тут свое отношение к предмету.

Лично у меня, как и у многих, интерес стал снижаться в момент просмотра второго сезона оригинального сериала. После короткого, но динамичного первого сезона, вялое выяснение отношений и бесконечные интриги а-ля "Дом-2", которыми главгерои занялись на занюханном хуторе почетного американского пенсионера Хершила, просто выбешивали. Тупизна героев прогрессировала. И начались особенно ярко проявляться основные недостатки сериала. В чем же эти недостатки, преследующие франшизу в целом, как родовое проклятие?

Во-первых, сам сериал глубоко вторичен, новых идей в жанре зомби-апокалипсиса - ноль. Зомби - классика жанра. Все те же малоаппетитные кадавры, неспешно плетущиеся со скоростью Джо Байдена. Напугать такие могут только при помощи пошлейшего приема дешевых ужастиков - выпрыгнуть из-за угла. В сериале это происходит следующим образом - когда надо, главгерои зомбарей валят пачками, не особо утруждаясь. Но, когда авторам сценария позарез нужно слить какого-нибудь персонажа, тот внезапно становится слепоглухонемым паралитиком, и приближение полуразложившегося трупака, который при этом мерзко шипит-пердит, не замечает вплоть до того, как зомби на всех радостях не хватанет его нечищенными зубами за ляжку.

Второй минус франшизы проистекает от первого. Авторам в жанре-то сказать особо нечего, поэтому они сосредоточились не на мертвецах, а на живых. Ну, то есть большинство хронометража посвящено "тонким" взаимоотношениями героев друг с другом. Из-за этого, группа Рика Граймса периодически начинает напоминать "воронью слободку" из бессмертного произведения Ильфа и Петрова "Золотой теленок". Вечные склоки, выяснение отношений, борьба за лидерство и прочие схватки бульдогов под ковром, причем, все это преподнесено не как взаимоотношения взрослых зрелых людей. О, нет, по уровню тупизны все это напоминает школьные интриги подростков лет 15-ти. Вот именно так авторы сценария представляют себе взаимодействие людей, объединившихся с целью выжить перед угрозой смертельной опасности. Почему все так? А очень просто. Напомню, авторы оригинального комикса, по которому поставлен сериал и писался сценарий, Роберт Киркман и Тони Мур 1978-го года рождения, а первые выпуски комикса вышли в далеком 2003 году. Я-то себя помню в то время – говорят, у парней до 25 лет еще мозг растет. Оба автора - заядлые фанаты книжек с цветными картинками и редким текстом в всплывающих облачках. Киркман так вообще сына в честь Челопука назвал, насколько я помню. Представили себе утрированных героев сериала "Теория большого взрыва", пишущих сценарий для серьезной драмы? Лично я считаю, что от этого поступки героев и напоминают подростковые драмы о нелегком житие в американской старшей школе.

Третьим минусом сериалов франшизы является постоянная повторяемость набивших оскомину сюжетных ходов. Как правило, в силу своей природной тупизны, герои попадают в какую-то задницу, из которой выбираются исключительно разбившись на мелкие группки. И потом весь сезон пытаются найти друг дружку.

Четвертый минус - сценарная непроработанность окружающего мира сериалов. Авторы так и не смогли определиться, снимают они что-то более-менее реалистичное, или чистый кинокомикс. Для реализма поведение героев кроме как тупым и не назовешь, в кустах запрятаны многочисленные рояли, вместо основных занятий после апокалипсиса - поиска еды, чистой воды, безопасного убежища, и т.п., герои постоянно занимаются всякой ерундой. Спустя много-много дней и даже лет после коллапса все еще можно встретить заправленные бензином машины и не разграбленные супермаркеты, зомбари, явно подверженные процессу разложения, в субтропическом климате юга США не сгнивают годами и так и слоняются частично скелетизированными. Авторы одновременно пытаются играть серьезную психологическую драму, но почему-то вводят в сериал абсолютно нереалистичных персонажей. Чего стоит только один дурак Морган, разгуливающий по миру, где рулят организованные банды с огнестрельным оружием, с черенком от швабры. Или откровенный фрик Иезекииль со своей ручной тигрицей.

Все озвученное - родовые болезни сериала, кочующие из сезона сезон и переходящие в иные сериалы франшизы. Все это в конечном итоге достигло апогея в "Бойтесь ходячих мертвецов", который под конец смотрелся уже натурально как комедия про идиотов из дурдома. Но тут канал АМС осмелился закончить таки основной сериал, но, при этом одновременно решил не резать курицу, несущие золотые яйца. Рейтинги-то были все же высокие, а за годы существования "ХМ" возле них сформировалась большая фанбаза. Поэтому, оперативно были анонсированы спин-оффы в мире "ХМ", посвященные отдельным героям- Мэгги и Нигану, Дерилу и даже вечному Рику Граймсу.

Первым вышел "Мертвый город". Сериал не большой. Первый сезон занял всего 6 эпизодов. Кроме того, действие сериала было перенесено в Большое Яблоко, что вызвало лично у меня, поклонника жанра, прямые ассоциации с культовым "Побегом из Нью-Йорка". Малый по сравнению с основным сериалом франшизы хронометраж внушал надежды на то, что авторы не будут размазывать псевдопсихологические сопли по экранному времени и сосредоточатся на действии. Да и душка Ниган на мой взгляд - самый харизматичный герой сериала, чо уж там.

В общем, к просмотру я приступил с нескрываемым интересом. Вдруг внезапно засняли что приличное? Хотя, надежд особо не было. Предыдущие проекты создателей оптимизма не добавляли.

Итак, вкратце, сюжет. С момент окончания оригинального сериал прошло лет пять. Мэгги - лидер Хиллтопа. Колония переехала на старый кирпичный завод недалеко от Нью-Йорка и превратила его в ферму. Ну как, в ферму... При взгляде на пару показанных хиленьких грядок у меня, матерого садовода-огородника, наворачивается скупая мужская слеза. Их бы в свое время моей бабке отправить на ликбез, огород пропалывать. С такой плантации даже пару хомяков не прокормишь, не говоря уже о той группе по интересам, которой верховодит Мэгги. Тетка во главе колхоза - очередной "повесточный" штамп. Франшиза в целом вообще перенасыщена "сильными, независимыми" леди, аж тошно иногда становится. Авторы всерьез думают, что в суровом опасном мире постапокалипсиса граждане будут соблюдать социальные условности перенасыщенного "воук" - повесткой современного западного общества и на роль лидера поселения выберут не могучего мужика наподобие Нигана, который, как известно, и спляшет и споет и по морде надает, а неуравновешенную мать-одиночку с проблемным сынулей и стойкими психологическими проблемами. Мэгги, дама вполне симпатичная, за эти годы, надо сказать, нового мужика так и не нашла, что несколько не реалистично. Вон, психопат Ниган, и то новой семьей обзавелся. С сынулей - образцовым тупым подростком, отношения у нее так себе. Хершел-младший немотивированной кручиниться и посылает маму регулярно на фиг. Маман, видите ли, слишком мало уделяет ему внимания, она слишком погружена в Нигана, все никак не может опустить травму пятнадцатилетний давности. Вот последнее как раз реалистично, такое вряд ли просто так забудешь. Но авторы зафиналили отношения Мэгги и Нигана в оригинальном сериале на том, что последний был прощен безутешной вдовой. На мой взгляд, такой финал - бред. Подобные обиды не прощают.

И вот сейчас авторы вновь начинают расчесывать уже зажившую болячку, потому что взаимоотношения между двумя главными героями сериала нужно же как-то выстраивать, а как это делать еще, кроме привычной уже схемы "чувство вины - ненависть" сценаристы не знают. Поэтому, затухший конфликт возрожден с новой силой.

Возрожден он исключительно тупо. Однажды, томным вечером на огонек на кирпичный заводик заскакивает Хорват - бывший подельник Нигана и мастер заплечных дел. Хорват - он реально этнический хорват, играет его югославский актер Желько Иванек, и руководит сей персонаж , как не трудно догадаться, этнической хорватской ОПГ. Чего так авторы сценария хорватов не взлюбили, для меня загадка. Сына Мэгги он берет в заложники, увозит с собой на Манхеттен и намеревается обменять его на Нигана. Безутешная мать-одиночка бросается на поиски своего кровника.

Что же Ниган? А Ниган объявлен во всесоюзный розыск за убийство пятерых сограждан. Скрывается он от правосудия не один, а с немой девчонкой-подростком, которую почему-то защищает от опасностей внешнего мира. Заметив в сериале эту девку, я сразу понял, что все это не спроста и Ниган приморил кого-то из ее родни. и по старой традиции мучается чувством вины. Это настолько банально, что ничего, кроме отвращения к столь избитому сценарному ходу не вызывает. Ниган брал бы уже на попечение всю остальную родню тех, кого за свою карьеру завалил, что ли. Малолетняя дура, как и принято, не слушается никого и ничего и во всем перечит старшим, чем вызывает исключительное раздражение. Авторы, вероятно, все же хотят, чтобы зрители таким персонажам сопереживали. Я не сопереживаю - настолько избитое клише.

По следами героя Джефри Дин Моргана идет афроамерикоский маршал т.н. Нового Вавилона Армстронг и сотоварищи. Сотоварищей, правда, быстро валят и свой путь маршал продолжает один. Вот эти все Новые Вавилоны, Новые Иерусалимы, Новые Калифорнийские республики, Королевства, Святилища, Убежища - откуда авторы все это берут? Количество каких-то новых псевдогосударственных структур в подобных произведениях зашкаливает. Вроде как страну проще и логичнее восстанавливать на основе государственных институтов, веками освещенных легитимностью? Что, США уже все, того? Конституция США, Конституции шатов прекратили свое существование? Ничего не осталось от органов государственной и муниципальной власти? Где остатки полиции? Где остатки армии и Национальной гвардии? Зачем жить уединенными хуторами? Почему не сколачиваться в крупные коллективы, возрождать города, поднимать производство? Вот мое лично мнение - это все от специфического менталитета американского общества. Заселялась-то страна общинами мигрантов, кучковавшихся по религиозному и национальному признаку. Образ уединенного городка, даже хутора, на котором живут все свои, а вот вы, посторонние, сюда не суйтесь, красной нитью проходит сквозь американскую культуру, начиная от вестернов и заканчивая ужастиками.

Новый Вавилон этот не более чем какое-то сообщество таких же хуторов, как и кирпичный заводик. Т.е., спустя полтора десятка лет после вспышки эпидемии, граждане США смогли лишь возродить малотоварное огородничество на уровне городского садовода-любителя. Для примера, Советский Союз, вся европейская часть которого после Великой Отечественной лежала в руинах, через пятнадцать лет после войны первым запустил человека в космос.

Так или иначе, Мэгги, как заправский охотник за головами, лихо настигает Нигана в каком-то клоповнике, хотя за ним давно уже бегают маршалы. Бегают, а найти не могут, Ниган какой-то местный Неуловимый Джо. Перед поимкой Нигана Мэгги проводит рекогносцировку - посещает стольный град Нью-Йорк и томно осматривает бережок острова Манхэттен.

Но, чу! Мимо бредет толпа мертвецов! Мэгги, естественно, схоронилась за кустиком и наблюдает за уныло бредущим по дороге стадом. По сторонам заправскому герою "Ходячих" смотреть, естественно, западло, нужно пялиться в одну точку, не видя и не слыша ничего вокруг себя. Естественно, сзади, откуда ни возьмись, к героине подползает раздувшийся до размеров бегемота трупак с целью нежно покусать героиню за филейную часть. То, что от трупа с такой степень разложения должно смердить так, что волосы с головы должно сдувать, никого не волнует. На то, что они все время хрипят, сипят, пердят, пока двигаются, тоже все забивают. При приближении трупаков, ползущих с черепашьей скоростью, герои внезапно становятся слепо-глухо-немыми. И если кто думает, что это преувеличения, то нет. Это я вам сейчас натурально начало «Ходячие мертвецы: Мертвый город» описал, открывающую сцену. Собственно, после этого можно было и не смотреть, сразу все понятно.

Далее следует типичная для сериала сцена отвратительной борьбы в партере с гниющим трупом. В конечно итоге, героиня разбивает черепушку трупу подручными средствами, попутно забрызгав себя с ног до головы ароматными жидкостями разлагающегося организма. Авторы в своем стиле - от укуса зомби человек заражается и помирает, но, забрызгав зараженной кровью свою физиономию, он ничего не цепляет категорически. Слизистых же на теле у человека нет, а мертвецы трупный яд генерировать отказываются по религиозным причинам, поэтому всем этим содержимым огромного бурдюка с тухлятиной можно обмазаться с ног до головы без всяких последствий для здоровья.

Далее Мэгги ловко вылавливает Нигана и нагло врет ему о том, что он ей нужен, чтобы уболтать Хорвата освободить Хершила. Ниган, мучимый совестью, убалтывается, что выглядит в итоге весьма идиотски, ведь, уже попав на Манхеттен, он объявляет Мэгги, что в свое время этот Хорват его так задрал своим садистскими наклонностями, что Ниган попытался пристрелить его, как бешеную собаку. В итоге, Хорват сбежал, отделавшись простреленным ухом. Сразу вопрос: а на что вы, граждане, вообще тогда рассчитывали? Ну, что Мэгги врет, было понятно примерно сразу. А на что рассчитывал Ниган? Реально уболтать психопата по старой памяти? Это же бред.

Так или иначе, главгерои высаживаются на острове. Ну и тут противоречивость авторского мира во всей красе. Как заявлено, военные в начале эпидемии отрезали Манхеттен от материка, взорвав все мосты. Зачем, мне не понятно. Нужно было, наоборот, по этим мостам загнать на остров несколько десятков танков "Абрамс". Что может сделать тухлый мертвяк с бронированной тушей весом в шестьдесят тонн, которая может разгоняться по шоссе до 70 км/ч? Правильный ответ - ничего. Тут даже пушки и пулеметы не нужны - весело катайся по городу и дави зомбарей. Толпами. Единственное, надо часто заправляться и очищать корпус от кровавого киселя и кишок бывших сограждан, так что взрыв мостов - это чушь, я считаю.

Насчет паренька слева не питайте особых надежд. Его сожрут в первом же эпизоде. Играл бы в "Стар Треке", носил бы красную водолазку. Источник фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/6201401/e1a01b16-fa89-4d00-9869-60ca93970e70/orig
Насчет паренька слева не питайте особых надежд. Его сожрут в первом же эпизоде. Играл бы в "Стар Треке", носил бы красную водолазку. Источник фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/6201401/e1a01b16-fa89-4d00-9869-60ca93970e70/orig

Но это ладно. Нью-Йорк по лору сериала сгорел в огне эпидемии одним из первых. Вот Хершилу-младшему - примерно 15 лет. С учетом того, что его маман не сразу после начала заварухи родила, прошли примерно лет 17 после коллапса. Все это время, без подвоза на остров какого-либо свежего населения, по Манхэттену бродит полуторамиллионная стая мертвяков семнадцатилетней давности. Их настолько много, что они буквально падают с неба. Авторы вообще представляют, во что превратится труп за 17 лет на открытом воздухе? С учетом того, что в славном городе Нью-Йорке жарко и влажно, климат там субтропический океанический? Правильно, в кости.

Но это еще что. На острове за каким-то чертом живут люди. Что там им делать, ума не приложу. Насколько я знаю, Манхеттен питьевую воду получает с материка по акведукам. После апокалипсиса-то что там пить? Воду из залива? В которой, как дохлая рыба после глушения динамитом, плавают раздувшиеся мертвяки? А что там жрать? Нет, они там что-то даже выращивают, но, на мой взгляд, огородничеством лучше бы было заниматься на материковой части, где весь плодородный слой почвы не уложен в асфальт. Да и что там делать-то, посреди полуторамиллионной толпы трупов? Там духан должен такой стоять, что до МКС амбре долететь может.

Славный город Нью-Йорк местами изрядно освещен. Все на пердильном газе от массового захоронения в канализации. Источник фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/6201401/78dd2b3e-6d33-44c5-94e7-1bdb69ff7e11/orig
Славный город Нью-Йорк местами изрядно освещен. Все на пердильном газе от массового захоронения в канализации. Источник фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/6201401/78dd2b3e-6d33-44c5-94e7-1bdb69ff7e11/orig

В общем, за каким там сидит этот Хорват, нам более- менее объясняют. Он, видите ли, собирается использовать выделяющийся из гниющих трупов метан в качестве топлива. А вот что там потеряли его визави - вопрос открытый. Причем, они там, судя по сериалу, с самого Конца все заизолированы.

В общем, дальше два дурака бегают по городу с кучкой таких же отбитых, их злодейски поджидает Хорват сотоварищи. Малолетняя дура, оставленная Ниганом в безопасном месте (если считать безопасным местом кирпичный заводик, охраняемый одним унылым сторожем с палкой), естественно, сбегает вслед за ним и носится за всей честной компанией по городу тоже. Прицепом за всеми скачет чернокожий маршал. Действие все это весьма скучное и унылое. Берусь утверждать, что в полуторачасовом "Побеге из Нью-Йорка" экшена в разы больше, чем в шестисерийном первом сезоне "Мертвого города".

Привнес ли "Мертвый город" что-то новое, оригинальное во вселенную "ХМ"? Нет, все те же грабли. Зомби, даже сбившись в огромную толпу, чувство опасности не внушают. Когда они тяпают героев за мягкое, обычная реакция организма - рука-лицо. Ну как можно быть настолько тупым и неуклюжим, чтобы от самоходного трупа не убежать? Хотя, тут наконец-то злобные хорваты носят на бошках мотоциклетные шлемы. Хоть кто-то додумался до защиты головы!

Вечная повесточка на месте. Мало нам сильной и волевой Мэгги. Впихнули еще сильную и волевую немую девку. Злодейский Хорват оказался всего лишь злодейчиком на побегушках, а главная главгадина сериала, судя по всему , злодейская тетка, которую тут называют Дама. Главгадина, правда, больно похожа на пенсионерку, набирающую по вечерам в поисковике запрос "Сосед по подъезду громко хлопает дверью... Образец жалобы в прокуратуру" , т.е. никакой угрозы не внушает. Лидером Нового Вавилона тоже является афроамерикоская тетенька с кудряшками, абсолютно невыразительная. В общем, в этом жестоком мире, где правым является сильный, где человек человеку волк, где идет беспощадная война за ресурсы, на ответственных постах исключительно тетки. Не здоровенный мужик в хоккейной маске - повелитель пустоши, а банальная тетка, без каких-то ярко выраженных лидерских качеств. Ну, общество победившей феминистической повестки, чего уж. Насколько это правдоподобно в обществе постапокалипсиса, читатель может рассудить сам.

Что по итогу, дорогой читатель? Сериал банален, сериал вторичен, сериал плохо проработан. Действия мало, а какое есть - крайне вялое. При желании, весь сюжет сериала без потери смысла можно было впихнуть в серии так две, и зритель бы мало что потерял. А еще, все это окончено настолько скомкано, что становится сразу ясно, что авторы абсолютно самоуверенно были убеждены в успехе первого сезона, т.к. ясно, что он - всего лишь задел на сезон второй, в котором-то и будут основные события.

Осталось понять, как это все будет связано с Мэгги и Ниганом? С Ниганом-то все ясно, он остался на острове. А Мэгги-то с какого боку припека? Она же в конце сезона вновь ритуально отпустила Нигана на все четыре, сообщив это сынуле. Опять рецидив? На месте Нигана я бы уже подал в Новый Вавилон иск, мол, понятно, что я убийца и негодяй, но можно мне выдать запретительный ордер, чтобы эта сумасшедшая не приближалась ко мне, желательно на расстояние в миль так пятьдесят?

На исход в стиле "бритвой по горлу" не надейтесь. Авторы будут тянуть эту волынку до конца. Источник фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/4774061/1587e960-1933-4416-9c7e-34127fb3fdbc/orig
На исход в стиле "бритвой по горлу" не надейтесь. Авторы будут тянуть эту волынку до конца. Источник фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/4774061/1587e960-1933-4416-9c7e-34127fb3fdbc/orig

На мой взгляд, налицо сценарная импотенция. Главный движок взаимоотношений главгероев - замшелый конфликт, который атворы оригинального сериала закопали в его конце в глубокую яму. Сценаристы "МГ" вначале сезона откапывают его вновь, неуклюже реанимируют, а потом, потыкав палкой и удостоверившись, что клиент скорее мертв, чем жив, закапывают в конце сезона обратно.

Остается вопрос: а зачем все это было сделано? Ответ: все это было сделано из банальной жадности, чтобы заработать много-много деньгов на доверчивых поклонниках франшизы. Эх, жадность хуже, чем холера, жадность губит флибустьера! Хотя, судя по рейтингам, создатели таки наварились на этой поделке.

Предупреждение: все объекты авторского права (изображения, фото, цитаты, скриншоты, ролики, отрывки из произведений художественной и документальной литературы и проч.) размещены здесь в соответствии с положениями ст. 1274 ГК РФ исключительно в полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования.

#Постапокалипсис #ходячие мертвецы