Конституционное преимущество, которым пользуются все современные французские президенты, — это право вышвырнуть своего премьер-министра, когда ему необходимо начать все сначала. Поэтому решение Эммануэля Макрона от 8 января уволить Элизабет Борн после чуть более 18 месяцев пребывания в должности было внезапным, но не очень удивительным. Гораздо более важен её преемник: Габриэль Атталь, 34-летний министр образования. Атталь станет самым молодым премьер-министром современной Франции.
Решение, объявленное 9 января, является попыткой Макрона обнулить свой проблемный второй срок. Атталь — это скорее смелый, чем безопасный выбор, и он несет в себе свои риски. Министр образования моложе, чем был Макрон, когд впервые победил на президентских выборах в 2017 году, в возрасте 39 лет. Даже Лорану Фабиусу, самому молодому современному премьер-министру Франции на сегодняшний день, было 37 лет, когда его выдвинули на этот пост. Это знаменует собой явное омоложение французской политики. Джордану Барделле, который возглавляет ультраправое Национальное объединение Марин Ле Пен на выборах в Европейский парламент в июне, 28 лет. Суммарный возраст Макрона и Атталя ниже, чем у американского кормчего Джо Байдена.
Молодость в случае Атталя не означает неопытности, но она была заключена в короткое и быстрое восхождение. Атталь также некоторое время был министром бюджета при Бруно Ле Мэре, министре финансов, и был представителем правительства, когда его телегеничная легкость в публичных дебатах впервые сделала его имя нарицательным. В 2022 году он был переизбран депутатом от Парижского региона. Атталь также является открытым геем, обнародовав это в 2018 году.
В политическом отношении Атталь является своего рода мини-Макроном и в 2016 году был одним из первых сторонников первоначальной политической партии Макрона, En Marche. Как и Макрон, который был министром в социалистическом правительстве, Атталь родом из умеренных левых социал-демократов. Он работал советником министра здравоохранения при Франсуа Олланде, тогдашнем президенте-социалисте. Как и Макрон в первые годы своей карьеры, Атталь сочетал это с обращением к правым политическим силам. За короткое время своего пребывания на посту министра образования Атталь заслужил похвалу за запрещение ношения в школах абайи, длинной струящейся мусульманской одежды, согласно французским светским правилам.
Прежде всего, Атталь приносит определенную популярность, которой катастрофически не хватает нынешней команде Макрона. Опрос, проведенный в декабре, сделал Атталя самым популярным французским политиком с рейтингом 40%, что на 13 пунктов выше, чем у Макрона, и опередившем Ле Пен (37%) и Барделлу (36%). Президент надеется, что это придаст некоторый энтузиазм перед европейскими выборами и поможет снизить сокрушительное преимущество партии "Национальное объединение" в опросах.
Однако проблема Макрона в том, что никакая юношеская энергия и общественное обаяние не изменят основную проблему: как продолжать реформировать Францию и принимать трудные решения, управляя правительством меньшинства. Макрон хочет продолжить дальнейшие реформы рынка труда, чтобы повысить занятость. Ле Мэр обещает ограничить государственные расходы. Ни одна из этих мер не будет популярной. Выдвижение Атталя также не приведет к тому, что правые оппозиционные республиканцы или любая другая партия захотят работать с ним в официальной коалиции. Жан-Люк Меланшон, лидер левой оппозиционной партии «Непокорная Франция», осудил это назначение. «Атталь возвращается на свою должность пресс-секретаря. Должность премьер-министра исчезает. Президентский монарх правит единолично со своим двором».
Столкнувшись с неуправляемыми оппозиционными партиями слева и справа, прилежная и технократичная Борн сделала всё, что могла. После трудного 2023 года, отмеченного уличными протестами, неделей летних беспорядков и парламентским хаосом из-за законопроекта об иммиграции, Макрон стремится перевернуть страницу. Он рискует с Атталем, не в последнюю очередь потому, что тот вполне может отвлечь внимание от президента.
Если новый премьер-министр сделает всё правильно, он, возможно, сможет использовать эту должность в качестве трамплина, чтобы попытаться сменить своего босса, которому по конституции запрещено баллотироваться на третий срок в 2027 году. Но выдвижение Атталя будет раздражать других потенциальных преемников из широкого центра. А в Пятой республике только два бывших премьер-министра, Жорж Помпиду и Жак Ширак, смогли стать президентами — ни один из них сразу после того, как занял высший государственный пост.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».