Найти в Дзене
Ариаднина нить | Книги

Физика и метафизика смешного в прекрасной книге Николая Носова «Иронические юморески. Кванты смеха»

Передо мной книга Николая Носова «Иронические юморески. Кванты смеха». Стильная обложка с фотографией писателя и фольгированным факсимиле его подписи.

Впрочем, назвать её именно книгой самого Носова всё же, наверное, неверно, поскольку издание подготовлено внуком писателя Игорем Носовым по черновикам и разрозненным заметкам Николая Николаевича, а также по его публикациям в разных советских периодических изданиях.

Книга выпущена в честь 115-летия Николая Носова (родился 10 (23) ноября 1908 года) и 70-летия его любимого детища – повестей о Незнайке, первая из которых увидела свет в 1954 году.

Само издание, выпущенное «Махаоном» (детской редакцией холдинга «Азбука-Аттикус»), сделано качественно и может рассматриваться как фундаментальное. Больше фотографий книги – в моём предыдущем посте о ней:

Напоминаю, что издание снабжено замечательными юмористическими фотографиями сына писателя – Петра Носова, фотокорреспондента ТАСС. Смотреть эти снимки – отдельное удовольствие. А я сегодня заострю внимание на содержании текстов.

Издание включает два больших текста – сборник «Иронические юморески» и сочинение «Кванты смеха».

«Юморески» живо напомнили мне дневниковые зарисовки Ильфа и Петрова и старую советскую книжку «Понедельник – день тяжёлый», которая была у моего отца со времён его школьной юности и автора которой я совершенно не могу вспомнить; врезалась в память лишь голубая обложка. Общее у Ильфа и Петрова, «Понедельника» и заметок Носова то, что все они написаны в старой доброй традиции советского фельетона. Хотя «Юморески» я бы отнесла к очень своеобразному сплаву дневниковых записей, газетного фельетона и эстрадного юмористического монолога.

В «Иронических юморесках» Носов затрагивает злободневные, по его мнению, темы: оскудение человечности и сглаживание морального императива у тех, кто употребляет молодёжный жаргон, пьянство (так ли полезны рюмочные и пивные, как их преподносят отдельные газеты), замена смысла у некоторых слов, вежливость, старость, воспитание детей и самовоспитание взрослых, природа писательства…

Иногда ирония у писателя бывает, прямо скажем, злая:

«Иной литератор прекрасно понимает, что если он начнёт в своём сочинении твердить: мальчишки да девчонки, юноши да девушки, матери да отцы, то его произведение будет выглядеть слишком благообразным и его, пожалуй, и читать-то никто не станет. Вот он и заведёт: мальчишки да девчонки, кодла да шмотки, чуваки да лабухи, кони да предки, а когда дойдёт до шмакодявок, то так-то хорошо станет, что читателя и клещами от книги не отдерёшь».

Но это редкие особо острые вкрапления, по большей части «Юморески» - это именно что беззлобные юмористические зарисовки или размышления автора, приправленные долей спокойного юмора. Кстати, очень насмешил «трактат» Носова о литературном творчестве, в котором автор уморительно (что называется «на голубом глазу») рассуждает о типах писателей, о типах читателей, о типажах персонажей в комедиях (Хрыч, Подруга жизни, Тётя Поля, Персональный водитель и другие), о сюжетостроении («Сюжеты бывают двух родов: 1) сюжеты, где главный герой – мужчина и 2) где - женщина»), не обходит вниманием юмориста и поэзию. Особенно порадовал блок «В помощь критикам», в котором Носов «разъясняет» основы этого «дефицитного ремесла», включая чудеснейший «Словарик» с толкованиями вроде:

«Автор если поверить всему, что о нём говорится, очень легкомысленный и неглубокий человек. Любит заплывать жиром, смотреть на мир из окна своего кабинета сквозь розовые очки, гоняться за длинным рублём, скользить по поверхности, почивать на лаврах. Особенно любит спохватываться. Напустит розовой воды, мёду, сиропу, налакирует, наполирует, обсахарит, тут же спохватится и давай мазать дёгтем и сажей. Несмотря на свою несерьёзность, любит, чтоб о нём говорили уважительно. Если напишет плохое произведение, то любит, чтоб его называли не плохим, а неудачным. Это ему не так обидно». :)))

А вот «Кванты смеха» - это уже по-настоящему серьёзный трактат, к которому слово трактат применимо без всяких кавычек. Здесь Н.Н. Носов обращается в исследователя, и в фокусе его внимания – природа смеха и размышления о месте этого элемента в жизни человека, общества и в искусстве.

Разумеется, если мы в такой диспозиции обращаемся к искусству, то невозможно не затронуть эстетику с её категорией Прекрасного в искусстве. А поскольку затронута эстетика, то сочинение «Кванты смеха» следует, на мой взгляд, рассматривать как философскую работу. К тому же в «Квантах» даётся обширный обзор воззрений философов (Аристотеля, Платона, Канта, Анри Бергсона), учёных (Дарвина и Спенсера) и писателей (Гоголя, Чернышевского и других) на природу и силу смеха. На исследования такого уровня способны только глубокие и разносторонние люди, так что Николай Носов, ранее известный мне сугубо как детский писатель, предпочитающий лёгкие юмористические сюжеты, однозначно открылся для меня с новой стороны.

Сборник работ Николая Носова «Иронические юморески. Кванты смеха» я бы рекомендовала тем, кто увлекается советской литературой (а тем более исследует её на научном уровне), тем, кто связал свою профессиональную жизнь и карьеру с юмором, а также тем, кого привлекает философия и непосредственно эстетика (в том числе и с точки зрения исследовательского подхода). Ну и, конечно, всем, кто любит юмор и знает толк в хорошей шутке. Приятного чтения!

О книге:

Носов Н.Н. Иронические юморески. Кванты смеха. – М.: Махаон, КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2023. – 608 с.: 48 с. вкл. – (Серия «Персона»). 12+

***

Кк обычно, напоминаю, что теперь львиная доля книжных анонсов, столь любимых читателями "Ариадниной нити", выходит на моём

Телеграм-канале "Ариаднина нить | Книги"

Здесь, в Дзене, я оставила книжные подборки и рецензии. Ну, и иногда - редкие анонсы. Приглашаю подписаться на Телеграм-канале, если вы хотите по-прежнему быть в курсе книжных новостей. 🙂

Ваша Ариаднина нить.