Церковь Мадлен кажется небольшой в перспективе, но вырастает при приближении, оказывается намного больше и выше и впечатляет, греческий храм в центре города. Для Парижа церковь совсем молода, но появилась на этом месте неслучайно. Район этот до присоединения к городу в первой половине XVIII в. был деревней, принадлежавший епископу Парижа чуть ли не со времен Меровингов, так и называлась деревня, Епископской, там, конечно, была церковь, как раз посвященная Марии Магдалине, но не на сегодняшнем месте. Население росло, церковь увеличивали, но снесли в 1801 г., потому что уже развивался проект застройки района, включающий площадь Согласия, одноименный мост и Бурбонский дворец на левом берегу, для завершения ансамбля и было запланировано возведение новой церкви Мадлен.
Если что, это я отвлекаюсь от колледжей и монастырей Латинского квартала, немного утомилась, и вообще была в отпуске, а о районе Мадлен и Королевской улице так пока и не написала, когда рассматривали VIII округ, что, конечно, упущение и нужно исправить.
Итак, церковь Мадлен запланировали, но не достроили еще до революции, при Наполеоне думали сделать в здании биржу, но в итоге императорским указом было заявлено о создании храма, посвященного его "великой армии", где на мраморных табличках внутри "будут написаны имена всех воинов по армейским корпусам и по полкам". Со временем Храм Славы стал просто церковью, но при Наполеоне так и не бы закончен, освятили ее только в 1845 г.
"Ля Мадлен" стала приходской церковью, при Людовике XVIII была мысль посвятить ее казненным членам королевской семьи, этого не случилось, Искупительную часовню уже возводили на месте захоронения Людовика XVI. За Мадлен, ну не прям "за", нужно немного пройти, между улицами Анжу и Паскье, почти у бульвара Осман с XVIII го века было небольшое кладбище, на котором захоронили, кстати, жертв давки во время торжеств в честь бракосочетания дофина и Марии-Антуанетты 30 мая 1770 г. В революцию кладбище использовалось для захоронений казненных на площади Согласия, недалеко ведь. Вот там и были похоронены король с королевой, Шарлотта Корде, мадам дю Барри, Филипп Эгалите. После революции земля кладбища была продана, большую часть участков приобрел адвокат по фамилии Деклозо, который составил список похороненных и оберегал, как мог, это место. В 1814 г. королевские останки были перенесены в Сен-Дени и началось строительство Искупительной часовни.
На ул. Тронше за церковью можно найти большой торговый пассаж, не слишком то привлекательный, но внутри, если верить местным жителям, занятые многочисленными азиатскими лавками кроются витрины большого рынка Мадлен, открытого в 1835 г. Его закрыли и почти все снесли, когда в 1920-х гг. строили этот дом. На этой же улице поселились "магдалинки", как в Париже прозвали куртизанок, живших именно в этом районе, были еще лоретки, что обитали вокруг церкви Нотр-Дам-де-Лоретт или матюринки, на одноименной улице по соседству.
А вот цветочный рынок Мадлен уцелел примерно с этого же времени, нуу, т.е. насколько возможно, если сегодня пройти вдоль церкви можно увидеть длинные довольно неприглядные павильоны под зелеными крышами, если еще не провели их реконструкцию, как собираются уже несколько лет.
Интересно, что в церкви имеется довольно любопытное заведение - ресторан Foyer de la Madeleine, открытый в 1969, работают там исключительно волонтеры, меню небольшое, цены невысокие. Волонтеры же развозят еду неимущим. История благотворительности у этого прихода началась еще при императрице Евгении, когда раздавали еду и одежду, устраивали мастерские. В какой-то момент церковь стала местом прощания с известными музыкантами: Фредерик Шопен, Эдит Пиаф, Жозефина Бейкер, Далида, Джонни Холлидей.
Вот эта картинка показывает площадь Мадлен в 1824 г. Еще стройка идет. Лет через 10 на площади обосновались торговцы конской упряжью, например упоминают известного мастера-англичанина Уильяма Дрейка. А недалеко от площади, на одноименном бульваре открыл магазин шорник Тьерри Эрме(с) (Hermès, кажется, считается, что в названии этой марки последняя "с" произносится), продававший товары для верховой езды из лучшей кожи и поставлявший их лучшим домам Европы.
На площади открылось ставшее с годами очень популярным кафе "Дюран", пишут, что там подавали лучшего карпа с голубым сыром по рецепту Гримо де ля Реньера с обязательным белым бордо Château d’Yquem. Там обедали маршалы, будущие главы государства и несостоявшиеся, вроде генерала Буланже, который не пошел из ресторана захватывать власть в Елисейский дворец (совсем не хочу разбираться в политических интригах, кажется, генерал стоял во главе антиреспубликанской партии, был военным министром, очень популярным в армии, мог совершить переворот, но не стал).
Район этот, постепенно, не сразу, становится престижным и богатым, сюда и в сторону Елисейских полей со временем с бульваров перетекает мода, гастрономия, торговля. Площадь Мадлен становится местом сосредоточения французской гастрономии и окрестные улицы заполняются магазинами и ресторанами, сделавшими Парижу славу (честно, постараюсь коротенько, в телеграфном стиле).
Самые знаменитые имена - это, конечно, Fauchon и Hédiard, два гастрономических магазина, открытых примерно в одно время , в 1880-х гг., (как они с конкуренцией справлялись?), продававшие все дары земли французской и заморских территорий, имели собственное производство, готовили паштеты, выпечку, кондитерские изделия, продавали чай и кофе под своими марками. У Fauchon еще была кондитерская через дорогу, называлась "Чайным салоном". Все это роскошество, т.е. оба магазина, ставшие гастро-гигантами, сегодня закрылись, сегодня - это даже не 30-40 лет назад, а вот не так давно, в течение последних 5 лет, кого-то из них на площади Мадлен сменила Икея, представляете? Мне вот очень от этого грустно, они были очень парижскими. UPD: Икея по этому адресу уже тоже не работает, к счастью, ИМХО. Закрылась сырная лавка и булочная с дровяной печью, закрылся (надеюсь, что переехал) барчик "Форум" 1931-го года, куда любила ходить Катрин Денев.
Но еще работает винный погреб "Les Caves de la Madeleine", магазин с сотней сортов меда на ул. Виньон, трюфельный рай в "La Maison de la Truffe", а слева от церкви можно увидеть целых 2 икорных бутика, "Икру Каспия" пока оставим, а вот дом Прюнье начался в 1872 на небольшой улице Дюфо с крошечного устричного бара, который, как утверждают, и стал родоначальником всех устричных баров, где можно заказать дюжину под бокал шампанского. И доставку устриц на велосипедах Альфред Прюнье внедрил. UPD. Не он внедрил это новшество, скорее его сын чуть позже, мсье Альфред умер в 1898 г. Laduree здесь первую кондитерскую открыл и теперь они повсюду. Работает ресторан, который сохранил все, от украшения зала, выполненного известным художником модерна Луи Мажорелем из ценных пород дерева до мишленовской звезды, напротив церкви, легендарный Lucas Carton, который утверждает, что работает без перерыва в трех столетиях. Официальное открытие ресторана датируется постройкой здания в 1839 г.
И конечно, на месте, на чУдной Королевской улице (rue Royale, вот искренне eё люблю, хотя не очень понимаю, почему. Может, потому что она просторная, но не длинная, всегда нарядная) с 1893 г. работает ресторан Maxim's - главное парижское заведение рубежа веков, где отметились известные писатели, актеры и не менее известные куртизанки. Есть история, что во время реконструкции зала после Первой мировой войны под сиденьями нашли золото и бриллианты. С 1981 г. и до своей смерти рестораном владел Пьер Карден, при нем, кстати кухня испортилась. Сейчас у ресторана не лучшие времена, если и он закроется, район Мадлен, на мой скромный взгляд, совсем утратит свое очарование. Но кажется, его все-таки обновляют и открывают снова.
Но сейчас, надеюсь, что открою секрет: над рестораном имеется огромная двухэтажная квартира, которую Карден, как большой любитель стиля модерн приспособил под музей, где этот стиль представлен во всем разнообразии: живопись, костюмы, мебель, обязательно, стекло, Галле, Тиффани, Лалика. Прекрасный, не слишком известный музей, доступ был свободный, но кажется, по расписанию. И вот его судьба в связи с перезапуском ресторана пока неизвестна.
Может показаться, что статья про рестораны и магазины, но нет, она о специфике района Мадлен, о сохранении исторического наследия и о неизбежном изменении облика любого города, вот.
В телеграм-канале больше видов площади Мадлен