Июньским утром 1867 года Иван Сергеевич Тургенев завтракал у себя в квартире, находящейся в немецком городе Баден-баден. Горничная доложила писателю о визите нежданного гостя, коим оказался Фёдор Михайлович Достоевский.
- Конечно же, просите! - кивнул Тургенев.
Достоевский задолжал Тургеневу небольшую сумму в 50 рублей, но пришёл не ради возврата долга. С деньгами у Фёдора Михайловича в то время было не ахти - он всё проиграл в рулетку, однако ж не прийти, он не мог, узнав, что его друг и коллега, а также вечный оппонент в не менее вечном споре прибыл в Баден-баден.
Оба писателя переживали сложности. Достоевский материальные, а Тургенев моральные. Недавно изданный им роман "Дым" вызвал волну неприятия и теперь каждый день Тургенев читал желчные отзывы на своё произведение, в коем он выписал портреты современной ему российской интеллигенции, выписал язвительно и довольно вызывающе высмеивая их патриотические рассуждения. Высмеивать доверено было Созонту Потугину - персонажу не игравшему заметной роли в развитии сюжета, однако слишком много говорившему. Именно через Потугина Тургенев пытался донести свои собственные мысли о России.
Слово за слово между писателями завязался неприятный разговор, позже описанный Достоевским в письме к Аполлону Майкову, хотя Тургенев не соглашался с изложенной версией того разговора.
- Вы всё грезите о каком-то особом русском пути? Смешно, право, - горько усмехнулся Тургенев, имея в виду критиков романа "Дым", - нет никакого особого русского пути, нет и быть не может! Есть только один путь - обще-ев-ро-пей-ский, всё остальное ложь, дым и свинство в конце концов! Да, русские должны учиться цивилизованности у немцев! Любое движение в обход цивилизации ведёт в тупик.
- Учиться у немцев - как бы не так! - фыркнул Фёдор Михайлович, - да будет Вам известно, что все немцы - плуты и мошенники!
Достоевский знал о чём говорил - в последнее время он снёс много вещей в немецкие ломбарды. Ему было на что обижаться.
- Средний немец во много раз тупее и хуже среднего русского! - убеждённо заявил он.
- Ах так! - завёлся Тургенев, - ну так знайте, Фёдор Михайлович, дорогой мой, что тем Вы меня лично оскорбили. Лично! Знайте; я решил окончательно перебраться в Германию и я теперь немец, а не русский!
Достоевский в ответ молча взял шапку и вышел, громко хлопнув дверью.
На что заставило Ивана Сергеевича Тургенева эмигрировать и так болезненно отстаивать своё западничество?
Прежде всего разочарование в реформах, особенно крестьянской реформе, и даже в самом русском народе.
Тургенев, как известно, был помещиком, то есть имел крепостных. Но будучи человеком образованным всей душой ненавидел рабство, считая его тормозом России. И цивилизации вообще.
Однако, в те времена существовала серьёзная преграда между сословиями. Крестьяне жили собственной закрытой общиной. С барином вели себя согласно неписанному, но известному всем этикету. Так что взять да и поговорить с представителями народа по душам вряд ли бы удалось. Испокон веку, русский крестьянин приучен был душу господам не открывать и лишку не болтать.
Чтобы как то сблизиться, поговорить с людьми по душам молодой тогда Иван Сергеевич придумал хитрый ход - стал бродить охотником поблизости от деревень, просился на постой, заговаривал с мужиками о том и о сём. Короче, стал первым русским этнографом.
Позже эти его похождения легли в основу охотничьих рассказов, где крестьяне впервые предстали перед образованной частью общества, как равные члены.
И были они достаточно смекалисты и даже умны, многие с хитринкой, другие добродушны и приятны в общении. Как можно держать такой народ в рабстве? Своих же братьев во Христе!
Существует точка зрения, что именно рассказы Тургенева окончательно убедили Александра II подписать указ об отмене крепостного права.
И вот свершилось!
Народ получил долгожданную свободу! Но с одной ма-а-а-ленькой оговоркой. Земля остаётся в собственности у помещиков. То есть - земля отдельно, а крестьяне сами по себе.
И люди этого не поняли. Что за прок?
- Ну, как же, - волновался Тургенев, объясняя на пальцах новые привилегии своим бывшим крепостным, - можно взять землю в аренду, трудиться и продавать плоды своих трудов. Богатеть и развиваться!
Однако, крестьяне не поверили в столь радужные перспективы. Трудиться - это мы завсегда трудимся. Развиваться, говоришь? Без СВОЕЙ земли? Без своего надела, что от деда-прадеда… Это как? И главное зачем?
Обман это! Не будем ничего подписывать. Землю даёшь, а свободу - не нать.
Тургенев слушал этих Герасимов и Калинычей и тихо ужасался. Этим людям не нужна свобода! Они просто хотят жить также, как жили их предки и сто, и двести, и триста лет назад. Работать по сезону, есть да спать на печи. Он-то собирался открывать для них школы… А им не нужна цивилизация, им и так хорошо.
Тогда Тургенев уезжает за границу, перепоручив дела с крестьянами родственнику.
С Достоевским они ещё помирятся, но спорить о судьбах России не перестанут.
Спасибо за внимание!
Видео - Святочные кудесы - так гуляли в дореволюционной России (аудиоочерк)
Статья: О чём предупреждает Достоевский