Если бы я выиграла в лотерею десять миллионов, я бы, скорее всего, решила, что часть этой красивой суммы надо потратить на экзотический бердинг. И если бы надо было выбирать, куда же махнуть, наверно, я бы колебалась между Южной Америкой, Африкой и Австралией. Но пока я имею возможность ездить только по Уралу (путешествие за его пределы получилось только одно), в Африке, оказывается, стремительно сокращается численность хищных птиц.
Согласно исследованию, опубликованному недавно в рецензируемом журнале Nature Ecology & Evolution, 88 процентов из 42 видов африканских хищных птиц (выборка составила 40% из 106 видов дневных хищных птиц Африки) пострадали от сокращения за последние 20-40 лет, а 69 процентов либо находятся под большей угрозой исчезновения, чем считалось ранее, либо соответствуют критериям угрозы исчезновения.
Самая большая беда птиц — это рост человеческой популяции, который приводит к превращению лесных местообитаний в сельскохозяйственные угодья, попросту говоря, мы отбираем у птиц их дом. Чистая потеря африканских лесов в 2010–2020 гг. превысила потери всех других континентов.
Дополнительные угрозы для хищных птиц и падальщиков Африки это истощение кормовой базы, отстрел, отлов, преднамеренное и случайное отравление, поражение электрическим током или столкновение с энергетической инфраструктурой (с ветряками, например), а также убийство ради еды или магических ритуалов.
За последние десятилетия численность птиц-секретарей (Sagittarius serpentarius) сократилась примерно на 85 процентов.
Еще три вида, демонстрирующие резкое снижение, — это африканские эндемики канюк (Buteo augur), пустельга Дикинсона (Falco dickinsoni) и змееяд Бодуэна (Circaetus beaudouini).
Боюсь, увидеть всех этих птиц у меня шансов мало, а хотелось бы, пока их не постигла участь Додо. А вы, коллеги птицезыры, надеетесь, что сможете как-нибудь поехать в экзотический берд-тур?