8,9K подписчиков

Обратная сторона вежливости или что скрывается за Спасибо, Пожалуйста и Благодарю

640 прочитали

Вежливость часто прикрывает наши вовсе не вежливые намерения. «Спасибо» и «Пожалуйста» часто несут в себе вовсе не вежливое обращение, а бездумное намерение получить свое с минимальными вложениями.

Тема, вроде бы, не особенно острая, но любопытная, если подумать, что мы используем слова «Спасибо» и «Пожалуйста» каждый день по нескольку раз на дню, совершенно не осознавая зачем мы это делаем.

Вежливость часто прикрывает наши вовсе не вежливые намерения. «Спасибо» и «Пожалуйста» часто несут в себе вовсе не вежливое обращение, а бездумное намерение получить свое с минимальными вложениями.
Как говорит один из моих преподавателей, когда я использую вежливые слова: «Не важно, что человек говорит, главное – что он делает».


Для нашей культуры эта фраза, конечно хороша, вот только за отсутствие «Спасибо» и «Пожалуйста» нам с детства прилетало. Кого-то за невежливость ругали, а кого-то «учили» другими способами.

Банальные наезды типа «А волшебное слово?» с отказом что-либо делать без него. И «Что надо сказать?» при выходе из-за стола. Ах… детские годы, насыщенные дрессировкой.

На нижестоящих уровнях за «неуважение» в адрес собутыльника кое-кто платится жизнью и здоровьем. В мужских компаниях с высоким уровнем тестостерона даже дерзкий взгляд или неоперативно уступленная дорога становятся поводом для драки.

За невежливость в коллективе можете ловить косые взгляды и подковерные игры. Особенно в женском. А если еще и комплименты не говорите, то уууу.

За невежливость к представителям вышестоящих организаций можно также поплатиться. Тебе могут не дать того, что тебе нужно просто потому, что посчитают слишком борзым и дерзким. Пришел ты в кабинет к важному человеку, и не расшаркался в нужном порядке. И все, идешь в лес грибы собирать. Если повезет.

Такая тема, пожалуй, не действует только в клоаках соцобслуживания. А нет, там вежливым должен быть обслуживающий персонал – врачи, учителя, соцработники, продавцы. Клиент всегда прав, как говорится. Даже если это ученики, они на вас могут наезжать, а вы на них – нет. Иначе вас же и попрут с места. Это как минимум.

В общем, сплошная вежливость. Вот только на практике все работает ровно наоборот. И да, преподаватель прав – важно то, что человек реально для вас делает, а не что и как говорит.

В статье рассмотрим темы:

  • Спасибо за еду
  • Спасибо за порученную работу
  • Спасибо за услугу
  • Спасибо за деньги
  • Почему «Благодарю» хуже «Спасибо»
  • Пожалуйста
Вежливость часто прикрывает наши вовсе не вежливые намерения. «Спасибо» и «Пожалуйста» часто несут в себе вовсе не вежливое обращение, а бездумное намерение получить свое с минимальными вложениями.-2

Спасибо за еду

Если ребенок или близкий вам человек не сказал спасибо за еду, возможно, ему не понравилось, или он не хотел есть, или он не хотел есть вашу еду, или тупо привык к тому, что вы по умолчанию отвечаете за обеспечение питанием, и не понимает, почему это он должен говорить спасибо за самоочевидные вещи типа «волшебным образом» появляющуюся на столе еду.

Он же не экстрасенс и не знает, сколько сил и времени вы потратили на готовку, походы в магазин и план меню на неделю вперед так, чтобы не умереть по дороге.

А, может, вы и вовсе ненавидите готовить и вот это вот все с продуктами. Ну да, ну да, еда, приготовленная, потому что «надо», с ненавистью или наоте…сь, должно быть очень полезна. И явно стоит благодарности?

Таким образом, слово «Спасибо» будет применяться, чтобы от тебя отстали, или чтобы предотвратить потенциальное пиление мозга за неблагодарность. По факту же – там будет скорее неблагодарность, чем обратное.


А теперь сравните. Поел человек, сказал «Спасибо» и ушел в свой телефон играть или компьютер. Как внутри?

✅ Или поел человек, встал и помыл посуду. Потому что вы готовили, он моет посуду – так честно. Или сказал «Давай я помою посуду, ты посиди». Или сказал «Вкусно», «Мне понравилось», «Приготовишь снова?». Как? По-другому воспринимается?

Часто нам такое говорят? Увы.

Cr: @salo_comics / @publicsalamandra
Cr: @salo_comics / @publicsalamandra

✅ Какой из этого сделать вывод? Не больно-то и надо, чтобы вы им готовили. Можно выдохнуть и спокойно перестать насиловать себя, организовав питание домашних в каком-то еще ключе.

💡 Кстати, часто, когда женщина перестает готовить на всю семью из состояния «надо», всем как-то сразу легчает.

«Я не готовлю» – волшебная фраза, которую так трудно произнести многим женщинам. И которую в нынешних условиях мы вполне себе можем позволить, если что.


Детей, понятно, кормить надо. Но у них можно спрашивать, чего бы им хотелось съесть (кроме сладкого). Стараться давать выбор есть то, что они хотят есть. Приучать чувствовать, что из еды им нравится, а что нет.

А то часты случаи, когда ребенок плохо переносит жирное, или молочное, или крупы – ну живот у него болит. Но ему это готовят, и он ест. Даже не зная, что можно было выбрать, ну не знаю, кукурузную кашу, к примеру, вместо хлопьев (вредных) или овсянки.

Плюс, когда мы можем выбирать еду, это положительно сказывается на нашем самоощущении и настроении. Так что готовить на всех одно и то же – идея так себе. А вот давать всем возможность готовить для себя самим. Приучать заботиться о себе – идея хорошая. Жаль, нам это в голову не приходит.


Другой вопрос, если вас просят готовить или готовить то, что вам в голову придет. Тут, пусть говорят спасибо. А лучше уравновешивают ваши труды своими делами в виде заботы в вашу сторону.

✅ То же относится и к другим действиям, за которые вы ожидаете «Спасибо». Ожидаете, а его не говорят, не больно-то и надо было. Сказали с вынужденным тоном, не больно-то и надо было. Не сказали, но позаботились о вас в ответ – отлично.

Спасибо за порученную работу

Сидите вы, работу работаете, а вам тут прилетает документ на срочную обработку. Или стопка документов. Или неожиданная работа. На автомате нужно сказать «Спасибо» тому, кто вам это «принес».

Вежливость часто прикрывает наши вовсе не вежливые намерения. «Спасибо» и «Пожалуйста» часто несут в себе вовсе не вежливое обращение, а бездумное намерение получить свое с минимальными вложениями.-4

Вот только звучит такое «Спасибо» в формате «Ну, блин, спасибо! Лучше бы ты потерялся где-то по дороге! Не мог это кому-то еще отдать?!» То есть на бессознательном уровне вы транслируете в сторону принесшего вам дел вовсе не благодарное «Спасибо», а лучи ненависти.

Это и агрессия и аутоагрессия. Потому что с одной стороны, хочется изничтожить человека, принесшего новое поручение, а с другой, эту агрессию нужно подавить и изобразить вежливость. В результате агрессия бьет по вам же.

За плохие новости в некоторых местах наказывали посланца.
Вот эти горы до потолка - это документы, которые нужно обработать
Вот эти горы до потолка - это документы, которые нужно обработать

В общем, что тут главное понять, так это то, что принесший вам лишних дел, не виноват. На него это тоже свалилось. Да еще и сделать лишнее действие в виде перенаправления работы на вас пришлось. Но и отпустить его без обычного «Спасибо» будет не вежливо. А за это у нас сами знаете, что бывает.

✅ Что делать? Как ни странно, невежливость, бывает, работает лучше всякого «Спасибо».

Поручили вам дело сотрудники, с которыми вы уже более-менее нормально общаетесь, лучше сказать не «Спасибо», а «Да блин!», «Ну опять!», «И чего им там не сидится спокойно!».

Так вы вслух словами скажете то, что на бессознательном уровне варилось у этого сотрудника. Ему от этого полегчает, и он проникнется к вам большим доверием.

Как говорил еще один из моих преподавателей: «Когда ты озвучиваешь всеобщий гнев и негодование, то становишься лидером стаи».


Если сотрудник, как и вы, подневольный, то есть имеет начальника, то такие фразы ставят вас с ним на одну сторону против общего врага. Общий враг – абстрактные «они», которые заваливают вас часто ненужной работой. Так у вас и отношения в коллективе лучше станут, и воспринимать вас начнут как человека дельного, честного, но работящего. Работящего в том случае, если вы работаете, конечно. А не лицемерно-доброжелательного и двуличного.

Короче, будьте невежливым, и люди к вам потянутся.


Попробуйте примерить эту ситуацию на себя. Поручаете вы человеку дело. Он кобенится, плюется ядом, но делает. Или говорит вам вежливое «Спасибо» и хрен пойми, какую обиду таит в душе. Почувствуйте, как обе ситуации отзываются в теле. Любопытный эксперимент.

✅ Ежели грубость – это не про вас, или ситуация, контекст, конкретный человек, клиент к этому не особенно располагает. Можно сказать не просто «Спасибо», а:

«Спасибо за вашу работу»

«Спасибо, что принесли»

«Спасибо, что передали»

«Да, хорошо»

Так вы расширите контекст слова «Спасибо» и сделаете его менее эмоционально нагруженным.

Фраза «Да, хорошо» вообще отлично в бессознательное заходит. Она не агрессивна и не вызывает ответной защитной реакции. Ибо вспомните, как именно вас в детстве учили это самое «Спасибо» говорить.


В общем, можно быть вежливым и честным. А не просто «Спасибничать» с бессознательной агрессией на фоне.

Спасибо за услугу

Вам оказали какую-то услугу. Посылку выдали, волосы подстригли, ноготочки сделали, массажи, все дела. После приема всегда на автомате, как если бы, нужно сказать «Спасибо».

Хорошо, если это «Спасибо» никак эмоционально не нагружено. Вы просто говорите слова «Спасибо, до свидания» и все. Но если это просто «Спасибо», повисшее непонятным контекстом над головой оказавшего услугу, оно может для специалиста обернуться негативным энерго-информационным поражением. Об этом подробнее в статье про темную сторону благодарности.

Как же выразить свою благодарность или вежливость так, чтобы не навредить тому, кто вам оказал услугу?

✅ Говорите «Спасибо» за что-то конкретное:

Подвезли вас на такси – «Спасибо за то, что довезли»
Уделил вам специалист время – «Спасибо, что уделил мне время» или «Спасибо за ваше время»
Универсальные фразы «Спасибо за вашу работу», «Спасибо за ваш труд»
«Спасибо, до свидания» также нейтральная фраза. В таком сочетании как-то меньше эмоций


Попробуйте оценить воздействие слова «Спасибо» в этом случае на себе. Представьте себя таксистом, который довез -дцатого человека за смену до места. Сказали вам «Спасибо». Как вы себя чувствуете? Что в теле? Что в эмоциях? Что в мыслях? Как там агрессия поживает?

А теперь представьте все то же самое, таксист, куча клиентов, зима. Вам сказали «Спасибо, что довезли». Как в теле? Как себя чувствуете? Что в эмоциях? Что в мыслях? Как там агрессия?

✅ Поиграйте в воображении с разными фразами, примеряя их на себя. Выберите ту, что вам понравилась.

✅ Прежде, чем на автомате благодарить, задумывайтесь над тем, за что именно благодарите человека. Это сложновато бывает по началу, но очень расширяет ваше собственное восприятие и интерпретацию происходящего. А это всегда полезно.

Спасибо за деньги

Вам заплатили деньги. Надо как-то поблагодарить платящего.

Как ни странно, когда мы говорим «Спасибо» в этом случае, то как бы ставим себя в нижнюю позицию. Есть некоторое чувство унижения и уничижения. Мол я свою работу сделал, а мне еще и спасибо говорить. У некоторых даже агрессия появляется.

✅ Чтобы избежать таких негативных переживаний, опять же, старайтесь сделать слово «Спасибо» максимально нейтральным. Хорошо работает добавление ничего незначащих слов типа «Ага»:

«Ага, спасибо»

«Да, спасибо»

Попробуйте такие примеры на себе. Представьте, что вы дали денег и вам говорят за это «Спасибо». Что в теле? Как себя чувствуете? Что в эмоциях? Что в мыслях? Как там агрессия?

Теперь представьте, что вам сказали «Ага, спасибо». Что в теле? Как себя чувствуете? Что в эмоциях? Что в мыслях? Как там агрессия?

✅ Также хорошо работают фразы типа:

«Да, получил(-а)».

Смайлики типа 👍👌, подтверждающие факт перевода денег.

В общем, отметьте факт получения средств, чтобы перечисляющий их не волновался, что они не дошли.

«Благодарю» хуже, чем «Спасибо»

На волне какой-то очередной позитивной психологии активно учили говорить «Благодарю» вместо «Спасибо». Обосновывая это иным значением слова «Благодарю». Типа «Благо-дарю».

Однако, на практике, при работе с телом оказывается, что слово «Благодарю» воспринимается хуже, чем «Спасибо». За ним как-то сразу всплывает коллективная Тень Злодея и Неблагодарности.

Радиоактивные такие лучи
Радиоактивные такие лучи

Да и потом, а вы спросили человека, нужно ему ваше «Благо», которое вы ему «Дарите»? Вот.

Так что просто забейте на семантику, смотрите в суть и в глубину. Обращайте внимание на реакции вашего тела на благодарности произнесенные и полученные. И если уж благодарите, то ну скажите что ли: «Всех благ» или «Хорошего дня». Так лучше будет.

О том, как защищаться от токсичной благодарности, читайте в статье.

Пожалуйста

С «Пожалуйста» местами даже интереснее, чем со «Спасибо».

◾️ Если человек не сказал «Пожалуйста», значит считает, что вы ему обязаны и без пожалуйста сделать то, что он просит. Прям даже обидно тогда ему что-то делать при таком пренебрежительном подходе.

◾️ Если сказал, то «Пожалуйста» в данном случае будет словом-отмычкой. Типа смягчает просьбу. А по факту же «Пожалуйста» – это просто способ организовать все так, чтобы вы что-то сделали за человека.

«Пожалуйста» – это игра в одни ворота. Тот, кто просит, часто получает, а в ответ ничего не дает. «Пожалуйста» как бы обнуляет обязательство сделать что-то в ответ. Ведь ты уже сделал – вежливо попросил. Хехе. Хитро, да? И ведь работает часто.


Попробуйте мысленное упражнение. Какие мысли возникают в ответ на фразы с «Пожалуйста».

«Принеси чай, пожалуйста» – У тебя что своих конечностей нет?
«Сделай, пожалуйста» – А если я не хочу и не могу?
«Не делай, пожалуйста» – Но мне нравится.
«Не будь таким, пожалуйста» – С чего бы это вдруг?
«Будь таким, пожалуйста» – Почему я должен подстраиваться под твои представления?
«Можете меня пустить вперед, пожалуйста?» – С чего бы это вдруг? Я пришел первым.
Уберите отсюда слово «Пожалуйста» и фразы станут… Ну так себе.


✅ В данном контексте понаблюдайте за теми, кто вас часто просит что-то «Пожалуйста» сделать. И посмотрите, сколько они для вас делают взамен. Не пользуются ли вами?

Или это вы такой вот абьюзер, радостно и вежливо готовый попользоваться другими за «Пожалуйста». Это как минимум любопытно.

✅ Вместо пожалуйста лучше предлагать альтернативу или задавать вопрос.

«Принесешь мне чаю?» / «Принесешь мне чаю, я тут нам обоим денежки зарабатываю» / «Принесешь мне чаю, я тебя поглажу».
«Пустишь меня вперед?» / «Пустишь меня вперед, вот тебе шоколадка».
«Сможешь сделать?» / «Сможешь сделать? Я буду должен» / Сможешь сделать это, а я сделаю то».


Фу-фу, торг, скажете вы. И будете правы. Только вот «Пожалуйста» – тоже валюта торга. Пустая такая. Но выгодная. Так что в целом на эту рекомендацию можно забить, особенно если у вас слово «Пожалуйста» отлично работает. А вот на тех, кто вас «Пожалуйстит», внимание обращайте и получайте соразмерную оплату за свои услуги.

Вот как-то так на тему «Спасибо» и «Пожалуйста». Как я и говорила, не особенно-то и насыщенно негативом, но любопытно.

Если у вас есть какие-то идеи на сей счет, делитесь ими в комментариях. Пробовали ли вы когда-то отказаться от слов «Спасибо» и «Пожалуйста»? И как вам с этим? Стало свободнее? Делитесь своим опытом.

Еще почитать по теме

Темная сторона благодарности или когда благодарности ложатся проклятиями

Благословения и проклятия или когда пожелания добра оборачиваются порчей

Бессознательная опасность и как мы ее избегаем: деньги, отношения, тело, внешний враг

Как появляется Тень личная, коллективная и родовая