Найти тему
Максим Федоров

Систематическое сведение Бас-Гитары ч.2

Оглавление

Бас-гитара в роке / метале выходит за рамки простого инструмента для воспроизведения низких частот, приобретая статус, сопоставимый с ритм-электрогитарами. Это требует особого внимания к преобразованию её АЧХ.

В эпоху технологического прогресса и постоянного развития, мы стали свидетелями появления новых, все более продвинутых vst-плагинов обработки. Эти инновации открывают перед нами возможность накладывать эффекты на инструменты в многополосном режиме.

Главным образом АЧХ бас-гитары определяется двумя ключевыми составляющими - присутствием (presence) и низкочастотным объёмом (low end size), и основной задачей будет грамотно сбалансировать эти частотные диапазоны. Современный подход к обработке бас-гитары заключается в его разделении на несколько элементов, влияющих на восприятие инструмента в миксе:

Low End Size составляющая:

  • Низкочастотная бас составляющая (до 100 Гц)
  • Плотная нижняя середина (100 - 500 Гц)

Presence составляющая:

  • Вкусная рычащая верхняя середина (500 - 3000 Гц)
  • Высокочастотная составляющая с щелчками медиаторов (от 3000 Гц)

Обычно при таком подходе делают обработку на нескольких разных дорожках, деля один и тот же сигнал обрезными фильтрами (например на одной дорожке саб-бас, на второй - середина, а на третьей - верхние частоты). Разделив сигнал, мы можем тонко контролировать низ и верх баса, компрессируя и насыщая гармониками каждую частотную область независимо от другой. Это даёт нам возможность, например, не перегружать низкочастотную составляющую овердрайвом, который предназначался для средних и высоких частот. Бас-гитара, по сути, является чуть ли не единственным мелодическим инструментом, который начинает работать в миксе именно после разделения на несколько дорожек (немелодический инструмент, который обычно также делят на составляющие, это малый барабан и бочка). Однако с появлением таких плагинов многополосной обработки, как FabFilter Saturn или Neural DSP Parallax, подход с несколькими дорожками заметно упрощается.

Хочется отметить, что для живых бас-гитар и VST-басов принципы обработки не особо меняются. Просто стоит учитывать, что VST-басы в основном исполняют партии немного роботизировано и не так сочно лязгают, как живые. Однако, великолепная запись этих инструментов придает им стабильности и плотности низа, что является ключевым аспектом при микшировании метал-баса.

Кроме того, ещё в защиту VST-басов скажу, что они вполне способны вписаться в живую музыкальную картину. Ведь именно живые гитары, барабаны с оверхедами и вокал создают ту самую атмосферу, тот самый воздух, который мы так ценим в живых выступлениях. Это в значительной степени компенсирует машинный характер исполнения VST-басов.

Сочетание гармоник от низа до нижней середины (то есть примерно первые 4 гармоники до 170 Гц) у vst-баса намного лучше, чем у “живого” баса средней ценовой категории. Не редки ситуации, когда у живого баса разница между фундаментом и следующей гармоникой составляет около 15 дБ, что никуда не годится. Для того, чтобы бас был плотный и вкусный, эти гармоники должны быть более-менее уравновешены. Именно поэтому продюсеры активно компрессируют низкие частоты у баса для появления у него стабильности.

В наших следующих обсуждениях техник сведения мы будем использовать виртуальные бас-гитары, которые предоставляет нам Submission Audio. Это две уникальные модели - модерновый DjinnBass 2 (Dingwall NG2) и более классический NocturnallBass (Ernie Ball Music Man Stingray) .

Техника микширования “САТУРН”

-3

Это довольно простая и понятная техника создания тембра бас-гитары, которая использует всего одну аудио-дорожку в вашей DAW. Это является несомненным плюсом по сравнению с разделением звука на две дорожки, потому что у вас только один источник сигнала. Соответственно, все правки, которые вы внесли в сырой DI (direct injection или direct input) сигнал, такие, как монтаж партии во времени, перепрограммирование артикуляций, переписывание отдельных нот, распространяются на все группы обработок, и вам не нужно будет следить за тем, чтобы не забыть скопировать исправления на остальные группы дорожек.

Обработка по технике “Сатурн” будет состоять всего из трёх этапов, по выполнении которых бас-гитара уже будет иметь ну очень вкусное и плотное звучание.

Обработка DI сигнала

При работе с DI сигналом бас-гитары мы вряд ли заметим динамическую стабильность в её звуковой дорожке. Порою щелчок медиатора слишком сильно превалирует над общим тоном баса, что потом весьма посредственно сказывается на миксе. Поэтому поддадим стабильности сигналу с помощью компрессора в стиле VCA, Distressor или FET 1176. Вы можете подобрать прибор на свой вкус, однако для лучшего понимания происходящего советую обратиться к вариантам с графическим интерфейсом, например FabFilter Pro-C2 (рисунок 8).

Подавляем сигнал таким образом, чтобы понизить энергию транзиентов (резких всплесков громкости). Чем лучше бас и чем сильнее натянуты его струны, тем меньше компрессии для него необходимо.

При использовании следующих параметров на компрессоре, звук, который ранее мог "щёлкать" и "стрелять", становится гораздо ровнее и более управляемым.

-4
Рисунок 8 - Настройки компрессора FabFilter Pro-C 2
Рисунок 8 - Настройки компрессора FabFilter Pro-C 2

Стоит отметить, что для Nolly-подобных Dingwall басов Ratio и GR можно поставить немного меньше, примерно 4:1 и -7 дБ соответственно.

После компрессора рекомендую повесить эквалайзер (например FabFilter Pro-Q3), чтобы проконтролировать тембр и резонансы поступающего в Saturn сигнала. После того, как ваша гитара уже прошла через перегруз, необходимо будет вернуться к этому эквалайзеру и отловить свистящие резонансы, которые очень сильно корёжат звук (у каждой гитары эти резонансы свои), и убрать их точечно узкими полосами (рисунок 9).

Рисунок 9 - Настройки эквалайзера FabFilter Pro-Q 3
Рисунок 9 - Настройки эквалайзера FabFilter Pro-Q 3

Убавление резонирующих частот сигнала ПЕРЕД Saturn является более музыкальным способом, нежели убавление этих же самых частот уже ПОСЛЕ сатурации, потому что в первом случае мы даём больше энергии и воздуха правильным частотам бас-гитары для дальнейшего гармонического (и гармоничного в том числе) искажения. Обычно такие резонансы находятся в середине, в районе 500-2000 Гц.

Обработка с помощью FabFilter Saturn

FabFilter Saturn (Рисунок 10) является по-настоящему прогрессивной вещью с очень качественной сатурацией и компрессией. На этом этапе мы должны сформировать сам тон перегруза, добавив в пока ещё сыроватый звук бас-гитары плотного низа, сочного рычания и лязгающего верха. Следующие утверждения, к слову, будут справедливы и для сведения баса в стиле EDM.

Рисунок 10 - Интерфейс FabFilter Saturn 2
Рисунок 10 - Интерфейс FabFilter Saturn 2

до 100 Гц (Саб-бас)

В этот диапазон должна попадать фундаментальная гармоника каждой сыгранной ноты. От этой области нам нужна стабильность низа, ведь бас-гитара играет разные ноты на разных струнах, которые дают разное количество низкочастотной информации.

С помощью ручки DYNAMICS сделаем низ стабильным и расплющим его (значение примерно 0.600 уже будет оптимальным). Искажать полосу сильно не надо, но поддать плотности и подгрузить с помощью Clean Tube можно (DRIVE не более 70 %).

Процент параметра DRIVE будет зависеть от ваших личных предпочтений в звуке, поэтому подбирать это значение лучше всего на слух. Даже при 0% вы услышите разницу между включенным эффектом и выключенным.

100 - 500 Гц (Нижняя середина)

От этого диапазона зависит звук микса в дальнейшем: если в аранжировке играют плотные низкие гитары, то нужно прибрать этот диапазон, чтобы он не перегружал микс. Лучшим решением для него также будет Clean Tube (DRIVE в районе 60%). Но, для более олдскульного звучания, при котором партии гитар играются в более высокой тесситуре, этот диапазон можно смело подгрузить с помощью Smooth Amp. Также не забываем расплющить диапазон по динамике с помощью DYNAMICS.

500-3000 Гц (Верхняя середина)

Это главный диапазон, отвечающий за рычащий перегруз баса. Здесь границы Сатурна можно выставить по вкусу, но рекомендуется захватить основной хруст баса без щелчков медиатора и звона струн. Данная полоса крайне влияет на восприятие самой бас-гитары в миксе. Данный диапазон нужно хорошенько подгрузить с помощью Smooth Amp, Crunchy Amp или British Rock Amp (усилители выставлены по нарастанию степени перегруза). Если какой-то из этих стилей перегруза имеет нюанс в виде избыточного песка, то это можно подправить на мини-эквалайзере TONE (рисунок 11).

Рисунок 11 - Четырёхполосный эквалайзер
Рисунок 11 - Четырёхполосный эквалайзер

После насыщения данной полосы, на анализаторе плагина можно заметить, как обработка перегрузом добавляет гармонической информации в спектр за счёт интерференции волн, в том числе, и в низкочастотный спектр. Поэтому с этим нужно быть аккуратным и при необходимости подрезать низкие частоты с помощью TONE.

Стоит учесть, что при агрессивном перегрузе может возникнуть явный резонанс, который является особенностью модели гитары. Такой резонанс можно точечно убрать с помощью эквалайзера перед Сатурном (см. пункт Обработка DI сигнала).

Важное замечание: Частота в 1500 Гц играет ключевую роль для формирования основы атаки медиатора. Регулировка этой частоты перед перегрузкой обеспечивает более точный контроль над агрессивностью и энергией звучания бас-гитары.

от 3000 Гц (Щелчки медиатора и звон струн)

Эту полосу также можно перегрузить тем же видом дисторшна, что и предыдущую полосу. Если необходимо подчеркнуть атаку, то лучше повесить простую сатурацию (но стоит прибрать presence для более чистого и естественного звучания басового звука). Подгруз с помощью Crunchy Amp будет лучшим выбором, т.к. он не свистит резонансами и не съедает атаку медиатора.

Важное замечание касается ручки DYNAMICS для последних двух диапазонов (от 500 Гц и выше). Нюанс представленного подхода в том, что из-за каскада динамических обработок могут вылезать скрипы, шорохи и шум электроники бас-гитары в переходах между тишиной и игрой или просто в самой тишине, поэтому параметр DYNAMICS этих диапазонов мы не трогаем. Если же после всех обработок призвуки всё же будут слышны, то нужно будет их подчистить вручную автоматизацией громкости.

Ниже представлена таблица, которая вкратце резюмирует подход к перегрузу баса vst-плагином FabFilter Saturn.

-9

Также хочется сделать пометку про режим сатурации Heavy Saturation на высоких частотах, потому что хоть в рамках бас-гитары он звучит невероятно круто, к нему нужен правильный подход. Все перегрузы, такие, как Smooth Amp, Crunchy Amp или British Rock Amp уже подразумевают обработку басовым кабинетом, что накладывает нужные смягчающие АЧХ на перегруз. Heavy Saturation кабинета в себе не содержит, поэтому перегруз может быть крайне резким. Чтобы это исправить, можно воспользоваться импульсами басовых и гитарных кабинетов, которые скорректируют звучание.