Найти в Дзене

История образования для женщин: как учили девочек в древности, в Средние века и в XX веке

Оглавление

Сейчас женщины многих стран мира могут беспрепятственно получать образование в институтах и университетах, однако возможность эта у них появилась лишь в ХХ веке. А как было раньше?

Античность

В эту эпоху вопрос женского образования не стоял в приоритете, в Древней Греции большинство девушек из состоятельных семей получали лишь уроки на дому. Школьное образование предназначалось в первую очередь для мальчиков, так как мужчины считались полноправными гражданами и имели право голоса, в отличие от женщин.

Подготовка девочек к будущей семейной жизни включала обучение танцам, пению, готовке, ткачеству, прядению и шитью. Исключением были разве что гетеры, которые часто получали более широкое образование — общество ожидало от них умения поддерживать разговоры на разные темы (такая предтеча японских гейш).

Древний Рим

В Древнем Риме процесс обучения для детей отличался от греческого: дети из зажиточных семей получали знания дома, а вот их сверстники из скромных родов ходили в школу. Большинство детей Рима имело доступ к образованию — навыкам чтения, письма и арифметики, при желании мальчики могли изучать и другие науки, а для девочек образование ограничивалось лишь базовыми знаниями. Женщины из менее состоятельных семей часто осваивали практические профессии, чтобы обеспечить себя: они могли работать, например, врачами.

Уровень женского образования в римском обществе во многом зависел от традиций семьи, желания подчеркнуть свой социальный статус или вовлечь дочерей в политическую жизнь. Семьи, которые придерживались традиционных ценностей, осторожно подходили к образованию дочерей, чтобы избежать их чрезмерной самостоятельности.

Средневековье

В Средневековье взгляды на женское образование стали меняться. С одной стороны, образование для женщин оставалось необязательным: общество считало, что главная женская задача — забота о доме и детях. Девушкам не стоит учиться читать и писать, если они не планируют стать монахинями.

С другой стороны, обстоятельства требовали от женщин определенных знаний: жены торговцев могли заниматься бизнесом в отсутствие мужей, а супруги ремесленников частенько управляли мастерскими.

Для этого им было необходимо уметь читать, считать, писать и иметь базовые знания в профессии мужа. Вдовы могли наследовать имущество или земли от погибших возлюбленных, если они были из знатных семей, и управление этим имуществом тоже требовало определенных знаний.

Женское образование той эпохи имело уникальные особенности и развивалось, несмотря на его ограниченность. В городах девочки часто получали начальное образование: чтение и письмо. Если семья могла позволить себе дальнейшую учебу для дочери, она нанимала частных учителей.

В знатных и богатых семействах обучение девочек зависело от социального статуса: дочери купцов обучались управлению домашним хозяйством, кулинарии, шитью и ведению бухгалтерии, а дочерям аристократов давали знания в области иностранных языков, дипломатии, литературы и политики.

Новое время

К XVII веку потребность в женском образовании стала очевидной, но возникали споры о его содержании и формах. Были разные мнения о том, должны ли женщины изучать науки и искусства наравне с мужчинами или достаточно ограничиться базовыми навыками для управления домом.

Ян Амос Коменский утверждал, что женщины должны получать равное образование с мужчинами, поскольку мать — первый учитель ребенка, поэтому она должна быть хорошо образована. Европейские богословы же полагали, что женщины должны учиться чтению, письму, рукоделию, музыке, основам математики и латыни: такое образование должно было подготовить женщину к ведению хозяйства, воспитанию детей и развитию нравственных качеств.

С XVII века начался процесс развития женских образовательных учреждений, но доступ к высшему образованию для женщин оставался ограниченным, только немногие девушки могли вступить в эту стадию обучения.

Новейшее время

К XVIII-XIX векам число женских учебных заведений значительно увеличилось — это были уже школы и колледжи. Со второй половины XIX века некоторые университеты начали разрешать женщинам посещать лекции и обучаться наравне с мужчинами.

В XX веке доступ женщин к среднему и высшему образованию стал шире — этому во многом помогли социалистические революции. Однако в некоторых университетах Европы и Америки этот процесс шел не так быстро.

Женское образование в России

До конца XVII века информации о женском образовании в России почти нет. В 1086 году при Андреевском монастыре появилась школа для девочек по инициативе дочери князя Всеволода Ярославича, где девочки обучались основам христианской веры, чтению, письму, пению и рукоделию.

С приходом Петра I ситуация с женским образованием в России начала меняться. В дворянских семьях образование девушек приобрело особое значение: для обучения дочерей помещики приглашали учителей, с которыми девочки учились танцам, музыке и светским манерам. С 1724 года монахини могли заниматься образованием сирот, обучая мальчиков грамоте, а девочек — рукоделию.

В середине XVIII века начали появляться пансионы для девочек из аристократических семей, где преподаватели давали знания в различных областях. Но основным видом образования для большинства женщин оставалось домашнее обучение.

Значительные изменения в женском образовании произошли в эпоху правления Екатерины II. В 1764 году императрица учредила Смольный институт благородных девиц — первое специальное учебное заведение для девушек. Рядом с институтом функционировало Мещанское училище.

К середине XIX века в России значительно возросло количество женских пансионов, которые в основном были доступны для девушек из аристократических кругов.

К концу столетия в стране начали появляться специальные образовательные программы, направленные на женское обучение. Например, в 1897 году открылся Женский медицинский институт в Санкт-Петербурге, правда, выпускницы этого института могли работать исключительно в женских больницах.

Революция 1905 года принесла с собой значительные изменения в сфере образования, включая женское: девушки получили право проходить курсы, на которых получали знания не хуже университетских. А в 1918 году большевики приняли решение об отмене раздельного обучения для мальчиков и девочек, и в 1920-е годы советские женщины получили равные с мужчинами права обучения в университетах — это стало важным шагом в развитии мирового женского образования.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Законопроекты, которыми в 2024 году Госдума попытается поднять рождаемость в России
Обучение за границей + РФ Smapse27 декабря 2023
7 безобидных продуктов, которые могут вас убить, если съесть их слишком много
Обучение за границей + РФ Smapse26 декабря 2023
Почему кошкам в Турции можно все, и даже больше? 10 фактов о кошачьем рае. Часть 1
Обучение за границей + РФ Smapse25 декабря 2023
Золотое детство: Как воспитывают детей в монарших семьях всего мира
Обучение за границей + РФ Smapse25 декабря 2023
5 известных всем нам болезней, которые на самом деле... никогда не существовали
Обучение за границей + РФ Smapse24 декабря 2023