Найти в Дзене

Птолемей Керавн. Самозванец на царском троне

На одном из информационных форумов на тему борьбы диадохов Александра Македонского я прочитал комментарий, автор которого утверждал, что Птолемей Керавн не имел абсолютно никакого права (подразумевается – юридического) стать царем Македонии, поскольку в его жилах не текла царская кровь, и он не являлся законным наследником престола. Тем не менее, Птолемей Керавн утвердился на троне Македонии и своим безумным правлением и легкомыслием по отношению к исходящей угрозе от северных варварских племен, допустил разграбление своего государства кельтами. В обсуждениях автору комментария возразили, что в жилах Керавна текла царская кровь, так как его отец был царем Египта. Справедливости ради, следует отметить, что отец Керавна Птолемей I Сотер последним из диадохов принял титул царя в 305 году (здесь и далее все даты до новой эры). До этого он официально являлся сатрапом царей Филиппа Арридея и Александра. Первый был убит в 317, а второй в 309 году. Так как Птолемей Керавн родился в 319 году, то есть за десять лет до принятия царского титула отцом, его с юридической точки зрения можно считать сыном наместника Египта, но никак не царским отпрыском.

Дедом Птолемея Керавна по материнской линии был регент Македонского царства Антипатр. По отцовской линии его дедом являлся аристократ Лаг, отец Птолемея I. Лаг женился на Арсиное, любовнице Филиппа II, которая по слухам была уже беременна от царя. Таким образом, можно сделать предположение, что Птолемей Керавн мог быть внуком царя Македонии Филиппа II и племянником Александра Македонского. Но современные историки считают слух маловероятным, полагая, что данная легенда на протяжении многих лет сознательно муссировалась Птолемеем I с единственной целью легитимизации его прихода к власти в Египте. Поэтому вряд ли мы сегодня можем доподлинно определить принадлежность Керавна к царскому происхождению и останемся в своих рассуждениях только на уровне слухов и догадок. Версии о том, что Птолемей I являлся не полнородным братом царя Македонии Александра Великого, посвящены отдельные работы современных исследователей античной истории, но все они считаются бездоказательными по причине отсутствия подтверждающих документальных источников.

Птолемей Керавн (Молния) являлся царем Македонии всего полтора года, в период 281-279 годов и был старшим сыном египетского царя Птолемея I Сотера, одного из военачальников армии Александра Македонского. По старшинству он был обязан унаследовать престол Египта, но отец передал власть младшему сыну от другой жены. Прижизненный выбор отца своего наследника в пользу Птолемея II Филадельфа, сына Береники был в первую очередь обусловлен тяжелым характером Птолемея Керавна, который был вынужден отправиться к царю Македонии и Фракии Лисимаху. Лишенный царского титула в Египте, Птолемей Керавн вновь стал членом царского рода благодаря женитьбе на дочери Лисимаха. В результате дворцовых интриг и опасаясь за свою жизнь, Керавн затем был вынужден покинуть Лисимаха и перейти на службу царю Сирийского царства Селевку I Никатору. Вероломно убив Селевка ударом клинка в спину, Птолемей захватил власть в Македонии.

После убийства Селевка на пустующий трон Македонии помимо Птолемея Керавна главными претендентами являлись Антиох, Антигон и Пирр. Антиох, сын Селевка, справедливо считал, что, так как его отец завоевал Македонское царство, разбив прежнего правителя Лисимаха (285-281 годы правления), то он имеет законное право стать новым царем. Антигон Гонат был сыном Деметрия Полиоркета, который правил Македонией в 294-287 годах до ее завоевания Лисимахом. Пирр, царь Эпира овладел Македонией перед воцарением Лисимаха (287-285 годы правления) и после его смерти утверждал, что тоже имеет полное право быть восстановленным в своих правах. Также на трон Македонии претендовали многочисленные родственники погибшего в сражении Лисимаха и Антипатр, племянник бывшего царя Кассандра.

Дройзен пишет, что «Хотя убийца Селевка (Керавн) немедленно украсил себя царской диадемой, но в Греции взялся за оружие Антигон и поспешил в Македонию для защиты своих прав на ее престол. Антиох также послал своего полководца Патрокла готовить поход в Европу. Может показаться, что амбиции Керавна на престол Македонии были чрезмерными, но следует помнить, что он был внуком Антипатра, являвшегося законно избранным военачальниками преемником империи Александра Великого и при нем она формально оставалась единым государством».

Птолемей I Сотер был женат трижды. Керавн приходился старшим сыном второй жены – Эвридики, дочери Антипатра, который являлся регентом империи в 321-319 годах. Родители Керавна поженились во временном промежутке между мирным договором военачальников Александра Македонского в Трипарадисе в 321 году и смертью престарелого Антипатра в 319 году. В обсуждениях на информационном форуме также был оставлен комментарий по поводу того, что Антипатр был назначен Александром царским наместником в Македонии и Греции на период своего Восточного похода. Таким образом, Птолемей Керавн в действительности мог претендовать на трон Македонии с такими же законными требованиями, как и его многочисленные оппоненты. Но в данном случае правопреемственность Керавна к трону Македонии предпочтительнее увязывать с правлением не самого Антипатра, а его сына – царя Кассандра, которому Птолемей приходился племянником. И юридически к 324 году Антипатр уже не являлся царским наместником Македонии, так как Александр отстранил его от занимаемой должности, и обязал явиться в Вавилон с воинскими контингентами из новобранцев, а его место должен был занять Кратер.

Керавн оказался неплохим дипломатом и частью убеждениями, а где-то с помощью применения военной силы отстоял свои права на престол Македонии. Он заключил союз с Пирром, выдав за него свою дочь, и оказал ему значительную военную помощь в подготовке похода в Италию в виде выделения сроком на два года значительного воинского контингента в 5000 пехотинцев, 4000 всадников и 50 слонов. В 279 году в Македонию вторглись воинственные галатские племена. Птолемей высокомерно пренебрег военной помощью дарданцев, которые были готовы поставить ему 20 000 воинов. Он ответил послам, что: «Покоривший весь Восток народ не нуждается в помощи дарданцев для защиты своих границ». Отверг Керавн и предложение кельтов откупиться деньгами и выставил варварам встречное заведомо невыполнимое условие «сдать ему все оружие и в качестве заложников выдать всех своих старейшин».

Когда Керавн утвердился в Македонии, в его распоряжении было как минимум 50 слонов, которых он обязался передать Пирру для похода в Италию. Но в битве с галатами мы видим упоминание летописцами только одного слона, на котором находился и руководил боем сам царь Македонии. Скорее всего, по причине возникшей угрозы кельтского вторжения Керавн попросил Пирра вернуть ему часть македонских войск и 30 слонов для отражения возникшей внешней угрозы. Но потребованные Птолемеем у Пирра войска не успели вовремя вернуться из Эпира в Македонию. По свидетельству летописца Диодора: «Когда его друзья советовали ему (Керавну) подождать войска, которые задерживались с прибытием, он не обратил на это никакого внимания». По Юстину: «Он (Керавн) вышел им (галатам) навстречу с небольшим нестройным войском». В последовавшей битве македоняне потерпели полное поражение, царь был ранен и сброшен со слона. Галаты пленили раненого Керавна и убили (удушили), а его отрубленную голову насадили на копье и пронесли перед строем в качестве боевого трофея.

Легкомысленный отказ Керавна от предложенной ему военной помощи дарданцев можно объяснить самоуверенностью царя Македонии в силах своей армии, частично состоявшей из войск Лисимаха и Селевка. Диодор пишет о нежелании Керавна дождаться подкреплений из числа ветеранов армии и указывает на абсолютную неопытность Керавна в ведении боевых действий. Малочисленность войска и отсутствие боевых слонов в армии македонян предопределило их поражение в битве с галатами. Спустя всего три года такая же небольшая по численности сирийская армия встретилась с теми же галатами в Малой Азии и обратила их в паническое бегство одним видом появившихся на поле битвы шестнадцати боевых слонов.

Птолемей Керавн был беспринципным и изворотливым человеком, который не считался ни с какими моральными ценностями. Античные летописцы единодушно отмечали, что именно злодеяния Птолемея Керавна позволили ему стать царем Македонии. За отсутствием возможности доподлинно установить его царское происхождение и принадлежность к роду Аргеадов, мы, тем не менее, имеем весомый повод констатировать факт, что в жилах Птолемея Керавна текла дурная кровь.

-2
-3
-4
-5
-6
Монета с изображением Птолемея Керавна
Монета с изображением Птолемея Керавна
-8