Мы писали ранее о крушении яхты Cheminées Poujoulat, известных яхтсменов Бернарда Штамма и его напарника Дамьена Гийу, в Бискайском заливе примерно в 180 милях западнее французского порта Брест. Их спас норвежский сухогруз «Star Isfjord », направленный к месту крушения спасательной службой Фалмута (Британия).
*Другие статьи досуговой инфо учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
В операции участвовала спасательная авиация. Ценой неимоверных усилий спасателей и прежде всего самих яхтсменов, а также в определённом смысле везения, спасательная операция, длившаяся более суток, завершилась успехом. Казалось очевидным, что разломанная пополам яхта ушла ко дну, и никто её больше никогда не увидит.
Однако. Через некоторое время, носовая и кормовая части яхты, имеющие непотопляемые отсеки и скреплённые сломанной мачтой и такелажем, благополучно доплыли до берега. На снимках фото останков яхты и попытки спасателей отбуксировать их к берегу.
Французские спасатели отбуксировали то, что осталось от яхты после шторма и длительного дрейфа, к берегу
Полностью отвлекаясь от пересказанной истории можно сказать,
что не редки случаи, когда потерпевшие крушение яхты, пусть даже полу-затопленные и покинутые своей командой благополучно дрейфуют и достигают берегов или маршрутов трафика грузовых или круизных судов.
Другой случай. Многие дни спасательные службы искали пропавшую без вести яхту «Cheeki-Rafiki» . Яхта была обнаружена на просторах Атлантики на плаву в перевернутом кверху «брюхом» положении с полностью оторванным килем с исчезнувшим навсегда экипажем.
От сказанного выше следует, что даже смертельно "раненая" яхта может оставаться на плаву довольно длительное время. Поиски терпящего бедствие экипажа значительно облегчатся для спасателей, поскольку яхту обнаружить на морской поверхности проще, чем одинокого человека или даже небольшой по размерам спасательный оранжевый плот. Отсюда следует золотое правило морской штормовой практики: "Не покидать судно до последней возможности, а если и покидаешь спасательный плот или человек должны быть зафиксированы максимально возможное время страховочным тросом пусть даже за полузатопленную яхту". В случае крайней необходимости такой страховочный торос отрезается "абордажным" ножом яхтсмена.
Наша лента учебная. Не совсем корректно нам, простым яхтсменам, анализировать эти происшествия с точки зрения специальной морской комиссии. Но как же учиться, если не на «исторических» примерах?
Нужно отметить, что такие происшествия происходят либо из-за просчётов конструктора, как сейчас говорят,- «дизайнера» яхты. Или за счёт нарушения технологии изготовления яхты на производстве. Или из-за несоблюдения регламентов обслуживания и текущих ремонтов яхты. Или из-за «травм» в процессе эксплуатации яхты, которые не должным образом были «залечены», а в последствии проявляются поломками.
Или из-за ошибок в судовождении в мореходной практике капитана. С этой точки посмотрим на первый случай кораблекрушения, которое претерпела яхта Бернарда Штамма. Гипотетически могло быть так.
В эти предрождественские дни яхта возвращалась из-за Океана. Яхтсмены, хочешь – не хочешь, уже представляли себя в кругу семьи и близких людей за праздничным столом, после утомительного океанского похода. Капитан надеялся «на скорости», хотя и под зарифленными парусами, убежать от шторма «Dirk». По его словам они успешно шли перед фронтом шторма, успешно убегая от него.
Состояние «успешного убегания от шторма» при хороших скоростных характеристиках яхты сыграло злую шутку с капитаном. Можно предположить, что взяв рифы на гроте (существенно уменьшив площадь паруса) и применив не самый большой передний парус – стаксель, яхтсмен посчитал, что обеспечения безопасности всё сделано в соответствии с существующей мореходной практикой.
Но он совсем «забыл» о главной подлости Бискайского залива, о его «пороге». Яхтсмен , по всей видимости, упустил из виду перепад глубин между основной глубинной частью океана и береговым шельфом со сравнительно небольшими глубинами, порог «которого» отстоит от французского побережья примерно 150-200 миль. Смотрите иллюстрацию ниже.
Океанские волны, которые разгоняются штормом на больших глубинах, «споткнувшись» о «порог» и дно берегового шельфа приобретают временами феноменальную высоту и крутизну по сравнению с волнами глубинной части океана.
Высота волны может усугубляться течением океанского отлива у побережья. Волны сохраняют свою силу и высоту даже при стихающем ветре.
Не предприняв никаких дополнительных мер для безопасного преодоления «подлого порога» Бискайского залив, яхтсмены поплатились гибелью своей яхты, и чуть было также и собственной жизнью.
Но к счастью, как всё и бывает под Новый год, всё закончилось благополучно! О чём вы читали ранее.
Всем счастливых морских миль!
Начало темы здесь: "Страшные морские предновогодние истории" https://dzen.ru/a/ZYZSEPee-G3BFRCk
Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзенhttps://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications и в наших всегда доступных бесплатно на экране вашего смартфона учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой на нашем сайте https://morakademy.ru/
*Прием курсантов для обучения по курсу яхтенного капитана круглогодичный, заявление о приёме на обучение и вопросы присылать письменно в электронную почту morakademy@yandex.rи на вот-сап +7 915 365 75 33, или через форму на сайте, подробности и вся информация на сайте https://morakademy.ru/
@АБС