Найти тему

В поисках наставника

Раз уж мы начали разговор про наставничество для репетиторов, раскрою чуть подробнее свои мысли об этом явлении.

Начну с того, что искать наставника в своей профессии нормально.

Когда чувствуешь потолок или хочется узнать некоторые нюансы в своём деле, разумно обратиться к тем, кто знает больше.

Особенно это важно для молодых коллег, которые делают первые шаги в профессии.

Я сам всегда ищу тех, кто знает больше о преподавании математики и о репетиторстве в целом. Например, основам методики преподавания алгебры для продвинутых учеников меня научил Александр Чегодаев. Именно он подобрал задачи для канала Тренер Роман и рассказал про тонкости работы с сильными школьниками. Его помощь 8 лет назад для меня была просто бесценной.

Статьи в Партизанской математике – это результат моих поисков и наблюдений. Однако, несмотря на накопленный опыт, я до сих пор считаю, что мне как преподавателю ещё многое предстоит узнать и изучить.

Есть много по-настоящему крутых преподавателей математики. Если я вижу, что у них действительно можно чему-то научиться, то по возможности я к ним обращаюсь. Кто-то готов системно помогать, кто-то бесплатно даёт точечные советы. Кто-то ведёт в соцсетях страницы с полезными наблюдениями. Есть и те, кто не готов делиться своими наработками. И их тоже можно понять.

С репетиторством как профессией уже сложнее.

На меня как преподавателя сыплется поток рекламных объявлений: какие-то странные люди обещают рассказать, как правильно вести соцсети, как находить клиентов и как увеличить доход в 2-3 раза.

Конечно, они привлекут в свою воронку продаж каких-то отчаявшихся преподавателей. Потом обработают их возражения («Вам дорого? Дорого по сравнению с чем?»). Потом в конце дадут бесплатный и бесполезный pdf-файл. А если купите курс прямо сейчас, то получите огромную скидку. Которая вроде должна сегодня ночью сгореть. А завтра всё равно «по многочисленным просьбам подписчиков» дадут очередной последний шанс купить курс со скидкой. И вышлют повтор вебинара, записи которого якобы «не будет», но он всё-таки как-то случайно записался.

Ради интереса я всё же прошёл пару таких курсов. Посмотрел приличное количество вебинаров и просто видео про репетиторов. Даже сейчас у меня фоном очередная девушка-наставник вещает про то, что «главное – научиться продавать себя».

И что же мне предлагают? Какой свой контент такие гуру называют самым «вкусным и сочным»?

Ну например, скрипты. Это такие волшебные шаблоны переписок, где идёт откровенное впаривание. Вместо нормального живого разговора, где я слушаю и слышу человека и пытаюсь ему помочь, мне предлагают научиться манипулировать. Самое забавное, что почти все наставники подобное общение с родителями называют экологичным.

Некоторые дают гайд, как настроить телеграмм-бота. Чтобы он «дожимал потенциальных клиентов без вашего участия».

Ещё учат продажам. Успехом считается поставить цену от 300 рублей/занятие в объявлении, а продать за 1500 рублей/занятие. А на курсе скрупулёзно разбирают переписки, в которых удалось так обмануть доверчивых родителей.

Учат громко заявлять о себе. Транслировать свою экспертность. И даже советуют «распаковать свою личность для бесконечного контента».

Рекомендуют как правильно собирать (=выпрашивать) отзывы и выкладывать их на личной странице. Что, кстати, является грубейшей ошибкой для преподавателя и сжигает весь потенциальный сарафан.

Советуют стать «наглым репетитором». Читай, лезть туда, куда не следует. Вместо того, чтобы учиться тактичности как в преподавании, так и в продвижении.

Настаивают, что диагностика нужна не для того, чтобы оценить объективный уровень ученика. Оказывается, это главный инструмент продажи. Вся стратегия таких горе-маркетологов сводится к заманиванию как можно большего числа людей на бесплатную диагностику и продажам-продажам-продажам. С секретными «техниками отработки возражений учеников, после которых они точно купят».

Один наставник уже вторую неделю кичится тем, что на разработку и продвижение своего курса потратил 1 млн рублей. Видимо, это должно подчеркнуть ценность конечного продукта. Но в подобном «создании ценности для клиента» видна плохо скрываемая нужда и крик: «Ну купите же у меня, я должен отбить свои деньги!».

Кстати, так и советуют всем преподавателям: сначала донесите ценность, а потом говорите цену. А на прямой вопрос о стоимости занятий рекомендуют отвечать вот так: «Здравствуйте, Ольга! Мне было бы полезно уточнить у Вас цели и ожидания от наших с Вами занятий. Это позволит мне понять, какой из наших многочисленных форматов сотрудничества Вам подойдёт лучше всего. Я дам Вам несколько вариантов на выбор. Когда удобнее с Вами созвониться, сейчас или завтра?»
Какой же испанский стыд...

Программы всех этих курсов составлены так, чтобы вписать туда людей. Хотя должно быть наоборот - программа составляется для людей и адаптируется под каждого человека. Наставник, который идет по программе мимо человека, просто пока плохо умеет чувствовать людей.

Вообще те, для кого наставничество и продюсирование является единственной деятельностью, вызывают подозрение. Судя по их соцсетям, их основная работа состоит лишь в том, чтобы продавать свой продукт. Они уже забыли про преподавание чего-либо школьникам. Они не узнаЮт ничего нового в профессии. Они сами забыли (если вообще знали), как правильно общаться с родителями и детьми.

Особенно забавно, когда вам потом на курсах рассказывают все эти продажные фишки. Критическим мышлением вы осознаете их несуразность и ничтожность. А потом понимаете, как эти же самые трюки тестировали на вас, когда расхваливали свой курс наставничества.

Да и посмотрите на темы этих вебинаров и курсов: «Заработок репетитора от 200 тыс.руб.», «30 способов найти клиента», «Как повысить стоимость занятия в 3 раза».

Эти и другие однотипные заголовки придумывают, потому что на них кликают, а не потому что они помогают репетитору развиваться.

Людям дают то, что они хотят. Типичная задача модного и успешного наставника сегодня — понять, что люди спрашивают и дать им ответы на их вопросы в привлекательной формулировке. И запихнуть это всё в продающий текст.

Создаётся иллюзия, что один дает “полезную” информацию, а другой получает “полезную” информацию.

Люди не получают то, что им на самом деле нужно, потому что это просто невыгодно тем, кто даёт. Не будет кликов, не будет трафика, не будет роста подписчиков, не будет широкой воронки, не будет, наконец, продаж и успешного успеха.

По-настоящему важных тем никто не поднимает.

Никто из подобных наставников не напишет, что главный инструмент продвижения репетитора это скромность.

Что профессионализм стоит всегда (!) на первом месте. И что многие даже опытные преподаватели с большим стажем не являются профессионалами. Что сначала нужно научиться преподавать, а уже потом думать над набором групп и разработкой курса.

Что там, где начинается прогрев, заканчивается тепло. Когда вы станете разогревать клиентов, станете смотреть на свою деятельность с такой «прогревательной» позиции, к вам всё чаще будут относиться с прохладой и даже с некоторым пренебрежением и брезгливостью.

Что не нужны никакие скрипты переписок. Нужно просто научиться уважать себя, родителей и ученика. Только так вы сможете нормально разговаривать с людьми безо всяких волшебных шаблонов.

Что на возражение «дорого...» есть только один правильный шаг – отстать, отлипнуть от человека, а не пытаться уломать его всё-таки купить годовой абонемент.

Что нужно сначала освоить хотя бы основы общения с людьми, а уже потом что-то им предлагать.

Что нельзя фиксироваться на какой-то планке по деньгам, по вечерам вожделенно визуализируя её.

Что задача – не победить в моменте, а остаться в гонке на как можно больший срок. Что путь преподавателя – это марафон, а не стометровка.

Что репетитор, зарабатывающий миллион, далеко не всегда счастлив. И бывает, что человек вроде по деньгам идёт вверх, но истачивает свой личностный стержень. Теряет себя по кусочкам в этих денежных крысиных бегах: «Я не продаюсь, но за деньги – да!»

Что образование вообще это не про извлечение максимальной прибыли. Даже если успешность онлайн-школ сегодня измеряют в деньгах. Это не продажа курсов как можно большему числу людей. Это работа с человеком в первую очередь. А от отдельного человека отмахиваются, как от назойливой мухи.

Что привыкая общаться только с теми, кто потенциально может заплатить, что оперируя шаблоном "тот, кто не заплатил, не ценит того, что получает" вы пропустите людей, у которых есть нечто большее, чем деньги.

Что ни у кого нет навыка привлечения клиентов. Просто нет. Ни у кого. Потому что в принципе неправильно кого-то привлекать. Что вообще никому ничего продавать не нужно.

Что если человек сам пробует ответить на вопрос "Как мне стать успешным преподавателем?", то честный ответ вряд ли будет "Посмотри ряд видеоуроков за деньги".

Тем, кто хочет хоть немного продвинуться в профессии, нужно быть готовым в любой момент получить информацию, которую вы не ожидаете получить.

Есть ли что-то полезное на этих наставнических курсах? Безусловно, есть.

Но тем, кто их проходит, прежде всего нужно настроить для себя такие фильтры, чтобы из десяти советов распознать пять вредных, четыре нейтрально-бесполезных и один действительно полезный.

Однако, бОльшую плотность дельных мыслей можно встретить в совершенно других местах, услышать от самых разных людей. Работающие рекомендации лично я подсмотрел у психолога, маркетолога, копирайтера, журналиста, репетитора по английскому, директора цветочного магазина и мастера маникюра (!). И это не профессиональные консультанты, зарабатывающие на жизнь упаковкой и продажей своих советов. Они просто на видео или в статьях делятся личным опытом. Который бьётся с моими наблюдениями.

Можно и дальше перечислять примеры полезных и вредных советов для репетиторов. Однако, трудность ещё и в том, что их иногда сложно разделить. Одни и те же советы в разных ситуациях могут работать как во вред, так и во благо. Многое зависит от контекста и реального положения дел у конкретного репетитора. А нам предлагают какие-то якобы универсальные правила вроде «у вас забито расписание –> вы недооценены –> вам нужно повысить ставку в два раза».

Конечно, можно сформулировать дюжину действительно работающих принципов развития репетитора. Получится довольно общо и слишком ...просто. Главные рекомендации очевидны, а дьявол кроется в деталях. Некоторые нюансы часто лежат вне поля зрения педагогов. Или же просто не ясно, как их применить на практике.

Пока думаю над форматом публикаций по этой теме. С одной стороны, накопился материал с конкретными вопросами от педагогов, с которыми я работал в качестве наставника. С другой стороны, эту конкретику не понять без важных общих принципов. Ещё полно старых историй из практики, которые пока не публиковались в группе.

Ну и плюс ко всему начался учебный сезон. Нет уверенности, что будет время писать так же часто, как это получалось летом.

В общем, посмотрим, как будет получаться.