Найти в Дзене
БесИстория | News

«Один пояс – один путь»: гегемония Китая или экономическое чудо?

Оглавление

17 и 18 октября 2023 года в Пекине прошёл третий международный форум «Один пояс – один путь», посвящённый десятилетию появления этой экономической программы. Ещё в 2010-х годах правительство Китайской Народной Республики выдвинуло предложение объединённых проектов «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века». Что это такое? Чем оно грозит? И грозит ли? Поговорим обо всём в этой статье!

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @beshistory. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

Как была разработана эта инициатива?

В сентябре 2013 года её представил председатель КНР Си Цзиньпин во время визитов в Индонезию и Казахстан. Он предположил, что объединение морского и сухопутного торговых путей позволит доставлять товары в страны Юго-Восточной Азии, Африки, Европы и Ближнего Востока намного быстрее и с меньшими затратами. Для этого предлагается совместить проект «Экономический пояс Шёлкового пути», в который уже входят несколько экономических коридоров, с «Морским Шёлковым путём XXI века». Сейчас уже больше 150-ти стран подписали соглашение о сотрудничестве с Поднебесной в рамках программы.

-2

Новую модель взаимодействия и нестандартные механизмы развития экономики сейчас необходимо создать на фоне последствий мирового финансово-экономического кризиса. Политика Китая «Один пояс – один путь» была разработана как раз для решения этой проблемы. Её цель – привести в порядок ряд экономических факторов, эффективно и недорого распределить ресурсы и поддержать координацию политики других стран вдоль маршрутов «пояса и пути». По задумке Си Цзиньпина, это не только расширит рамки сотрудничества государств, но и принесёт пользу и возможность устойчиво развиваться каждой из стран-участник проекта.

-3

На церемонии открытия ежегодного совещания Боаоского азиатского форума в 2015 году председатель КНР уточнил, что «„Один пояс и один путь“ не будет соло Китая, а настоящий хор всех стран вдоль маршрутов проекта».

Почему «пояс и путь» полезен КНР?

Ещё одна причина появления инициативы – это отметка новым руководством Китая главенствующей роли внешней политики страны по отношению к её соседям. Это нужно для осуществления цели «Двух столетий» и «Китайской мечты» о возрождении нации. Согласно заявлениям Си Цзиньпина, если развитие внешней политики относительно соседей окажется успешным, то это позволит стране нарастить перспективы мирного развития в будущем и создаст благоприятную для жизни атмосферу. Конечно же, это должно благотворно сказаться и на процветании остальных стран как по отдельности, так и в сотрудничестве с Поднебесной.

-4

Сейчас «Один пояс – один путь» стимулирует развитие западных районов КНР и как-никак решает проблему диспорции между западной и восточной частями страны. Благодаря инициативе решается и проблема избыточных мощностей в стране, потому что Китай всё сильнее и сильнее открывается в сторону стран Запада и медленно занимает своё место на евразийских рынках экспорта капитала и самых разных товаров.

«Экономический пояс Шёлкового пути»

Самое время разобраться в том, что включают в себя проекты, объединённые политикой «пояса и пути». Первый из них назван в честь маршрута для караванов, который в прошлом соединял Европу с Китаем через Центральную Азию. На ближайшие 30 лет Си Цзиньпин запланировал постройку нескольких экономических коридоров в рамках данной разработки: Евразийский, Китай—Монголия—Россия, Западно-Азиатский, Китай—Пакистан, Китай—Индия и Китай—Юго-Восточная Азия. Ключевыми точками сухопутного пути станут Сиань (Китай), Алматы (Казахстан), Бишкек (Киргизия), Самарканд (Узбекистан), Тегеран (Иран), Стамбул (Турция), Москва (РФ) и Дуйсбург (Германия).

-5

На сегодняшний день контейнерные грузы доставляются в Европу из КНР за 45-60 суток по морю, а после воплощения в жизнь проекта «пояса и пути» он должен сократиться до 10 дней. Ощутимая разница, верно?

Как вы уже поняли, проект напрямую затрагивает и нашу страну. В рамках инициативы уже построены два моста через Амур, а в будущем должна быть проложена высокоскоростная магистраль Москва – Казань. Если всё будет двигаться согласно плану, в будущем её могут продлить до Иркутска и позже сделать частью ВСМ Москва – Пекин. Эксперты оценивают общую стоимость строительства в 7 триллионов рублей.

-6

Что даёт нам эта часть «пояса и пути»?

Си Цзиньпин уверен, что сухопутный «Экономический пояс Шёлкового пути» поможет решить сразу пять задач, весьма остро будоражащих внешнюю и внутреннюю экономическую политику КНР на данный момент. Это усиление региональной экономической интеграции, строительство единой трансазиатской транспортной инфраструктуры, ликвидация инвестиционных и торговых барьеров, повышение роли национальных валют и углубление сотрудничества в гуманитарной сфере.

Кроме конструирования единой транспортной инфраструктуры «Экономический пояс Шёлкового пути» должен поддержать расширение таможенного сотрудничества и масштабов финансовых операций между подписавшими соглашение государствами. Также он позволит создать различные финансовые институты при региональных организациях (таких как БРИКС или ШОС). Ещё рост гуманитарных связей между странами простимулирует обмен научными и культурными достижениями (как же без этого).

-7

«Морской Шёлковый путь XXI века»

Этот замысел родился в голове председателя КНР в октябре 2013 года во время служебной поездки в Индонезию. Морской экономический путь начинается в городе Фучжоу (провинция Фуцзянь), далее идёт через Гуанчжоу (провинция Гуандун) и остров Хайнань, проходит по Малаккскому проливу (Малайзия—Индонезия), затем через Индийский океан, огибает Африканский рог (Кения) и направляется в Красное и Средиземное моря. А второе направление МШП должно будет везти товары из портов Китая на юг Тихого океана.

Главными портами «Морского Шелкового пути XXI века» выступят Ханой (Вьетнам), Джакарта (Индонезия), Куала-Лумпур (Малайзия), Калькутта (Индия), Найроби (Кения), Афины (Греция) и Венеция (Италия).

Российская Федерация решила расширить идею МШП: правительство предложило КНР и прочим участникам соглашения развить Северный морской путь – самый короткий маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Северный морской путь проходит около северных берегов РФ по морям Северного Ледовитого океана и включает в себя больше 50 портовых точек.

-8

Какой экономический эффект уже оказала политика «Один пояс – один путь»

Инициатива существует целых десять лет, и за это время в неё был вложен почти триллион долларов, что привело к появлению свыше трёх тысяч новых совместных проектов. Как отмечает президент РФ Владимир Путин, в её рамках страны Евразийского экономического союза обеспечили «Один пояс – один путь» инвестициями на общую сумму в 24 миллиарда долларов.

Согласно официальной китайской статистике, проект «пояса и пути» сегодня охватывает большую часть Евразии, соединяя развивающиеся страны и «новые экономики» с развитыми государствами. На данный момент КНР увеличила оборот товаров с соседями вдоль маршрута пути с 1,04 трлн до 2,07 трлн долларов. Население участвующих в мегапроекте стран составляет 63% всего населения Земли, а ВВП в них превышает 21 трлн долларов США.

-9

Всемирный банк полагает, что развитие инициативы «Один пояс – один путь» к 2030 году создаст 420 тысяч рабочих мест в расположенных вдоль маршрута странах.

Автор статьи: Александра Найрас-Кель

________________________________________________________________________

Читайте также:

________________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент