В последнем месяце 2023-го я умудрилась выполнить еще одно задание из дорамного челленджа и посмотрела дораму про героев, которые работают в той же сфере, что и я, а именно - в маркетинге. И пусть профессия служит там только фоном для основных событий, это самая что ни на есть маркетологическая дорама! Почему? Читайте ниже ⬇️⬇️⬇️
Психология цвета в маркетинге и при чем здесь дорамы
Для любого маркетолога не секрет, что цвет - очень важная составляющая позиционирования, ибо он несет в себе определенные послания и ассоциации. Мужчинам и женщинам нравятся разные цвета, поэтому очень важно понимать аудиторию, с которой ты работаешь: продвинуть упакованную в розовое мужскую бритву будет сложновато, равно как и женский крем от морщин в темно-зеленом тюбике.
Если вы замечали, то очень часто в дорамах используются определенные светофильтры: светлый желтый и розовый для передачи легкости, хорошего настроения, приятных воспоминаний; темный синий или зеленый - для мрачных, трагических сюжетов; насыщенный красный или фиолетовый - если нужно показать страсть, опасность, богатство. Дораму "Сонбэ, не крась губы" можно в принципе использовать как краткий гайд по использованию цвета и света для эмоций, а также наглядное пособие по сочетаемости цветов в кадре и одежде.
В первой части нас встречает яркая, насыщенная, сочная картинка в розово-фиолетовых тонах: так нам не только показывают, что герои работают в известном косметическом бренде, но и сразу рисуют картину тайной страсти - между Ён Сон А и Ли Чжэ Сином, и также бурные чувства Чэ Хён Сына к своей наставнице. Затем свет сменяется на темные оттенки зеленого и холодный белый - когда Сон А узнаёт "маленький секрет" Чжэ Сина и отвергает Хён Сына. В финале же это теплый желтый, золотистый и розовый - а нас ожидают две скорые свадьбы.
Да, эти приемы используются в кино и дорамапроме повсеместно, однако в "Сонбэ, не крась губы" на них делается особый акцент. Очень здорово это работает в сочетании с безупречной работой художника по костюмам: наряды героев в кадре безукоризненно сочетаются по стилю и цвету, и у меня не раз возникало ощущение, что я смотрю очень интересный (и длинный) рекламный ролик, в котором все идеально.
Шоколадный почти-total look Роуна и темно-вишневое пальто вон Чжин А; болотный + светло-коричневая клетка, свежие голубой и белый; резкие, кричащие черно-красно-зеленые сочетания неуравновешенной невесты Чжэ Сина; ярко-розовые акценты на работниках офиса - перечислять можно бесконечно, но картинка дорамы радует глаз каждую минуту. Впрочем, как и актеры.
Сошедший с обложки глянца
В "Сонбэ, не крась губы этой помадой" Роун потрясающе яркий! В отличие от строгого образа в черных тонах в "Суждено быть с тобой" здесь просто какой-то фейерверк, хотя его персонаж одевается в основном сдержанно, преимущественно в темные тона. Но как начинает "играть" его лицо! Когда Чэ Хён Сын смотрел своими огромными почти черными глазами на Ён Сон А, у меня, клянусь, сердце замирало. Правда, иногда гримеры злоупотребляли блеском на губах, но этим грешат многие дорамы. Тем не менее, Роун на экране был о-о-очень притягательным, не в последнюю очередь потому, что из-под этой идеальной внешности в самые нужные моменты появлялся вот прям мужик, особенно когда нужно было "прикрыть" свою сонбэ.
Это умение присуще, например, тому же Ли Мин Хо - у него весь такой мягонький и изнеженный герой может вдруг показать стальной кулак. У Роуна немного другой образ - он играет, по сути, мальчишку, который всеми правдами и неправдами хочет добиться благосклонности от объекта воздыхания, но он все-таки еще и рыцарь, а не просто капризный красавчик. При этом его чувство от платонического далеко: при всем уважительном и бережном отношении к Сон А Хён Сын испытывает к ней настоящую страсть, он желает обладать ею, а не просто любоваться и восхищаться. Он не ходит грустно вокруг да около объекта вожделения, а методично пробивается к Сон А, перешагивая через Чжэ Сина, через ее неприятие, а потом готов мотаться на другой конец света, лишь бы побыть рядом с любимой хотя бы пару дней.
Меня удивил такой подход - а может, я просто еще не смотрела подобных дорам - но такой "активный" протагонист встретился впервые. Тем интереснее было смотреть, потому что герой не корчил из себя неприступное нечто, а сдался на милость влечению. А после того, как Сон А уступает его натиску, на лице Хён Сына явно читается самодовольство (в хорошем смысле) - то есть, добился, завоевал, ай да я, ай да молодец! - и это так честно со стороны режиссера, ну потому что какой же мужчина не будет доволен собой, когда неприступная женщина наконец-то сдалась?
Маленькая женщина со стальным стержнем
Типаж Ён Сон А мне очень симпатичен - Бо Ра из "БоРа! Дебора" очень похожая героиня, которая может быть искренней в своих чувствах. После расставания с Чжэ Сином Сон А нафиг не сдался влюбленный коллега, да к тому же еще и вчерашний стажер, о чем она откровенно тому и сообщает. С другой стороны, очень удобно иметь где-то во френдзоне такого почитателя, как Хён Сын - и подвезет, и коробку тяжелую поможет перенести, и жилеткой поработает. Сон А, естественно, прониклась таким положением вещей, и когда ухажер, устав биться головой о стену, решил дистанцироваться, быстренько натянула поводок. Все это выглядит как "и тут она все осознала", однако Сон А сама развеивает зрительское заблуждение, признаваясь, что настоящее чувство посетило ее уже после.
Это наглядно показано в ситуации с переездом за границу - в идеальной сказке романтическая героиня просто не может сделать тот выбор, который сделала Сон А. Уехать от любимого? Ну нет! Значит - не любила или любила недостаточно. Точка! Но есть сказка, а есть реальность.
Однажды я оказалась примерно в той же ситуации, что и Ён Сон А - уехать от любимых, но сохранить престижную работу с перспективами, или остаться рядом с дорогими людьми ценой карьеры. Это был по-настоящему мучительный выбор: лучшая в моей жизни работа - или семья. И, будь я на месте Ён Сон А, сделала бы то же, что и она - у нее нет "якорей" (в виде мужа, немощных родителей, недвижимости, детей или животных), а потому ничто не мешает ей уехать и получить новый опыт. Означает ли это, что Сон А не (достаточно) любила в тот момент Хён Сына?
В мире дорамы - да. В реальном мире - не обязательно. Но как социальный посыл - это однозначно хороший сценарный ход, призывающий молодых женщин думать в первую очередь о себе, а потом уже реализовывать "хотелки" мужчин и прочих родственников.
Так что Ён Сон А хороша своей честностью перед другими и собой, вот чем так привлекателен ее персонаж. Ну и, конечно, не могу не сказать слова восхищения в адрес актрисы Вон Чжин А: она на 100% подходит для роли. Удивительный контраст между миниатюрностью и приятным низким голосом, спокойная, сдержанная манера игры - все работает на образ маленькой, но сильной женщины Ён Сон А. И особенно хорошо она смотрится в паре с огромным на её фоне Роуном - это и заметная разница в росте, и в темпераменте, а как беззащитно выглядит ее маленькая ручка в широкой ладони Роуна! 😊
Но обратите внимание на кадры ниже: не девушка прячется в объятиях у сильного-смелого Мужчины, а, наоборот, молодой человек льнет к Женщине, которой восхищается и которую любит без оглядки:
Казалось бы, просто милые кадры, а на самом деле - демонстрация отношений в сюжете. Сон А - ведущая, несмотря на то, что чувства Хён Сына - ярче. Необычный кадр для романтической дорамы, не правда ли? Тут и про то, что она - сонбэ, старшая по работе, и по возрасту (пусть всего на какой-то год - по сюжету), и про то, что последнее решение - за ней.
Параллельные линии
Не могу не сказать о том, что мне очень понравилось, как были выстроены и показаны параллельные истории в дораме. Удивительно, но среди второстепенных героев совершенно нет хрестоматийных подонков, страдальцев, праздничных дурачков, глупеньких романтичных дурочек и прочих картонных персонажей, призванных лишь обрамлять основную историю.
Очень неожиданно, но сестры Чэ Хён Сына - не противные занозы, которые отравляют братцу жизнь, а вполне приятные женщины, особенно старшая, Чэ Чжи Сын. Уравновешенная, вдумчивая, сочувствующая - ну просто идеал старшей сестры! Актриса Ван Бит На чем-то напомнила мне Ли Сэ Ён, они очень похожи внешне, и впечатление от нее остались схожие.
Я была скептически настроена насчет их с Ли Чжэ Воном пары, все ждала, когда же психованная младшая сестрица Чжэ Вона или его властный дед подстроят какую-нибудь гадость - но нет, на удивление все прошло гладко. А Ли Гю Хан - очень приятный мужчина, из тех корейских актеров, что спят в формалине с годами ничуть не теряют обаяния.
Осталась какая-то недосказанность насчет средней сестры Чэ - Ён Сын и судьбы ее брака, но сама история точно не оставит зрителя равнодушным, потому что затрагивает весьма чувствительную тему, когда твой партнер оказывается вовсе не тем, кем притворялся все эти годы.
Итоги
"Сонбэ, не крась губы" мне очень понравилась. Вроде бы и без претензий на глубокие смыслы, но одновременно с этим зрителю есть, над чем подумать. Немаловажно и то, что дорама очень эстетична, и вам будет, чем порадовать взор. Поклонники Роуна будут просто при счастье, потому что он здесь действительно хорош. Любители хэппи-эндов тоже порадуются, так как все герои получают в конце если не счастье, то хотя бы успокоение. Одним словом, я рекомендую 👌
Мой личный рейтинг: 10/10
И в качестве постскриптума хочу упомянуть два момента, которые обратили на себя мое внимание:
Во-первых, эпизод, где становится известно не только о скорой свадьбе менеджера Ли Чжэ Сина и Ли Хё Чжу, но и о том, что у него был тайный роман с Юн Сон А. Перед нами - классический уже образчик корейской (ну и не только корейской, уверена) сплетенной логики: "А ведь директор Ли помолвлен с дочкой председателя! - Да! Надо же быть такой наглой!" - то есть, осуждаем не мужчину, который имел отношения за спиной у невесты, а женщину, которую он водил вокруг пальца. Мне кажется, это был намеренный камень в огород корейских сплетниц: вы вообще не в курсе вопроса, но обвиняете обязательно того, кто слабее (беднее, младше, ниже по должности - нужное подчеркнуть) и не может вам ответить.
Во-вторых, слова Юн Сон А о том, что маркетологу, чтобы быть успешным, необходимо ассоциировать себя с брендом и компанией, в которой он работает. Ассоциировать в том смысле, что тебе действительно должен нравиться продукт и компания, ее философия, а иначе ничего не получится. От себя могу горячо согласиться с этим: в свою компанию я пришла, когда она была еще небольшая, а продукт был известен только узкому кругу. Я видела, как строится бренд, как создается имидж - и спустя несколько лет я была очень рада увидеть, что в требованиях к вакансиям компаний-реселлеров стояло обязательное знание наших продуктов наряду с продуктами международных гигантов индустрии. И вот это чувство, когда на вопрос "А где ты работаешь?" ты с гордостью называешь свою компанию - и есть та самая ассоциация себя с брендом, о которой говорит героиня дорамы. Если среди моих читателей есть маркетологи, расскажите, пожалуйста, для вас это тоже важно?
И спасибо, что читаете мой канал!
Роун (Ким Сок У):
Вон Чжин А: