Чем усерднее мы стараемся сознательно что-то сделать, тем меньше у нас получится.
- Олдос Хаксли, Закон обратного усилия.
Закон обратного усилия утверждает, что чем сильнее мы гонимся за чем-то, тем более неуловимым это становится. Точно так же, чем больше мы избегаем негативных аспектов жизни, тем более негативным становится наш опыт.
Известная также как закон обратного усилия, эта концепция перекликается с более древними философскими идеями, такими как У-вэй, даосский принцип действия без усилий, предполагающий, что мы должны действовать, руководствуясь естественными инстинктами, отбросив социальные и концептуальные аспекты нашего поведения.
Эти принципы бросают вызов неустанному стремлению к современным целям, предлагая вместо этого философию принятия, потока и согласованности с естественным порядком вещей. Отказавшись от контроля и приняв естественный ход жизни, мы сможем легче обрести счастье, к которому стремимся.
Прежде чем дойти до крайностей исключительной боли и трагедии, которые выпадают на долю несчастных, мы сталкиваемся со страданием в каждом аспекте человеческой жизни, тенью, стоящей за каждым мгновением. Моменты радости неожиданно и необъяснимо становятся мучительными. Подобно маятнику старинных часов, жизнь раскачивается из стороны в сторону между радостью и отчаянием. Мы сопротивляемся этим колебаниям, постоянно стремясь к счастью, готовы идти на жертвы, чтобы подольше удержать это самое счастье.
Остановившись, маятник приводит к тому, что стрелки часов перестают двигаться вперед. Одно лишь стремление к удовольствию приводит к застою. Когда мы не признаем отступление счастья, мы отдаемся на волю внешних обстоятельств. Перспектива потерь и боли толкает нас к эмоциональным пределам, ввергая в страдания, страх и тревогу.
Греческий миф о Сизифе повествует о человеке, обреченном толкать валун в гору, но каждый раз, когда он приближался к вершине, валун скатывался вниз. Подобно Сизифу мы также толкаем свои валуны в гору, стремясь к долгосрочному счастью, но каждый раз, когда мы приближаемся к вершине, все срывается вниз.
Чем больше мы ценим вещи, находящиеся вне нашего контроля, тем меньше у нас контроля.
- Эпиктет.
Повторяющийся характер задачи Сизифа можно рассматривать как метафору циклической природы жизни, где каждое повторение дает возможность для роста, самопознания и самоанализа. Стремление к счастью включает в себя непрерывный цикл стремления. Мы достигаем временного удовлетворения или счастья, а затем возвращаемся к тому, с чего начали.
В нашем сознании есть базовый уровень эмоционального и сенсорного опыта, "точка нормальности", к которой мы подсознательно возвращаемся. В психологии это называется теорией гедонистической адаптации.
Этот базовый уровень определяет нашу реакцию на события, которые вызывают радость или страдание. Когда мы сталкиваемся со значительными позитивными изменениями, такими как повышение по службе или выигрыш в лотерею, мы сначала испытываем всплеск счастья. По мере того как мы адаптируемся к новым обстоятельствам, наше счастье возвращается к исходному уровню.
То же самое справедливо и для негативных событий, таких как потеря работы или неудачные отношения. После первоначального периода эмоционального расстройства мы возвращаемся к прежнему состоянию благополучия. Для тех кто нуждается в более позитивном опыте, чтобы чувствовать себя счастливым, возвращение к исходному уровню может привести к душевному опустошению, поскольку они изо всех сил стараются не поддаться падению обратно.
Качество жизни определяется не интенсивностью радости, а восприятием жизни в целом. Наш базовый уровень, нечто усредненное между радостью и отчаянием, — это не повод для страха, а повторяющийся процесс, который приносит успокоение. Мы признаем контрастные элементы жизни, двойственную природу нашего существования. Это симбиоз позитивного и негативного.
Мы уменьшаем количество страданий, причиняемых самим себе, снижая свои ожидания счастья как единственной цели жизни. Принимая, а не отрицая негатив, борьба за счастье уменьшается. Становится легче быть счастливыми. Устойчивость к несчастьям приносит утешение, поскольку мы понимаем, что и это пройдет.
Признание лжи, которую мы себе внушили, имеет решающее значение для принятия. Столкновение с негативным опытом в настоящем моменте превращает его в источник смысла. Чем больше мы подавляем неприятные или противоречащие нашему представлению о себе аспекты нашей личности, тем чаще они проявляются в неожиданных формах.
Искушение широко распространено, его эксплуатируют компании, культурные идеалы и наше внутреннее "я". Социальные нарративы внушают нам, что настоящий момент ужасен, обещая идеальное будущее, где ничего не болит. Все, что нам нужно, — это иметь или делать больше.
Поверьте, что деньги и вещи — это все, что вам нужно для счастья, и вам никогда не будет этого достаточно. Вкладывайте весь смысл в свое тело и красоту, и вы всегда будете чувствовать себя некрасивыми. Мы боремся со своим стареющим телом, сопротивляясь каждому незначительному изменению.
Поклоняемся своему интеллекту, а в итоге чувствуем себя глупыми. Лжецы, всегда находящимся на грани разоблачения. То же самое относится и к самому счастью. Если мы почитаем счастье или удовольствие, мы никогда не будем чувствовать себя достаточно хорошо. Мы можем попытаться создать жизнь, наполненную намерениями, смыслом и порядочностью. Так будет легче оправдать негативные моменты, чем постоянно пытаться их избежать. Все это не принижает страдания.
О поисках смысла гораздо легче рассуждать, чем найти его. Даже здоровый, порядочный и преуспевающий человек склонен к ненависти к себе и самосаботажу. Душевная боль не свойственна никому из нас, но она затрагивает всех, в большей или меньшей степени.
Смещение фокуса со счастья, имущества или достижений все равно позволит нам чувствовать, желать и добиваться чего-то. Для достижений необходимы драйв и страсть. Даже если бы мы захотели, мы не смогли бы легко перестать пытаться или заботиться об этом. Точно так же, как нам не нужно прославлять дыхание, чтобы мы могли дышать, или ветер, чтобы он дул, нам не нужно поклоняться счастью и прогрессу, чтобы прогрессировать и быть счастливыми.
Вдох и выдох позитивного и негативного опыта заставляет нас двигаться и расти. Это делает нас по-настоящему живыми. Если мы слишком долго задерживаем дыхание, мы задыхаемся. За каждым выдохом следует вдох. Просто дышите. Нам не нужно об этом думать.
В каждом моменте трудностей, боли, смятения или слабости кроется история, наполненная потенциалом триумфа и жизненной силы. Каждое мгновение страдания — это свидетельство нашей глубокой признательности за жизнь, пока мы продолжаем двигаться вперед.
Закон обратного усилия учит нас, что наши усилия могут препятствовать нашим желаниям, оставляя их недостижимыми. Погоня за удовольствием делает счастье еще более недостижимым, а уклонение от дискомфорта усиливает наши страдания.
Примите весь спектр переживаний. Воспитывайте в себе благодарность и будьте устойчивы к жизненным невзгодам. Нас подталкивают к глубокой истине: счастье нельзя поймать, оно само приходит к вам.