Независимо от того, кто вы и где вы находитесь, вы страдаете. В той или иной степени мы все страдаем.
Это один из тех общих знаменателей, которые никому не нравятся.
Однако это не означает, что страдания — наш удел и с этим ничего нельзя поделать.
Уточню, что под страданиями я не имею в виду физическую боль, например, когда вы ударяете палец на ноге. Я имею в виду психо-духовную боль. Другими словами, страдания, связанные с неприятием того, что есть.
Ударить палец на ноге — это больно. Говорить себе, что вы неуклюжий болван и, вероятно, заслуживаете этого, — страдание.
Другой пример. Грустить о том, что кто-то вас бросил, — это боль. Говорить себе, что вы не можете жить без этого человека, — это страдание.
Хотя все мы в той или иной степени пытаемся избавиться от подобных страданий, мы также в той или иной степени этим поддерживаем страдания.
Например, нам не нравится злиться на кого-то, но мы также любим оправдывать свой гнев. Гнев вполне может быть оправдан, но мы часто не замечаем, что гнев — это в основном самонаказание.
Я не говорю, что нужно подавлять свои чувства. На самом деле, многие страдания, которые мы постоянно испытываем, происходят потому, что мы не признаем их в полной мере.
Осознанное страдание часто приводит к глубоким изменениям в вашем внутреннем опыте, потому что вы освещаете светом осознанности те аспекты, которых вы избегали. Эти аспекты часто могут скрывать какие-то неразрешенные чувства.
Всегда есть части, которые мы скрываем от самих себя. Чувства, которые мы не хотим испытывать. Опыт, который мы считаем "неправильным", "неподходящим" или "плохим". Аспекты себя, которые нам не нравятся и которые мы отвергаем.
Все это — проявление страдания.
Поэтому хороший способ начать свой путь из лабиринта страданий — это проявить безусловное внимание к своему опыту. Просто обращайте внимание на то, что есть, не пытаясь превратить это во что-то другое.
Все, что вы чувствуете, не является неправильным или плохим. У чувств нет никаких скрытых мотивов. Они не хотят причинить вам боль.
Чувства просто хотят, чтобы их ощущали, и ничего больше.
Проблема в том, что у нас есть тенденция преувеличивать негативные чувства.
Негатив не является более реалистичным
Возможно, это особенность западной культуры. Но мы очень любим негатив.
Многие из нас считают, что негативные вещи о себе более реалистичны, чем позитивные. Мы считаем, что все негативное в нас самих имеет большее значение, чем позитивное.
Когда мы делимся друг с другом своими проблемами, нам кажется, что мы действительно знаем друг друга.
Какая разница, есть ли у вас какие-либо положительные качества и чувства? Негатив легко затмевает все это. Вот в чем соль.
Негатив гипнотизирует. Он всегда кажется гораздо глубже, чем поверхностный позитив, и, конечно, гораздо драматичнее.
Кроме того, весь спектр человеческого опыта уже патологизирован, поэтому вы можете быть уверены, что все негативное означает, что с вами что-то не так и что вам нужно серьезное исправление. И пока вы не изменитесь и не избавитесь от всего этого негатива, ваша жизнь никуда не годится.
Когда вы верите, что негативные мысли, идеи и чувства — это то, что вы есть, естественно, вы будете чувствовать, что с вами что-то совершенно не так.
Некоторые из нас могут провести всю свою жизнь, погруженные в нечистоты своего опыта, находя всевозможные доказательства того, что они сломанные, больные существа.
В то время как позитивное просто принимается как должное и даже не исследуется.
Это происходит примерно так:
Мы испытываем нежелательные мысли и чувства, а затем обуславливаем себя всем этим негативом (это так убедительно). Раз мы так негативны, значит, с нами что-то не так.
Поэтому мы ищем способ избавиться от всего негативного. При этом мы находим все больше грязи, с которой нужно разобраться.
Если мы проводим дни в поисках того, что с нами не так, то, конечно, всегда найдем это. Но негатив не был бы проблемой, если бы мы так наивно не полагали, что он что-то говорит о том, кто мы есть.
Это было бы смешно, если бы не было так трагично.
Но вот над чем стоит задуматься.
Ни одна из мыслей и чувств, проходящих через нас, не определяет нас. Ни негативные, ни позитивные.
Так зачем же так сильно акцентировать внимание на той стороне полюса, который вам даже не нравится?
Удерживая страдания
Чаще всего мы не отпускаем страдания, потому что пытаемся их решить.
Вместо того чтобы надеть тапки, чтобы защитить свои ноги, мы пытаемся застелить ковром всю эту чертову планету.
Я имею в виду, что мы тратим все свое время, пытаясь изменить все и всех вокруг, вместо того чтобы обратить внимание на себя. Вам не нужно объяснять, почему такой подход приводит к пустой трате энергии, ведь мы все с этим сталкивались.
Мы поступаем так, потому что нас учат бороться с миром.
Но это не единственная причина, по которой мы держимся за страдания.
Как говорится, демон, которого ты знаешь, лучше демона, которого ты не знаешь. Это включает в себя и незнание того, является ли тот демон, которого вы не знаете, вообще демоном.
Другими словами, мы цепляемся за известное, даже если это известное причиняет боль. Мы все могли бы согласиться с тем, что страдания могут быть страшными, но знаете, что страшнее?
Не знать, что еще может быть.
Если жизнь в страданиях — это все, что вы знали всю свою жизнь, и все, что люди вокруг вас знали в своей жизни, то отпустить страдания — это, по сути, прыжок в черную дыру.
Ни вы, ни кто-либо другой не знает, что находится по ту сторону. Некоторые люди, кажется, знают, и они говорят вам, что это безопасно. Вы можете прыгать. Страдания необязательны.
Но для этого нам придется отказаться от большего, чем мы осознаем.
Нам нравится быть правыми, отстаивать свое мнение, обвинять мир, делиться своими проблемами и прочими более или менее жалкими проявлениями страдания.
Все это занимает нас и добавляет драматизма в историю.
Мы любим говорить что-то вроде "Все не так просто" или "Это займет время". Но в итоге все это лишь отговорки для поддержания привычного сюжета.
Если вы будете честны с собой, то увидите, что страдания приносят вам мало пользы.
Мы должны быть готовы отказаться от всех этих маленьких выгод. Отказ от страданий — это не сделка, которую мы можем заключить. Мы не можем разобраться в этом и решить, что оставить, а что отпустить.
Если мы просто хотим страдать чуть меньше, мир может нас удовлетворить в этом. Но если мы хотим покончить со страданием, все, что поддерживает его, должно уйти.
Перестаньте оправдывать свои страдания
Не секрет, что мы амбивалентные существа.
Мы склонны искать способы прекратить страдания, но при этом на одном дыхании доказывать, почему наши страдания "это другое" или оправданы.
Типичный пример — беспокойство.
Большинству из нас это не нравится, но когда кто-то предлагает что-то, что может помочь нам перестать беспокоиться, мы находим всевозможные веские причины, чтобы продолжать беспокоиться.
На самом деле вам не нужно беспокоиться. Беспокойство не служит никакой конструктивной цели.
Ни одна заповедь не говорит: "Ты должен постоянно беспокоиться буквально обо всем, потому что если ты не будешь беспокоиться, то твоя жизнь развалится на части".
Когда вы говорите кому-то, что он может избавиться от беспокойства, обычная реакция такова: "Но у меня есть проблемы. Как я могу не волноваться? Это нормальная реакция, которая показывает, что мне не все равно".
Я согласен, что это нормальная (обычная) реакция, но все же это не обязательно.
Посмотрите на это с другой стороны: у вас есть проблема, которая и так является достаточным наказанием, а теперь вы наказываете себя еще больше, добавляя к ней негативные чувства.
Так же мы поступаем и друг с другом.
Кто-то говорит или делает что-то, что мне не нравится, и моя реакция такова: "Если ты не изменишь свое поведение и не будешь вести себя так, как я хочу, я накажу себя плохим самочувствием".
Безумие.
Какой в этом смысл? Зачем наказывать себя за и без того нежелательную ситуацию?
В довершение абсурда мы не наказываем себя только один раз. Мы продолжаем наказывать себя снова и снова за одно и то же.
Это особенно заметно, когда мы чувствуем себя виноватыми в чем-то. Недостаточно пожалеть об этом один раз, мы должны наказывать себя вновь и вновь.
Представьте, что вы ходите в суд и каждую неделю получаете приговор за один единственный совершенный вами проступок.
Если вы сейчас скажете, что не можете контролировать все эти страдания и что переживания просто случаются, то я соглашусь.
Конечно, мы очень мало контролируем свои мысли и чувства. Если вы считаете, что контролируете, то как насчет того, чтобы на день отключить свои мысли и чувства?
Это еще одна причина, по которой определять себя по мыслям и чувствам не нужно — вы не контролируете себя.
Отказ от иллюзии контроля — это ключ к значительному уменьшению страданий.
Хорошо, но что мне делать со страданиями?
Утверждать, что у меня есть верное решение, как покончить с вашими страданиями, было бы претенциозно. Поэтому я не стану этого делать. Но мы можем более внимательно изучить причину страданий.
Напомню, что, когда я говорю "страдание", я имею в виду историю, которую мы рассказываем себе о том, что происходит, вызывая боль, а не саму боль. Боли нельзя избежать.
Ранее я говорил, что все мысли и чувства, которые проходят через вас, не определяют вас. Но что именно это за "вы"?
Практически все наши страдания основаны на неверных представлениях о том, кто или что мы есть.
Другими словами, все страдания — это случай неправильной идентификации, а всякая идентификация — это неправильная идентификация.
Если, например, ваша самоидентификация основана на том, что вы умный человек, то все, что свидетельствует об обратном, будет вызывать страдания.
Кем же вы на самом деле являетесь на самом глубоком уровне? Что является общим знаменателем, присутствующим в каждом опыте? Можно ли исправить, улучшить или изменить этот общий знаменатель?
Если в этой жизни есть что-то стоящее, то выяснение того, кем мы являемся на самом деле, — это хорошая задача.
Но почему же все-таки происходит это ошибочное отождествление?
Один из способов взглянуть на это состоит в том, что мы верим своим мыслям.
Мы не верим мыслям в целом. Мы можем легко отмахнуться от мыслей, которыми с нами делятся другие люди. Мы верим своим собственным мыслям, и, конечно, мы склонны верить негативным мыслям больше, чем позитивным.
Это может показаться очевидным, но вы не обязаны верить каждой мысли, которая проносится в вашем сознании.
Вера в свои мысли приводит к тому, что мы начинаем искать что-то не то.
Например, многие наши поиски счастья направлены на то, чтобы попасть в некое воображаемое место. (Стремление к счастью — это синоним попытки избавиться от страданий).
Неспособность попасть туда может стать источником страдания. Несчастье заставляет нас искать счастье, но стремление к счастью порождает еще большее несчастье.
Проблема в том, что мы ищем не там, где нужно.
Чаще всего мы ищем не счастья, а удовольствия, которое приходит с исполнением желаний. Тем самым мы свели счастье к простой погоне за удовольствиями.
В этом нет нашей вины. Мы просто не знаем, что еще можно сделать. Погоня за удовольствиями — это, как правило, единственное, чему нас учат.
Поэтому мы подсознательно надеемся достичь какого-то длительного мегаудовольствия. Но до тех пор, пока мы ассоциируем счастье с исполнением желаний, перед нами будет стоять бесконечная задача.
Поэтому распространенная фантазия, которую я преследую уже долгое время, заключается в том, что существует место, где вам всегда будет хорошо — некое духовное место. Это тоска по чему-то постоянному, желательно перманентно приятному.
Но что происходит, когда мы перестаем пытаться достичь воображаемого места постоянного счастья и обращаем внимание на то, что не так здесь и сейчас?
Когда мы обращаем внимание на это место, мы можем заметить постоянное беспокойство, которое заставляет нас искать что угодно, но только не то что уже есть. Что же это такое?
Возможно, именно здесь нам и стоит искать. Возможно, дело не в том, чтобы что-то добавить, а в том, чтобы что-то убрать.
В конце концов, мы хотим попасть туда только потому, что сопротивляемся "здесь".
Но там вовсе не то что здесь. Но где же быть, как не здесь?
Прежде чем вы это скажете
Когда речь заходит о такой деликатной теме, как человеческие страдания, всегда найдется кто-то, кто испортит вечеринку, приведя такие примеры, как,
"А если у вас на глазах над кем-то издеваются, разве вы не должны страдать?".
Подобный вопрос — это, как правило, нападение, попытка выставить того, кому задают подобные вопросы бесчеловечными.
Но я хочу еще раз прояснить, что речь не идет об обесценивании вашего опыта. Какое бы чувство ни возникало в каждый момент времени как реакция на ситуацию, оно правильно (вы не контролируете ситуацию).
Страдать — значит говорить себе, что с этими чувствами что-то не так, что от них нужно избавиться и так далее.
Это подводит меня к последнему пункту, который я хочу затронуть.
Взгляд на свои чувства и на то, как мы их отвергаем, — это то, с чего мы все можем начать.
Все страдания, которые мы испытываем, сводятся к неприятию или сопротивлению своим чувствам. Но когда мы перестаем превращать чувства в историю, они становятся всего лишь ощущениями.
Наш обычный подход к избавлению от страданий заключается в попытке уйти от этих чувств. Но это сохраняет болезненные ощущения и приводит к тому, что их становится еще больше.
Например, интерпретация чувств как того, чем они не являются, и перекладывание ответственности за свои чувства на других приводит к еще большей боли и страданиям для себя и других.
Что же делать со всеми этими беспокоящими чувствами?
В самом начале я упомянул о безусловном внимании.
Возможно, вы слышали, как некоторые люди говорят о безусловной любви, и не знали, о чем идет речь. Так вот, ближе всего к тому, чтобы практиковать что-то "безусловное", мы можем подойти, если будем уделять безусловное внимание всему нашему опыту.
Обращать внимание на себя — значит любить себя.
Будьте со своим опытом, не избегая ничего.
Уменьшение страданий — это не способ отрешиться от жизни. Уменьшая страдания, вы открываете жизнь, выходя из истории, в которой вы себя убедили.
Это не всегда легко.
Мы предпочитаем просто избегать бремени жизни, вместо того чтобы увидеть, что это бремя лежит на наших неправильных идеях и убеждениях.
Однако во многих отношениях уменьшение страданий означает увеличение близости с жизнью. Это значит перестать думать о жизни и начать жить ею.
Наконец, мы можем обнаружить, что конец страданий — это не бегство от жизни, а слияние с ней.