Найти тему
ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА

Религиозное и философское разнообразие ко времени пришествия Христа

Оглавление

Может возникнуть интересный вопрос: "А в кого верили люди ко времени пришествия Христа?". Давайте попробуем в этом разобраться.

Языческие верования

Одни из верований в те времена были языческими. В то время все народы, за исключением еврейского, потеряли веру в истинного Бога. Люди начали создавать свои религии, имевшие сначала небольшие следы истинной веры, но потом они уже полностью потеряли понятие о высшем духовном мире. Они стали обоготворять различные предметы природы - солнце, луну, звёзды, животных, стихии, людей, пороки, страсти, добродетели. Любой предмет мог стать предметом обоготворения в язычестве.

Идолы
Идолы

Философские системы

Однако языческие религии начали ослабевать под влиянием философских систем. В греко-римском мире изначально была языческая религия, допускавшая обоготворение людей. Однако из-за просвещения общества, основы этой религии начали колебаться. Появились различные философские системы, которые подвергали религию критике. Тогда народная религия потерпела поражение. Это началось ещё за 3 века до Рождества Христова, то есть ко времени пришествия Христа народная религия в Греции никакой роли не играла. То же самое происходило и с религией римлян, когда греки подчинили их нравственному влиянию. Государство пыталось сохранить народную религию, но всё же пошли на компромисс.

Философских систем можно выделить несколько:

  1. Эпикурейцы придавали высшее значение удовольствию от жизни, считая его основой человеческой мудрости.
  2. Стоики, наоборот, проповедовали строгость жизни и равнодушие к её неизбежным колебаниям, настаивая на поиске умиротворения в природной неизменности и внутреннем уравновешивании человека.
  3. Платонизм формировал концепцию Высшего Божественного Мироправителя, призывая к зависимости человека от Него и признавая общение с Ним единственным источником освящения; однако не предоставлял четких указаний, как именно людям следует стремиться к этому общению.
  4. Неоплатонизм отвергал все философские системы и религии, утверждая, что абсолютной истины нет нигде, но её признаки можно обнаружить в различных аспектах многих из них.

Философские системы не могли полностью заменить человеку религию. В поисках смысла и исполнения люди переходили от одной философской системы к другой, ощущая внутреннюю пустоту и не находя удовлетворения для своих религиозных потребностей.

Статуя Сократа в Афинах, известного философа
Статуя Сократа в Афинах, известного философа

Суеверия

В случае отсутствия четкой веры некоторые люди прибегали к противоположной крайности, погружаясь в суеверия. Широко распространялись восточные культы с гаданием, волшебством и т.п.

Гадание и т.п. - грех!
Гадание и т.п. - грех!

Вера в истинного Бога

Таким великим благом обладал только Еврейский Народ. Они имели божественные обетования о пришествии в мир Искупителя человечества. В течение многих веков, при всех политических переворотах в судьбе иудейского народа, Богооткровенная религия сохранялась им неизменно.

Однако перед пришествием Спасителя евреи в религиозном отношении не избежали участи остального человечества. Веру в единого Бога они сохранили, но основной догмат своей религии – учением об Искупителе – они стали понимать неверно. Под воздействием тяжелых обстоятельств, таких как порабощение египтянами, сириянами и римлянами, евреи ожидали от Искупителя лишь царя-завоевателя, освободителя от чужеземного ига, который установит земное царство и прославит еврейский народ. Гордый своей религией, еврейский народ ждал Мессию только для себя, как народ избранный.

Евреи разделились на несколько партий в толковании религии. Их можно выделить несколько:

  1. Фарисеи (избранные, отделённые): Фарисеи были страстными сторонниками не только закона Моисеева, но и еврейских традиций. Их ревность, изначально благочестивая, с течением времени превратилась в излишнюю озабоченность внешними проявлениями религии. Они стремились к строгому следованию ритуалам, постам и молитвам, считая, что именно такое исполнение закона приведет к спасению. Фарисеи гордились своей внешней святостью, что привлекало народ, поддающийся их влиянию.
  2. Саддукеи: Саддукеи, образованные люди с философским взглядом, придерживались рационалистического толкования закона Моисеева. Они отвергали устные традиции, не придавая большого значения обрядам. Отличившись скептицизмом, они даже отрицали бессмертие души и воскресение мертвых. Всего их было немного, и партия состояла из богатых и влиятельных людей, включая первосвященников.
  3. Ессеи и ферапевты: Ессеи и ферапевты образовали свои общества, посвятив себя служению Богу в отдалении от еврейского общества. Ессеи обитали у Мёртвого моря, а ферапевты в Египте. Попадание в их общество требовало особых обетов, включая почитание Бога, соблюдение тайн и любовь к истине. Они жили умеренной жизнью, занимались земледелием, имели общее имущество. Особое внимание уделялось внутреннему развитию и мистическому толкованию закона Моисеева, в отличие от внешней религиозности фарисеев.

Среди иудеев также существовала группа людей, ожидающих Мессию. Это Самаряне, проживавшие в районе между Иудеей и Галилеей. Их происхождение связано с падением царства Израильского в 722 году до Р. Хр., когда ассирийцы пленили большинство израильтян и переселили их в завоёванные земли, где произошло смешение с местным населением и смешивание иудаизма с язычеством.

Самаряне признавали только Пятикнижие Моисея в качестве единственной книги закона. Они имели свой храм на горе Гаризим, построенный священником Манассиею, бежавшим из Иудеи. Совершение богослужений у них осуществлялось в соответствии с Моисеевыми предписаниями. Хотя евреи относились к самарянам с ненавистью и считали их еретиками, из беседы Иисуса Христа с самарянкой видно, что у последних были более точные представления о Мессии. В отличие от евреев, у самарян не было национальной гордости от происхождения от Авраама, и они видели в Мессии пророка, который должен был им объяснить закон и научить всему. Поэтому они были ближе к христианству, чем иудеи.

Евреи рассеяния, проживавшие в римских городах и попавшие под влияние политической силы империи, отличались от своих соплеменников в Палестине. Они не разделяли мечтаний о всемирном политическом господстве иудейского народа, характерных для палестинских евреев. Их представления о Мессии были более готовыми к принятию Его как искупителя от грехов. Благодаря постоянному общению с язычниками, они проявляли терпимость и даже знакомили их с своей религией, в то время как сами усваивали греческое образование и философию.

Моисей молится на горе с поднятыми руками
Моисей молится на горе с поднятыми руками

Заключение

Ко времени пришествия Христа религиозных и философских течений было очень много, но истины в них было мало. Лишь евреи имели истинную веру, но и у них во многом она была искажена. Лишь Иисус Христос и апостолы смогли объяснить истину и поспособствовали распространению истины.