1,7K подписчиков

Итоги киногода-2023. Мой личный топ-10.

113 прочитали
Не особо люблю всякие списки и рейтинги, поскольку они немного обезличивают те фильмы, которые в них попадают, делая их всего лишь очередным порядковым номером, но тем не менее и в них есть...

Не особо люблю всякие списки и рейтинги, поскольку они немного обезличивают те фильмы, которые в них попадают, делая их всего лишь очередным порядковым номером, но тем не менее и в них есть какая-никакая польза.

Не собираюсь здесь озвучивать разрекламированные "must watch" проекты от именитых режиссёров и с голливудскими звёздами в главных ролях, такие как тот же "Оппенгеймер" или "Убийцы цветочной луны", которые поднимают важные социально-философские вопросы и поставлены на огромные бюджеты. Это фильмы безусловно хорошие, вот только я вряд ли их когда-нибудь захочу пересмотреть. В моём же списке будут лишь те картины, от просмотра которых я получил удовольствие, смотрел их, не отрываясь от первого до последнего кадра, и с удовольствием пересмотрю в будущем, возможно и не один раз.

Сразу оговорюсь что тут будут не совсем привычные для большинства зрителей картины совершенно разных жанров, отобранные по моему лишь только субъективному мнению, ни на какую объективность я не претендую.

10. "Операция «Фортуна»: Искусство побеждать" (Operation Fortune: Ruse de Guerre, 2022)

Не особо люблю всякие списки и рейтинги, поскольку они немного обезличивают те фильмы, которые в них попадают, делая их всего лишь очередным порядковым номером, но тем не менее и в них есть...-2

Один из моих самых любимых режиссёров британец Гай Ричи в 2023 году выпустил сразу две картины - эту и военную драму "Переводчик" (The Covenant, 2022). И насколько мне понравилась "Операция «Фортуна»", настолько же скучным и невыразительным оказался "Переводчик".

"Фортуна" изначально планировалась к выпуску в прокат 21 января 2022 года, затем её релиз перенесли на 18 марта, а после и вовсе сняли с проката без объяснения причин. Причиной первого переноса, по слухам, стала эпидемии Covid'а, а снятие его с проката произошло из-за наличия в фильме гангстеров украинской национальности, и продюсеры посчитали неприемлемым выпускать его в прокат из-за вошедшего в свою острую фазу в феврале 2022 года конфликта на территории Украины. Фильм таки добрался до международного проката 3 января 2023 года, а в США он вышел лишь 3 марта.

Большинство западных критиков восприняли фильм без энтузиазма - у него всего лишь 51% свежести на основании 151 рецензий на Rotten Tomatoes, зато зрители по всему миру остались довольны. И, как это часто бывает с фильмами Ричи, у нас в стране его и критики, и зрители оценили много выше. Кассовые сборы из-за неразберихи с прокатом и не особо масштабной рекламной компании оказались довольно печальными - всего около $49 млн. по всему миру, что при бюджете $50 млн. можно считать провалом. Но фильм ушёл на стриминги и там довольно неплохо себя чувствует.

Это мой отзыв на фильм из ранее опубликованного поста на канале.

"Фильм не блещет оригинальным сюжетом, всё это уже было и не один раз, я бы его описал как смесь "Миссии невыполнима" и "Одиннадцати друзей Оушена". Вся его прелесть в персонажах, актёрах их играющих и диалогах, и это всё отлично дополняют радующая глаз картинка и приятная музыка.
На главную роль Ричи пригласил своего давнего знакомого Джейсона Стэйтема, для них это уже пятый совместный проект. Не забыл режиссёр прихватить из своего предыдущего фильма "Гнев человеческий" и Джоша Хартнета, которому здесь досталась одна из самых ярких ролей капризной голливудской звезды, по воле случая попавшей в этот водоворот событий. Вторая самая запоминающаяся роль досталась Хью Гранту, который тоже уже дважды до этого появлялся у Ричи в фильмах "Джентльмены" и "Агенты Анкл", здесь он сыграл международного торговца оружием, прикрывающего свою криминальную деятельность благотворительностью. Неожиданно большая роль была отведена и женскому персонажу в исполнении известной комедийной актрисы Обри Плазы. Кэри Элвесу досталась не особо яркая, но весьма забавная роль начальника героя Стэйтема.
В общем, если хочется вечером расслабится под незатейливый сюжет в компании замечательных актёров, не особо напрягая свою мозговую деятельность, то это кино отлично для этого подойдёт. Его немалая продолжительность в 110 минут совершенно не ощущается избыточной и смотрится фильм на одном дыхании."

9. "Стражи Галактики. Часть 3" (Guardians of the Galaxy Vol. 3, 2023)

Не особо люблю всякие списки и рейтинги, поскольку они немного обезличивают те фильмы, которые в них попадают, делая их всего лишь очередным порядковым номером, но тем не менее и в них есть...-3

Многострадальное завершение трилогии Джеймса Ганга вышло не без изъянов, но однозначно это лучший фильм Marvel после третьих "Мстителей".

О запуске фильма в производства с Ганном на посту режиссёра было объявлено ещё в 2017 году, но из-за скандала с попавшими в сеть его давнишними сообщениями весьма сомнительного содержания, Disney принял решение его уволить. Однако возмутившиеся фанаты и коллеги по работе организовали целую компания по его защите и режиссёра в конце концов, в октябре 2018 года, взяли обратно. Правда к тому времени у него уже был заключён контракт с Warner Brothers на съёмки "Отряда самоубийц: Миссия навылет" (The Suicide Squad, 2021), так что работа над третьими стражами должна была отложена до его завершения.

Третья часть получилась самой мрачной и трэшевой во всей трилогии мне даже немного вспомнилось раннее творчество Гана в компании Troma, видимо Disney в качестве извинений позволило режиссёру немного вольностей в работе над картиной.

8. "Капкан: Судная ночь" (Night of the Hunted, 2023)

Не особо люблю всякие списки и рейтинги, поскольку они немного обезличивают те фильмы, которые в них попадают, делая их всего лишь очередным порядковым номером, но тем не менее и в них есть...-4

Новый продюсерский проект известного французского жанрового режиссёра Александра Ажа (У холмов есть глаза, Капкан) с его приятелем Фрэнком Халфуном (Парковка, Маньяк) на посту режиссёра. Это ремейк снятого за смешные 6 тысяч евро испанского фильма "Ночь мышей" (La noche del ratón, 2015).

Не сказать, что фильм прям выдающийся шедевр, но на фоне засилья в современных триллерах и хоррорах всевозможных мета смыслов и переосмыслений он выглядит как глоток свежего воздуха и смотрится очень бодро и напряжённо. И даже вроде как смысл какой-то авторы попытались вложить, но лично я этим особо не заморачивался, просто смотрел как захватывающий триллер о противостоянии таинственного стрелка и его случайной жертвы, очень профессионально и красиво поставленный.

Название наше как обычно в последнее время не имеет никакого отношения к оригинальному, которое можно перевести как "Ночь добычи". Уже бы назвали "Капкан: Маньяк", чтобы по одному фильму от Ажа и Халфуна было, а то несправедливо как-то получается.

7. "Земля мафии" (Mob Land, 2023)

Не особо люблю всякие списки и рейтинги, поскольку они немного обезличивают те фильмы, которые в них попадают, делая их всего лишь очередным порядковым номером, но тем не менее и в них есть...-5

Очень приятно удивил дебютный нео-нуар Николаса Маджио. Актёры, снявшиеся тут, уже давно стали синонимом дешевых третьесортных боевиков составляющих достойную конкуренцию поздним работам Брюса Уиллиса. Но начинающему сценаристу/режиссёру всё-таки удалось сделать с ними достойное кино на смешной бюджет и за пару недель съёмок.

Фильм, который по всем параметрам должен был оказаться плохим приятно удивил, своей атмосферой, красивой операторской работой, довольно складным сюжетом и неплохими актёрскими работами уже давно забывших, как это правильно делается, вышедших в тираж голливудских звёзд. Приятно было наблюдать за философствующим киллером в исполнении Стивена Дорффа, за лысым шерифом Джона Траволты, избавившегося наконец-то от преследовавшего его в течение последних нескольких фильмов явно фальшивого парика, и за его диалогами со своим помощником.
Конечно есть у фильма и недостатки, при таком графике его производства, и учитывая, что это первый опыт в карьере Маджио, это просто неизбежно. Он немного сбивается с ритма, слегка затянут и слишком вторичен - при просмотре то и дело возникали ассоциации с "Любой ценой" Тейлора Шеридана и "Старикам тут не место" братьев Коэнов. Но тем не менее фильм приятно смотреть - он просто рассказывает весьма интересную историю, не пытаясь запихнуть в сюжет как можно больше повесточных элементов, коих здесь я не приметил ни одного.

6. "Не беспокоить" (Do Not Disturb, 2022)

Не особо люблю всякие списки и рейтинги, поскольку они немного обезличивают те фильмы, которые в них попадают, делая их всего лишь очередным порядковым номером, но тем не менее и в них есть...-6

Безумный и завораживающий фестивальный хоррор с красивым видеорядом под клубную музыку. Его премьера состоялась в августе прошлого года на одном их профильных кинофестивалей, но в прокат он вышел лишь в мае этого года.

Даже у меня, хотя я довольно много чего посмотрел за свою жизнь, включая трилогию "Человеческая многоножка" и многочисленные европейские хорроры, выходящие за всякие рамки приличия, во время просмотра от увиденного слегка поднялась бровь над левым глазом, которая с приближением кульминации оказывалась всё выше и выше. И действительно то, что происходит на экране переходит все возможные нормы. Правда надо отдать должное создателем, что, хотя материал и давал для этого широкие возможности, они не скатились в полупорногрфию, как это сейчас частенько происходит, в последних работах Кроненберга-младшего или Астера, к примеру.
Но при всём происходящем на экране мракобесии фильм мне понравился, конечно же я не рискну его рекомендовать нормальным людям, но заядлым фанатам хоррора и арт-хауса, возможно и понравится. Он очень красиво снят и смотреть его было совсем не скучно, благодаря своему необычному размеру кадра 2,76:1, очень завораживающему и необычному саундтреку, а также немного смягчающему всё происходящее чёрному юмору. Логику лучше сразу отключить в самом начале фильма и попытаться воспринимать его визуально и на слух, именно здесь он работает лучше всего, а музыкальное прошлое его создателя в нём проявляется очень отчётливо. При просмотре, по крайней мере по форме повествования, возникали ассоциации с работами Гаспара Ноэ, также очень много общего я заметил с "Отвязными каникулами" (Spring Breakers, 2012) Хармони Корина. Если говорить о содержании, то на ум пришёл старенький "Что ни день, то неприятности" (Trouble Every Day, 2001) Клер Дени.

5. "Флора и сын" (Flora and Son, 2023)

Не особо люблю всякие списки и рейтинги, поскольку они немного обезличивают те фильмы, которые в них попадают, делая их всего лишь очередным порядковым номером, но тем не менее и в них есть...-7

Новый фильм ирландца Джона Карни, постановщика замечательных "Рок-н-рольщиков" (Sing Street, 2015) и "Хоть раз в жизни" (Begin again, 2013). Он начинал свой творческий путь басистом в ирландской рок-группе "The Frames" и был режиссёром некоторых видеоклипов на их песни. Затем, после парочки довольно успешных короткометражек, дебютировал и в полнометражном кино фильмом "Ноябрьский полдень" (November Afternoon, 1996). Карни в большинстве своём сам сочиняет музыку для своих фильмов, либо приглашает для этого своих знакомых и очень тесно с ними сотрудничает.

Для «Флоры…» он, как и всегда сам написал сценарий, а также сочинил все звучащие там песни и музыкальные композиции. А главную роль непутёвой мамаши, которая при помощи музыки пытается научится общаться со своим подростком-сыном, исполнила Ив Хьюсон, дочка вокалиста группы U2 - Боно.

Предыдущий свой фильм "Рок-н-рольщики" Карни посвятил "братьям повсюду" (for brothers everywhere), о чём сообщала надпись в конце фильма, и, хотя в этом фильме аналогичной надписи не было, сам Карни заявлял, что посвятил его всем матерям.

Как на мой взгляд "Флора и сын" немного уступает "Рок-н-рольщикам" - он не такой забавный, более драматичный и музыка здесь не такая драйвовая, но тем не менее это однозначно один из лучших фильмов в этом году.

4. "Рептилии" (Reptile, 2023)

Не особо люблю всякие списки и рейтинги, поскольку они немного обезличивают те фильмы, которые в них попадают, делая их всего лишь очередным порядковым номером, но тем не менее и в них есть...-8

Ещё один нео-нуар и снова дебют, в этот раз востребованного в музыкальной индустрии клипмейкера Гранта Сингера. Проект также вышел не полностью идеальным, но посмотрел я его с большим удовольствием.

Честно говоря, несмотря на впечатляющий актёрский состав, от нового проекта Netflix не ждал ничего особенного, очень уж редко у них выходят достойные фильмы, и был приятно удивлён. Соглашусь с критиками насчёт неровной истории, местами она и правда вызывала вопросы - слишком уж много тут второстепенных сюжетных линий, на мой взгляд, которые только мешают восприятию основной истории. Начало у него, мне показалось слишком затянутым, а концовка наоборот - какая-то фрагментарная и скомканная. Но здесь это не главное, главное это его атмосфера, полностью погружающая в происходящее, и интересные герои, роли которых отлично были сыграны всеми собравшимися тут актёрами.
Всегда любил фильмы, снятые режиссёрами с музыкальным и рекламным прошлым, такими как Тони Скотт, Майкл Бэй и Антуан Фукуа, у всех них есть свой яркий визуальный стиль и способность поймать тот самый идеальный темп повествования, который будет удерживать внимания зрителя, не смотря на не самый логичный и драматически достоверный сценарий. Такие постановщики в большом количестве пришли в Голливуд в середине 90-х, и очень сильно изменили внешний вид большинства голливудских картин, придав им внешнюю привлекательность и внутреннюю динамичность.

3. "Без обид" (No Hard Feelings, 2023)

Не особо люблю всякие списки и рейтинги, поскольку они немного обезличивают те фильмы, которые в них попадают, делая их всего лишь очередным порядковым номером, но тем не менее и в них есть...-9

Вторая режиссёрская работа уроженца города Киев Джина Ступницки, одного из создателей ставшего уже культовым ситкома "Офис" (The Office, 2005 – 2013). За право на производства этой "взрослой" комедии боролись крупнейшие американские киностудии и стриминги, среди которых были Apple, Netflix, and Universal Pictures, но победила их компания Sony, запустившая его в производстве на принадлежащей ей студии Columbia Pictures.

Фильм довольно неплохо прошёл в прокате, собрав почти $90 млн., что при бюджете $45 млн. и мутных современных гибридных релизах практически одновременно в кинотеатрах и в сети, было очень даже неплохо, особенно если учитывать и то, что это фильм с не очень кассовым в Штатах возрастным рейтингом R (18+). Также очень неплохо о нём отзывались и критики, у которых он заслужил 71% свежести на основании 223 рецензий.

Опять же не скажу, что фильм стал вершиной комедийного искусства, но на фоне того что сейчас вообще происходит в этом жанре - это однозначно шедевр, циничный и местами даже смешной. А сцена, в которой обнажённая Лоуренс навешивает люлей подросткам на ночном пляже, вряд ли кого-нибудь оставит равнодушным.

2. "Клык" (Muzzle, 2023)

Не особо люблю всякие списки и рейтинги, поскольку они немного обезличивают те фильмы, которые в них попадают, делая их всего лишь очередным порядковым номером, но тем не менее и в них есть...-10

Этот фильм стал для меня самой большой и самой приятной неожиданностью в этом году. Вообще никогда не был поклонником историй о дружбе человека и собаки, и вообще к этим братьям нашим меньшим с детства отношусь с опаской, но этот фильм меня покорил. За этими двумя хорошо потрёпанными жизнью героями я наблюдал с большим интересом.

Включил этот фильм вообще без каких-либо ожиданий, в основном из-за Экхарта. Думал, это очередная малобюджетная копия "К-9" или "Тёрнер и Хуч" с дешёвой драматургией, рассчитанной на сердобольных любителей братьев наших меньших. Но был очень приятно удивлён - никогда ещё мне не попадались такие реалистичные и мрачные истории об отношениях человека и собаки. У фильма конечно есть свои недостатки. В первую очередь это немного скомканная и карикатурная экшн составляющая, но тут всему виной мизерный бюджет и, соответственно, очень короткие сроки производства, будь у создателей достаточно времени на проработку всех этих сцен, результат, я уверен, был бы совершенно иным. Зато атмосфера и драматургия тут прям на высоте, как на мой вкус, и местами очень сильно напоминают "Таксиста" с Де Ниро, снятого по сценарию ещё одного кинематографического мизантропа Пола Шредера. Я конечно ни в коем случае не ставлю этот фильм в один ряд с шедевром Скорсезе, но всё равно впечатления от него у меня самые приятные.

1. "Кто убил BlackBerry" (BlackBerry, 2023)

Не особо люблю всякие списки и рейтинги, поскольку они немного обезличивают те фильмы, которые в них попадают, делая их всего лишь очередным порядковым номером, но тем не менее и в них есть...-11

И вот он номер №1. Недорогой и практически неизвестный байопик об очень успешной в 90-е и 00-е компании по производству мобильных устройств связи BlackBerry. И этот фильм, поставленный практически неизвестным канадским постановщиком Мэттом Джонсоном, даст фору любому подобному тяжеловесному голливудскому проекту, которые все сняты как под копирку. Он действительно оригинально и с юмором рассказывает свою историю и не разу не даёт при этом заскучать.

Основные роли здесь исполнили Джей Барушель, известный канадский комедийный актёр, сценарист и режиссёр, среди его многочисленных работ могу выделить спортивную комедию "Вышибала" (Goon, 2011), хулиганский "Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски" (This Is the End, 2013), да и много чего ещё.
Достойную конкуренцию ему составил Гленн Хауэртон, известный по самому лучшему (по моему скромному мнению) ТВ-ситкому всех времён "В Филадельфии всегда солнечно" (It's Always Sunny in Philadelphia, 2005–...), правда его фальшивая лысина поначалу режет глаз, но со временем к ней привыкаешь, и она уже совсем не отвлекает от просмотра. Актёр он возможно и не самый лучший, но харизмы ему не занимать, и для этой роли он подошёл просто идеально.
Ну и третью по значимости роль исполнил сам сценарист/режиссёр этого фильма Мэтт Джонсон.
В отличие от большинства фильмов, основанных на реальных событиях, этот действительно легко и с интересом смотрится, а его продолжительность в 2 часа совсем не кажется избыточной, во многом благодаря комедийному оттенку повествования, а также отлично подобранному актёрскому составу.

Кстати благодаря этому фильму я познакомился и с дебютной работой Джонсона "Гадёныши" (The Dirties, 2013) - остросоциальной и по сей день зарисовке на тему школьной травли и гипертрофированной реакции на неё со стороны её жертв снятой в формате "найденных плёнок". Очень эффектный и заставляющий задуматься фильм.

Не особо люблю всякие списки и рейтинги, поскольку они немного обезличивают те фильмы, которые в них попадают, делая их всего лишь очередным порядковым номером, но тем не менее и в них есть...-12

Вот такой не совсем обычный топ получился. Было конечно ещё несколько картин, над которыми я долго думал - включать их сюда или нет. Например, ещё один байопик "Дурные деньги" (Dumb Money, 2023), тоже очень хорош почти на уровне с "BlackBerry", но поскольку я этот жанр не особо люблю и уже был один представитель, то решил его опустить. Новый фильм Александра Пэйна "Оставленные" (The Holdovers, 2023) тоже отличный, но это кино настроения, на него нужно хорошенько настроиться, чтобы получить удовольствие от просмотра. Ещё была классная Б-шка "Засада" (Ambush, 2023) тоже с Экхартом кстати, но это совсем уж для "эстетов".

Были и разочарования от неоправданных ожиданий. Для меня два самых больших - это новая фантастическая сага Зака Снайдера "Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня" (Rebel Moon - Part One: A Child of Fire, 2023) и "День благодарения" (Thanksgiving, 2023) Илая Рота. Первый, это просто какая-то невнятная пародия на "Семь самураев" с напрочь отсутствующей логикой, плоскими и неинтересными персонажами и дешёвой компьютерной графикой. Такое ощущения, что посмотрел эпизод какого-то дешёвого телесериала, а не художественный фильм. От "Дня благодарения" ждал кровавого и весёлого трэша в духе ранних работ Рота, но получил унылый клон двух последних частей "Крика", единственное, открывающая сцена с распродажей на "чёрную пятницу" порадовала.