Найти тему
Journey Art

Планы музеев на 2024 год. Какие выставки нас ждут в ГМИИ им.А.С. Пушкина?

ГМИИ им. А.С. Пушкина объявил выставочные планы на 2024 год.

ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ (Волхонка, 12)


«РУАНСКИЕ СОБОРЫ. РЕСТАВРАЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

Даты проведения: январь — март 2024
Куратор: Анна Познанская

Проект представляет результаты исследования двух картин из серии «Руанский собор» Клода Моне: «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером». Масштабное технико-технологическое исследование было проведено группой специалистов ГМИИ им. А.С. Пушкина, в которую входили технологи, реставраторы и искусствоведы. В процессе исследования была получена уникальная информация о творческом методе Моне, материалах, которые художник использовал в своей работе, а также уточнены некоторые важные детали, касающиеся истории создания произведений. Тот факт, что в собрании Пушкинского музея находятся два полотна из серии «Руанский собор» позволил изучить широкий диапазон технических приемов мастера. В экспозиции выставки будут представлены материалы и результаты исследования.


«ЗАЛ МАТИССА В ГМНЗИ. АКВАРЕЛИ НИКОЛАЯ ТЫРСЫ»

Даты проведения: февраль — июнь 2024
Кураторы: Олег Антонов, Алексей Петухов


«ЦВЕТЫ, ПЛОДЫ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ИТАЛЬЯНСКОЙ ЖИВОПИСИ ЭПОХИ БАРОККО»

-2

Даты выставки: март — май 2024
Куратор: Виктория Маркова


В представлении не только широкого зрителя, но и историков искусства жанр натюрморта ассоциируется, прежде всего, с Голландией, где он во многом определил лицо национальной школы. Наряду с пейзажем он стал выразителем национального характера, особого, присущего голландцам, ощущения жизни, а со временем, в XIX веке, голландский натюрморт превратился в своего рода эталон этого жанра, универсальную меру художественной оценки и способа видения жизни.

Что касается итальянского натюрморта, то лишь в XX столетии он стал предметом серьезного внимания в рамках углубленного изучения искусства барокко. В итоге оказалось, что многообразием форм и типов натюрмортных композиций итальянская школа заметно превосходит все другие национальные школы. В Италии большую роль, чем даже в Голландии, играли местные художественные центры, каждый из которых обладал своим неповторимым лицом. В Неаполе живописцы специализировались на цветочных натюрмортах и «рыбных уловах», в Бергамо – на изображении музыкальных инструментов, а в Риме в моде были декоративные полотна с цветами и фруктами на фоне парков, которые нередко дополнялись скульптурными изображениями либо фигурками играющих путти. Холсты большого размера с натюрмортными мотивами, заполняющими всю живописную поверхность наподобие каскадов, были рассчитаны на огромные пространства итальянских палаццо, городских либо сельских дворцов.

Итальянский натюрморт – одно из открытий XX века, которое изменило общие представления, по-иному расставило приоритеты. Сегодня итальянской школе в общей панораме развития этого жанра принадлежит главное место, поскольку именно Италия во многом определила типологию европейского натюрморта и оказала большое влияние на художников других стран.

«Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко», – первая выставка итальянского натюрморта, проводимая в нашей стране. Между тем в музейных собраниях России хранится большое число произведений высокого художественного уровня, которые практически неизвестны даже специалистам, а их авторство во многих случаях определяется ошибочно.

Именно это богатый материал лег в основу выставки «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко», на которой будет представлено свыше 60 произведений из крупнейших российских собраний: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Пермской государственной художественной галереи и других. Посетители увидят работы многих выдающихся мастеров эпохи барокко, представляющих разные местные школы и направления. Это неаполитанцы Джузеппе Рекко, Джузеппе Руопполо, Паоло Порпора, римляне Микеланджело дель Кампидольо, Франческо Нолетти, прозванного Мальтезе, Микеланджело Черквоции, флорентинец Якопо Кименти да Эмполи, а также художники, работавшие на севере Италии, в Генуе, Венеции, городах Ломбардии и Эмилии-Романьи.

«ТРИ ВРЕМЕНИ РИМА»

-3

Даты выставки: июнь — сентябрь 2024
Кураторы: Елизавета Лихачёва, Максим Атаянц


В разные эпохи художники наблюдали разный Рим — и видели его по-разному. Выставка архитектурной графики и живописи посвящена изменению римского архитектурного ландшафта и смещению акцентов в его изображении. Проект организован совместно с архитектором, графиком, историком античной архитектуры Максимом Атаянцем.

«ФРАНС СНЕЙДЕРС И ФЛАМАНДСКИЙ НАТЮРМОРТ XVII ВЕКА: КАРТИНЫ И РИСУНКИ ИЗ МУЗЕЕВ И ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ РОССИИ»

-4

Даты выставки: октябрь — январь 2025
Куратор: Вадим Садков


Неповторимая специфика фламандского натюрморта XVII столетия во многом связана с эмблематической многозначностью его образов, предполагающей различные способы их интерпретации, своеобразную интеллектуальную игру: постижение скрытого содержания произведения через вполне очевидные или тонко завуалированные образно-смысловые ассоциации. В фокусе выставочного проекта должны оказаться знаковые образцы творческого наследия выдающегося фламандского мастера натюрморта, Франса Снейдерса, дополненные картинами и рисунками его предшественников, современников и последователей. Представляется необычайно важным для научного сообщества и привлекательным для широкого зрителя впервые собрать вместе все работы Снейдерса, хранящиеся в России. В общей сложности предполагается показать более 80 экспонатов, отражающих основные этапы развития фламандского натюрморта, разнообразие его типов, а также все мнообразие индивидуальных манер разных авторов. Существенную часть экспозиции составят живописные произведения из отечественных региональных художественных музеев и московских частных коллекций. До сих пор практически не известные широкой зрительской аудитории, они, несомненно, не только украсят залы выставки, но и продемонстрируют «преемственность поколений» в трехсотлетней истории коллекционирования фламандской живописи в России.

К выставке будет подготовлен фундаментальный научный каталог с текстами научных сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа. Запланированы также образовательная программа и проведение научной конференции, посвященной западноевропейскому натюрморту.


РЕЭКСПОЗИЦИЯ

-5

Даты проведения: март — декабрь 2024


В год столетия живописного собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина запланирована реэкспозиция залов живописи в Главном здании. В постоянную экспозицию второго этажа вернутся картины итальянской, испанской и французской школ XVII–XVIII веков. На первом этаже откроются залы итальянского Возрождения, Фландрии и Голландии XVII века, будет восстановлен отдельный зал Рембрандта и его последователей. Живопись Северного Возрождения вернется в анфиладу залов первого этажа. Планируется увеличить число экспонатов почти в два раза, в значительно большем объеме выставив произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В экспозицию войдут ранее неизвестные широкой публике произведения, отреставрированные в последние годы. Мероприятия приурочены к столетию живописного собрания музея.

ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВА СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ XIX–XX ВЕКОВ
(Волхонка, 14)

«ОТ ЦВЕТА К СВЕТУ»

-6

Даты выставки: март — июнь 2024
Куратор: Елена Каменская


Выставка приурочена к 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга, одного из самых оригинальных художников 1960–1970-х годов. Живопись и графика из ГМИИ им. А.С. Пушкина, фонда IN ARTIBUS, Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим», РГАЛИ, Государственной Третьяковской галереи и частных собраний, архивные материалы о жизни художника представят ретроспективу его наследия и исследование творческого метода.

«ЖИВОЙ ПОРТРЕТ. СХОДСТВЕННО. МЕХАНИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ»

-7

Даты выставки: май — август 2024
Куратор: Ольга Аверьянова


В 1784 году французский музыкант Жиль-Луи Кретьен подарил человечеству новый аппарат — физионотрас — и новую технику портретирования. Физионотрас позволял любому желающему, даже не умея рисовать, создавать точное очертание фигуры человека. Благодаря физионотрасу сохранились достоверные изображения великих людей — писателей, политиков, ученых. Эти силуэты, как и сами технические устройства, будут представлены в экспозиции.

«ПОДРУГИ. К ЮБИЛЕЮ ВАРВАРЫ СТЕПАНОВОЙ»

-8

Даты выставки: июль — октябрь 2024
Кураторы: Александра Данилова, Алексей Савинов


Выставка посвящена сообществу женщин-художниц, чьи судьбы пересеклись в период 1920–1950-х годов благодаря личным связям и участию в художественном процессе русского авангарда. В экспозиции будут представлены произведения Варвары Степановой, Ольги Розановой, Любови Поповой, Надежды Удальцовой и Александры Экстер, Анастасии Ахтырко и сестер Чичаговых, Елены Семеновой, Эсфири Шуб, Лили Брик, Александры Хохловой и Юлии Солнцевой, Елизаветы Игнатович и Евгении Лемберг.

«НЕИЗВЕСТНЫЙ ЩУКИН. НЕ ТОЛЬКО НОВОЕ ИСКУССТВО»

-9

Даты выставки: ноябрь 2024 — февраль 2025
Куратор: Алексей Петухов


Сергей Иванович Щукин сегодня знаменит благодаря своему выдающемуся собранию нового зарубежного искусства, уникальному чутью и дару предвидения. Однако наряду с ролью мецената нового европейского искусства он также был обладателем произведений старых мастеров, многочисленных артефактов культуры Древнего Египта, цивилизаций Китая и Японии, коллекции фарфора, древних русских икон. В таком окружении, казалось бы, хорошо знакомая фигура Щукина предстает в совершенно новом, непривычном свете.

Этот аспект деятельности собирателя практически не привлекал внимания исследователей во многом потому, что столетие назад, в 1920-е годы, после национализации все «непрофильные» коллекции Щукина были последовательно переданы в другие музеи. Масштабное архивное исследование документов из отдела рукописей ГМИИ позволило достоверно реконструировать щукинское собрание во всей полноте.

Значительная часть этого наследия Сергея Ивановича хранится в фондах самого ГМИИ им. А.С. Пушкина: это насчитывающая более 130 предметов коллекция египетских древностей, итальянская и нидерландская живопись, европейская резная деревянная скульптура эпохи барокко. Многообразное собрание китайских, индийских, арабских древностей находится в Музее Востока, коллекции керамики — в Музее-заповеднике «Останкино и Кусково», уникальные шитые иконы — в Оружейной палате, сохранившаяся часть собрания икон — в Музее истории религии, предметы исторической обстановки — в Российской академии художеств. Предметы из щукинского собрания есть и в музеях Астрахани, Махачкалы, Якутска. Все эти институции выразили согласие стать партнерами выставочного проекта «Неизвестный Щукин».

Воссозданные коллекции будут представлены в залах первого этажа Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина. Проект строится как своего рода путешествие по цивилизациям и странам: Древний Египет, Китай и Япония, Европа эпохи барокко, наследие русской усадебной и религиозной культуры XVII–XIX столетий. Состав обнаруженных памятников делает возможным впервые за столетие с точностью реконструировать важные моменты диалога между различными культурами, которые происходили более ста лет назад в интерьерах щукинского дома. К выставке запланировано издание фундаментального научного каталога со статьями ведущих специалистов о каждом направлении собрания, который станет вехой в изучении истории коллекционирования и наследия Сергея Щукина в России и мире.

МЕМОРИАЛЬНАЯ КВАРТИРА СВЯТОСЛАВА РИХТЕРА
(ул. Большая Бронная, 2/6, кв. 58)

-10

«АННА И ТЕОФИЛ»

Даты проведения: март — июнь 2024
Куратор: Юлия Де-Клерк


В день рождения пианиста — 20 марта — на Б. Бронной в новой экспозиции Мемориальной квартиры Святослава Рихтера откроется камерная выставка «Анна и Теофил», посвященная Анне Павловне Москалёвой и Теофилу Даниловичу Рихтеру, а также их большой семье, объединившей русских дворян и немецких колонистов, в которой, несмотря на все трагические перипетии российской истории, никогда не иссякала любовь к прекрасному — музыке, театру, живописи. Почти все члены семьи Москалёвых-Рихтеров играли на музыкальных инструментах, рисовали, создавали своими руками замечательные вещи — от мебели до театральных кукол и вечерних платьев. Тягу к творчеству и безупречный художественный вкус маленький Светик, как звали будущего маэстро домашние, впитал с молоком матери.

В экспозиции будут представлены уникальные архивные документы конца XIX — начала XX века. Среди них редкие семейные фотографии, приглашение на бракосочетание Анны Москалёвой и Теофила Рихтера в Киеве, дипломы Теофила Рихтера – выпускника Венской консерватории по классу фортепиано и композиции, его музыкальные рукописи, а также сочинения Святослава, посвященные маме и папе. Чрезвычайно показательны рисунки членов семьи Москалёвых-Рихтеров. Здесь полные самоиронии зарисовки нищенского быта 1920-х годов, наброски интерьеров комнат, силуэты и портреты Нюты (А.П. Москалёвой), Теофила и Светика, выполненные рукой тети Мэри (Т.П. Москалёвой), рисунок А.П. Москалёвой на пьеске, посвященной Светику, виды Житомира работы Теофила Рихтера и пастели, сделанные в Одессе юным Святославом.


«ВОКРУГ КАРМЕН»

Даты проведения: октябрь — февраль 2025
Куратор: Юлия Де-Клерк


Все проекты будут сопровождаться обширной просветительской программой.

О культурных событиях и обзоры выставок читайте в моем тг канале Journey Art

Journey Art