Раньше я говорил: «Снимите агрессию, обиды, недовольство другими». И понятие «подсознательная агрессия» в первую очередь определяет фон претензий к другим людям. Потом я понял, что этого мало, что недовольство собой, обиды на себя, на свой характер, на свой возраст, на пониженные ограниченные возможности являются опасными, проходят глубоко внутрь, поскольку для себя мы открыты, и могут иметь очень большие масштабы.
Потом я осознал, что просто сильное недовольство ситуацией, в которой оказался, своей судьбой, обществом, окружающим миром менее заметно, чем ненависть к соседу, но отрицательные результаты бывают гораздо значительнее. Я стал говорить пациентам:
Сначала можете вспоминать каждую свою конкретную обиду, на кого и на что вы обиделись, и проживать ситуацию заново, все прощая. А потом просто отмаливайте агрессию по отношению к любви в своей душе через обиды на себя, на судьбу и в душах других людей, через их осуждение и претензии к ним.
Я смотрел, где человек больше всего зацеплен, и предлагал больше работать в этом направлении. Потом я увидел, что кроме преодоления какой-то зависимости, ревности, например, или гордыни, или зацепки за идеалы нужно снимать общий фон зависимости от всего человеческого. И в этом плане необходимо изменение мировоззрения. Несколько лет у меня ушло на то, чтобы высказать одной фразой то понимание мира, которое я получил.
Опасно и ответственно не только владение материальными, но и духовными ценностями. А развитие — это не широкая дорога, где становишься все более могущественным и защищенным, оно больше похоже на тропу альпиниста: чем выше твой уровень, тем опаснее тропа, по которой ты идешь наверх.
Раньше я считал, что владение духовными ценностями — это однозначно только хорошо. Нигде в литературе я не встречал понимания того, что даже высшие духовные ценности не могут быть самоцелью. Пожалуй, об этом говорила только одна фраза в Библии: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие Божье». Если владение духовными ценностями может быть опасным, значит, их никогда нельзя делать высшей целью, значит, они вторичны и от них нельзя зависеть. Любое человеческое счастье — это обладание материальными и духовными ценностями. Поэтому и оно не может быть главной целью, а является лишь средством, рычагом для увеличения Божественного в себе!
Умение в любую секунду принять потерю человеческого счастья, устремляясь в этот момент к Божественному, — это возможность нормально развиваться.
Часть человеческого счастья нужно отбросить от себя. Оказывается, у богатого человека капитал сохранялся тогда, когда он значительные суммы отдавал на благотворительность и понимал, что накопление финансов не может быть главной целью. Для того чтобы государство существовало, каждый человек должен платить налоги. И если человек не хочет этого делать, то приходит государственный исполнитель и забирает все его имущество.
Мы платим Богу налог любовью. Если мы этого не делаем, то потеряем человеческое счастье. Если человек периодически прощается со всем, что ему дорого, мысленно переживая смерть своих близких и свою собственную, то это уже готовность пожертвовать человеческим счастьем. Но в том случае, если мы принимаем все как данное Богом и сохраняем любовь к Нему.
Если, меняясь, в период счастья с любимым человеком я повторяю: «Господи, я Тебя люблю больше, чем его, больше, чем своих детей, больше, чем все, что мне дорого», если мы делаем это постоянно, то мы можем дарить любовь любимому человеку, не опасаясь за него.
Внутренняя независимость от человеческих ценностей дает и внешнюю, физическую защищенность. Организм становится устойчивей к болезням, инфекциям, температурным и физическим перегрузкам. Я как-то говорил с одним человеком, который занимался моржеванием.