Найти тему
Евгений Трифонов

Имеют ли смысл выборы в Конго

InVoice Media, 26.12.2023

В Демократической Республике Конго – президентские выборы. Действующий президент Феликс Чисекеди противостоит целых 26 кандидатов, среди которых влиянием пользуются трое - губернатор Катанги, миллионер Моиз Катумби, глава нефтяной компании Мартин Файулу и лауреат Нобелевской премии мира, гинеколог Деннис Муквеге.

Выборы в Конго – это ужасающий хаос. Во время предвыборной кампании погибло 19 человек, но это цветочки. В восточном регионе Киву продолжается гражданская война (она не утихает с 1960-х гг.), и незадолго до выборов оттуда, по требованию конголезского правительства, были выведены миротворческие силы Восточноафриканского сообщества, в состав которых входили военные из Кении, Уганды, Бурунди и Южного Судана. Миротворцы неудачно боролись с повстанцами, зато «прославились» преступлениями, особенно сексуальными. Но после их ухода стало ещё хуже: сильнейшая повстанческая группировка М23, считающаяся прокси соседней Руанды, перешла в наступление, захватив ряд населённых пунктов. 450 тысяч человек стали беженцами, численность которых в стране достигла 6,9 млн.

Выборы вряд ли решат проблемы Конго
Выборы вряд ли решат проблемы Конго

Всего в ДРК орудует 120 повстанческих группировок, в т.ч. опирающихся на Руанду и Уганду, племенных ополчений и отрядов самообороны, а также местный филиал Исламского государства*. Выборы в таких условиях сами по себе сомнительны. Но их проведение усугубляется банальным неумением чиновников проводить выборы. Избирательные участки сообщают о мошенничествах, стрельбе (как без неё при наличии 120 вооружённых группировок!), задержками в доставке бюллетеней, неисправностями электронных систем голосования, наличием испорченных бюллетеней и неумением избирателей понять, что там написано. В результате голосование растянулось на несколько дней, а итоги будут подсчитаны в лучшем случае к концу года.

При этом мало кто сомневается, что победу одержит действующий президент Чисекеди. Во-первых, потому, что он хотя бы известен всем конголезцам, во-вторых он имеет административный ресурс, а в-третьих он предлагает какую-никакую, но программу действий. Которая включает, например, объявление войны Руанде, прокси которой с 1996 г. контролируют часть Киву, а также массовую продажу разрешений на добычу полезных ископаемых (прежде всего нефти) даже в национальных парках.

Выборы в таких условиях вызывают много вопросов. Можно ли считать их свободными и демократическими, если чуть не половина страны контролируется непонятно кем? Является ли справедливым голосование, если избиратели не понимают, что написано в бюллетенях? И это не говоря о давлении на избирателей и фальсификациях, в реальности которых трудно усомниться, учитывая конголезские реальности.

Как правило, о Конго пишут, что это одна из самых богатых природными ресурсами стран, причём не только Африки, но и мира. Больше половины мировых запасов урана, огромные запасы меди, кобальта, нефти, кадмия, бокситов, железной руды, каменного угля, алмазов, золота, серебра и пр. При этом ДРК – самая бедная страна в мире: годовой доход на душу населения составляет меньше полутысячи долларов.

Поэтому есть сомнения в том, что, даже распродав все месторождения нефти, Конго значительно улучшит жизнь населения. Потому, что медь, кобальт, уран и золото с алмазами добываются давно и в больших количествах, но на жизни конголезцев это почти не отражается.

Вряд ли нынешние выборы изменят жизнь конголезцев к лучшему – ну, возможно, удастся выбить проруандийские отряды в Руанду. Хотя и это сомнительно: руандийская армия – одна из сильнейших в этой части Африки. Ну, обогатится ещё одна группа чиновников и бизнесменов на нефтяных контрактах. И жизнь конголезцев, если это можно назвать жизнью, потечёт по прежнему руслу…

По-видимому, для Конго и похожих не неё беднейших и раздробленных государств (например, Южного Судана) нужна другая модель формирования власти. Поскольку выборы европейского типа там просто не работают – они не позволяют сформировать эффективные государственные структуры. Выборы более эффективны на уровне провинции и даже района проживания племени: это легче технически (сейчас бюллетени возят по огромной стране самолётами и вертолётами, которых не хватает). Это понятнее населению: они голосуют за известных им людей и конкретные программы. А органы управления регионов уже сформируют центральную власть – получится своего рода конфедерация. Управлять которой в такой стране, как Конго, будет гораздо проще. И тогда постепенно удастся начать решать проблемы развития.

*Запрещено в РФ