Найти в Дзене
Кризистан

Почему оказалось так легко взбаламутить Сербию?

Оглавление

За любыми политическими протестами всегда есть экономические причины. Бунт в Сербии был предопределен, а потенциал кризиса легко считывается по ее экономическим показателям.

Одной ногой в Европе

Сколько ни пытайся раскачать Швейцарию или Норвегию, вряд ли там народ пойдет революции устраивать, правда? Достойный уровень жизни, комфорт и высокие доходы населения — лучшая прививка от социальной турбулентности.

Вспоминаем фразу из манифеста Маркса и Энгельса о революции:

— Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

Самый опасный человек для устойчивости любого государства — человек бедный, необустроенный, не владеющий собственностью. У таких людей нет ничего кроме надежды на перемены, их легко замотивировать на любой движ.

Сербия не входит в Евросоюз. Подав заявку на вступление в 2009-м году и получив статус кандидата в 2012-м, она до сих пор стоит под дверью евросообщества. «Ведем переговоры» — это теперь так называется. И дело вовсе не в Косово.

Белград – красивый, душевный, но не богатый город. В нем нет ощущения европейской столицы
Белград – красивый, душевный, но не богатый город. В нем нет ощущения европейской столицы

На каждой стадии переговоров Сербия получает список, что и как ей нужно отреформировать. Значительных преобразований требуют от судебной системы, в области финансового контроля и даже в аграрном секторе. Кроме того, есть Маастрихтские критерии, которым страна тоже пока не соответствует. Как говорится, эта музыка будет вечной… Турки тому пример, с прошлого века ждут.

Как следствие — механизмы социальной устойчивости, используемые наднациональными властями ЕС в небогатых странах типа Румынии или Болгарии, в Сербии не работают. Помогать сербскому населению объединенная Европа не будет, весомых дотаций страна никогда не получала.

За 13 лет с 2001 по 2014 год европейская помощь Сербии составила всего 2,5 млрд евро, деньги были выделены на проведение реформ. Для понимания, насколько смехотворна такая помощь: сербский ВВП в 2022 году — 63,5 млрд долларов по подсчетам Всемирного банка.

Инвестиции из Евросоюза туда идут, какие-то рабочие места простые сербы получают, но на этом все бонусы от пребывания одной ногой в ЕС заканчиваются.

Где-то в Сербии. Евросоюз машет сербам рукой, как эта картошка на клумбе
Где-то в Сербии. Евросоюз машет сербам рукой, как эта картошка на клумбе

Мы, славяне, люди доверчивые, но подорвать наше доверие очень легко. Сербское население изначально горячо поддерживало идею о вступлении в сообщество. Но по данным опроса, проведенного в октябре 2022 года, желающих вступать в ЕС осталось всего 34,7%. В евроинтеграцию население больше не верит.

Что остается народу после утраты иллюзий? Ощущение полной беспросветности, отсутствия перспектив, будущего. Это социальная психология, она работала во времена Римской империи и работает сейчас.

Было вопросом времени, когда сербский вопрос выйдет на главные полосы мировой прессы. Протесты можно подавить, но если не разрешены причины, не устранены факторы риска — они неизбежно повторятся.

А факторы риска видны невооруженным глазом

Достаточно посмотреть на сербскую трудовую статистику, чтобы в этом убедиться. Можно валить все шишки на пресловутый Запад, но по этим цифрам отлично видно, что проблемы внутри. Что работать надо с народом и на благо народа, а не подавляя народ.

Сербское "доколе" на плакатах – оно ведь не только к выборам относится. Беспросветность там чувствуется во всём
Сербское "доколе" на плакатах – оно ведь не только к выборам относится. Беспросветность там чувствуется во всём

Трудовая бедность — явление, свойственное многим славянским странам. При средней зарплате в 85 тысяч динаров (около 73 тысяч рублей) значительная часть работающего населения Сербии работает за 40-45 тысяч динаров до налогообложения. Это 34-39 тысяч рублей. Уровень цен в Сербии примерно на четверть выше российского. То есть жизнь серба на такой зарплате примерно такая же, как у россиян с заработком в пределах 25 тысяч рублей.

И ладно, если б была работа для всех! Но в Сербии очень высокая безработица — 9% в среднем и 24,7% среди молодежи. Каждый четвертый молодой серб не может найти работу, что значительно повышает риски социальных протестов. По кадрам из Сербии мы видели, что в бунте принимала участие преимущественно молодежь. Сила, которая особенно остро чувствует отсутствие социальной справедливости.

С уровнем занятости населения в целом — беда. Всего 50,7% — это значит, что половина сербов ничем не занята, никакого участия в экономике не принимает.

Этих трех факторов достаточно для того, чтобы любое мелкое недовольство превратилось в социальный взрыв. Подпитка извне необязательна, всё произошло бы и без нее. Роль спички может сыграть абсолютно любой фактор, от роста цен на какой-то конкретный товар (как у нас с яйцами) до непонравившихся результатов выборов.

Понимают ли сербские власти, что сидят на мине замедленного действия, которая может рвануть в любой момент? Я уверен, что да. Даже если там сейчас ситуация успокоится, весной можно ждать новую заварушку. Более того, можно даже прогнозировать, за счет чего Вучич попытается снизить эти риски — за счет решения Косовского вопроса. Не можешь противостоять — перенаправь, такой принцип. Сработает ли? Будем наблюдать.

Благодарю за лайки! Подписывайтесь здесь и в Телеге, там короткие посты.