На вопросы главного редактора журнала IT News Геннадия Белаша отвечает Юрий Степанов, начальник отдела по цифровизации АО «Русатом Сервис» и Сергей Букреев, директор компании «Джэт Лаб».
Юрий, вы говорили о необходимости провести НИОКР с целью описания физики процессов в других отраслях.
Ю. С.: Существует очень хорошая библиотека Торсона для нефтегазовой отрасли – ее можно подключить к нашему Repeat и использовать. Но на сегодняшний день нет ответа на вопрос, будет ли соответствовать реальности то, что окажется смоделированным при помощи этой библиотеки. Поэтому необходимо изучить весь математический аппарат, обратиться к профильным ученым и выяснить, учтены ли в ней все необходимые процессы. Приходя, например, в автомобильную отрасль, мы задаем вопрос: «Коллеги, у нас есть описанные блоки, мы понимаем их математику, но каким образом вы будете подтверждать, что эти уравнения вам подходят и модель работает правильно, задавая те параметры, которые бы выдавал физический объект?». На сегодняшний день мы получаем одинаковый лаконичный ответ: «Есть иностранный вендор, и мы за много лет использования убедились, что математический аппарат в их продуктах работает чаще штатно, совпадает с поведением реального объекта. Вы можете верифицировать свою модель с моделью, которая созданной в их продуктах». Это один из подходов, и мы пока решили использовать его. На сегодняшний день мы развиваем библиотеки там, где у нас есть компетенции и где отсутствует необходимость создавать НИОКР, при этом верифицировать модели с клиентами мы стараемся на иностранном софте. Они выдают нам параметры, которые мы далее сравниваем с нашими: если они совпадают или близки, то считаем, что наша математика верна.
REPEAT можно использовать до создания реальных прототипов, то есть на самых ранних стадиях проектирования. Сгенерированную с помощью REPEAT модель можно проверить на реальных данных – так выявляются ошибки и нестыковки в проектах в атомной отрасли. А удается ли вам так же работать и в других отраслях?
С. Б.: Да, удается. Моделирование обычно применяется для проверки проектного решения, которое может выглядеть, как чертежи или схема рабочих процессов - то есть, по сути, в виде картинок - и проектировщики хотят убедиться, что эта «картинка» соответствует действительным рабочим процессам. В атомной отрасли, например, есть конвертер, извлекающий из иностранной программы, в которой работают наши проектировщики, данные и конвертирующий их в нашу систему. Модель воспроизводится из блоков и может быть запущена в симуляторе. Так мы сможем увидеть, скажем, что сигнал пошел не туда или недостает какой-то задвижки и т. п. То есть на деле видим то, что не было учтено на «картинке». Так мы работаем в атомной отрасли, но и в других отраслях все аналогично.
В первом релизе REPEAT было три модуля – теплогидравлика, автоматика и электрика. Какие библиотеки появились в следующих релизах?
С. Б.: Появилась новая библиотека, связанная с электрическими приводами: электрические машины, асинхронные двигатели, синхронные двигатели, преобразователи и т. д. Появилась библиотека электроники: узлы, источники, катушки, вольтметры, диоды и т. д. Также появилась библиотека «Системный дизайн», для которой мы создаем элементы библиотек для автомобильной и железнодорожной отраслей. В библиотеке «Системного дизайна» появились прицепы, двигатели, локомотивы. Это упрощенные, не детализированные модели.
Что означает системный дизайн в контексте ваших библиотек?
С. Б.: Системный дизайн необходим при попытке подобрать некую рабочую конструкцию, способную лечь в основу дальнейшей разработки какого-то нового изделия. Например, у вас должен быть разработан автомобиль, для которого вы хотите подобрать электрический двигатель, поставить его на определенное шасси с определенными характеристиками. У вас есть вводное требование - автомобиль должен быть в состоянии разгоняться до определенной скорости за заданное время. Вы подбираете емкость аккумулятора и запускаете симулятор. И тут выясняется, что необходим более мощный силовой узел, а для него нужна более мощная батарея. При этом при заданных параметрах ваша модель не выходит на ожидаемые характеристики. Вы начинаете повышать емкость батареи – нагрузка на шасси сразу увеличивается, и оно может этой нагрузки не выдержать. С помощью библиотек системного дизайна можно найти определенную приемлемую конфигурацию, обсудить с проектировщиками и начать улучшать эту модель,...