182 подписчика

Кремовая Шапочка на Капкейке от Magnolia Bakery - Зарегистрированный Товарный Знак

Фото Magnolia Bakery
Фото Magnolia Bakery

Нижеописанный кейс особенно будет интересен кондитерам, поскольку речь пойдет о нестандартном товарном знаке из мира кондитерской индустрии. Хотя об этом знаке полезно знать всем, кто имеет отношение к общественному питанию или интеллектуальной собственности.

Нью-йоркская сеть кондитерских Magnolia Bakery известна не только по эпизоду из культового сериала "Sex and the City", заведение пользуется большой популярностью у местных жителей и туристов благодаря своим капкейкам. Действительно, капкейки от Magnolia Bakery совершенно не похожи на капкейки других кондитерских, их всегда можно узнать по особенной кремовой шапочке. Шапочка капкейков Magnolia Bakery - фирменный знак заведения. Ни одна другая кондитерская в США не приготовит капкейки с шапочкой аналогичной формы. Но не потому что не справится с приготовлением этого десерта, а потому что не имеет права готовить идентичные или сходные капкейки. И все это благодаря зарегистрированному товарному знаку!

Заявка на регистрацию товарного знака, состоящего из объемной формы кремовой шапочки на капкейке, была подана в патентное ведомство США 11 октября 2012 года.

Товарный знак США №4643246
Товарный знак США №4643246

Эксперт ведомства отказал в регистрации по причине отсутствия различительной способности знака, ссылаясь на то, что в Интернете можно найти много доказательств производства другими кондитерскими капкейков с аналогичными шапочками, соответственно, вряд ли потребители будут воспринимать капкейк с шапочкой, заявленной на регистрацию в качестве товарного знака, как результат деятельности кондитерской Magnolia Bakery. Иными словами, вряд ли возможно установить связь между формой шапочки и кондитерской Magnolia Bakery среди огромного количества аналогичных капкейков других производителей.

Законодательство о товарных знаках США устанавливает, что товарные знаки, состоящие из формы товара, не обладают различительной способностью, а значит не могут выполнять функцию товарного знака.

Различительная способность товарного знака - важное условие для его регистрации, которое заключается в непохожести и оригинальности обозначения по сравнению с другими обозначениями, которые используются на рынке в отношении аналогичных товаров.

Тем не менее, если заявитель сможет доказать, что обозначение, состоящее из формы товара, приобрело различительную способность, то есть потребители могут ассоциировать обозначение с источником его происхождения (производителем), такому обозначению может быть предоставлена правовая охрана.

Капкейк Magnolia Bakery
Капкейк Magnolia Bakery

В ответ заявитель предоставил доказательства приобретенной различительной способности и того, что у потребителей возникает ассоциация между формой кремовой шапочки и кондитерской Magnolia Bakery. Ответ состоял из 183 страниц! Вот что значит, когда есть что сказать в защиту своего товара.

Во-первых, это было огромное количество публикаций в американских СМИ, в которых описывались и обсуждались капкейки с оригинальной шапочкой от Magnolia Bakery. Это были профессиональные и любительские статьи, комментарии к ним, личные блоги, где авторы и комментаторы всегда упоминали об "особенной шапочке". Интересно, что Magnolia Bakery решилась на представление материалов с нелестными комментариями и отзывами о вкусе капкейков (я встречаюсь с таким впервые, обычно все стараются представить свой бизнес и товар в самом лучше свете). Но, на самом деле, для решения вопроса о различительной способности субъективное мнение потребителей совершенно неважно, важно, что все комментаторы различали и узнавали капкейки Magnolia Bakery по форме кремовой шапочки.

Во-вторых, заявитель предоставил еще и доказательства того, что шапочка капкейка узнаваема не только в США, но и во всем мире. В социальных сетях, на каналах Youtube и на других платформах люди массово пытаются воспроизвести капкейк с аналогичной шапочкой, называя его Magnolia Bakery cupcake. Выложено огромное количество видео с мастер-классами, где постоянно упоминается о приготовлении капкейка с особенной шапочкой как в Magnolia Bakery. Также были представлены новости в СМИ об открытии кондитерских Magnolia Bakery в других странах, как Катар, Кувейт, Ливан.

В-третьих, заявитель указал на то, что он производит капкейки с шапочкой данной формы достаточно длительный период времени - на момент подачи ответа в 2014 году данный период превышал 18 лет непрерывной работы кондитерской и производства данных капкейков. Также заявитель представил материалы о рекламных кампаниях.

Таким образом, заявитель настаивал, что форма шапочка капкейка является действительно уникальной и большое количество потребителей узнают капкейк от Magnolia Bakery именно по форме кремовой шапочки. Соответственно, можно утверждать, что форма кремовой шапочки узнаваема, приобрела различительную способность и выполняет функцию товарного знака.

Товарный знак был зарегистрирован 25 ноября 2014 года. В описании знака указано, что он состоит из объемной формы кремовой шапочки, расположенной на капкейке и имеющей спиральную форму с глубокими кольцевыми бороздами между изгибами спирали.

Капкейки Magnolia Bakery
Капкейки Magnolia Bakery

Зарегистрировать форму товара в качестве товарного знака тоже не очень просто и в России. В большинстве случаев придется доказывать Роспатенту, что заявленное обозначение обладает уникальными нефункциональными характеристиками, и вследствие длительного и непрерывного использования хорошо узнаваемо и различаемо потребителями.

Кондитеры, шефы, производители, обязательно знайте, что для регистрации товарных знаков для формы ваших уникальных кондитерских изделий, блюд или их отдельных частей, очень важно, чтобы, с одной стороны, об изделии уже знали потребители, форма изделия интенсивно вами использовалась, но, с другой стороны, не пропустите момент подачи заявки на регистрацию товарного знака до того, как о нем станет известно всем и его массово начнут воспроизводить ваши коллеги.

Своевременно и грамотно поданная заявка на товарный знак и получение правовой охраны - большая удача для бизнеса и ваша возможность предлагать эксклюзив в течение многих лет.

________________________________________________________________________________________

Если вам необходима консультация по товарным знакам или авторскому праву, помощь в регистрации права на товарный знак, помощь в защите нарушенных прав на товарные знаки и авторские права, пишите на почту info@iplogos.ru .

Если понравилась публикация - подписывайтесь на канал, ставьте лайки и оставляйте комментарии. Публикации обновляются ежедневно. У меня для вас много интересного и полезного.