Найти тему

Угадай станцию – имени снесенного шедевра

Оглавление
Более 40 станций Московского метро являются объектами культурного наследия. Станции метрополитена должны были стать элементами подземного города, продолжением городских улиц и площадей под землей. Эти станции открыты в период с 1935 года по конец 1950-х годов.
Название станции – в первом комментарии после статьи.

Эта станция была открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди метро. Станция пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (32,8 м), архитектор И.А. Фомин. Автор южного вестибюля, открытого в 1935 году, Н.А. Ладовский, северного, открытого в 1954 году, А. Н. Душкин.

Проект

Как и две других станции первой очереди, построенные без центрального зала, Кировская (Чистые пруды) и Дзержинская (Лубянка), эта станция могла быть тоже двухсводчатой. Причем, если у двух других центральные залы были открыты при строительстве пересадок, то эта, наверное, так и осталась бы без центрального зала пересадки на ней нет. Вопрос о центральном зале станции был решен лишь в сентябре 1934 года!

Только благодаря упорству руководителя строительства И.Д. Гоциридзе мы получили станцию с центральным залом.

Илларион Давидович Гоциридзе. Обе станции, постройкой которых руководил Илларион Давыдович, завоевали высшие награды на международных конкурсах —«Гран-при»: «Маяковская» в 1938 году в Нью-Йорке, а эта станция в 1939 году в Париже.Фото из архива Московского метростроя.
Илларион Давидович Гоциридзе. Обе станции, постройкой которых руководил Илларион Давыдович, завоевали высшие награды на международных конкурсах —«Гран-при»: «Маяковская» в 1938 году в Нью-Йорке, а эта станция в 1939 году в Париже.Фото из архива Московского метростроя.

На совещании, созванном по этому вопросу в Московском комитете, инженер Морган заявил, что в мировой практике не было примера, чтобы под таким чудовищным давлением строить трехсводчатую станцию.

В своих воспоминаниях Илларион Гоцеридзе описывает разговор с Л.М. Кагановичем:

– Ну, как, товарищ Гоцеридзе, вы все еще настаиваете на своей точке зрения?
– После вашего указания, Лазарь Моисеевич, мы сразу же приступили к перестройке.
– Приступили к перестройке… Ну, а внутри-то вы считаете, что сдаете свои позиции поневоле?
– Мы сейчас еще более чем прежде уверены в том, что третий свод построить можно. Придя на шахту, я еще раз произвел все технические расчеты: тут ошибки нет.
– Ладно, давайте строить, но так, чтобы оглядываться при каждом шаге. Помните, какую вы берете на себя ответственность.

Наземный павильон

Вестибюль станции создан по проекту архитектора Николая Ладовского. Это одна из ключевых фигур еще архитектурного авангарда. Ладовский мало что построил, наземный павильон станции – единственная его работа, дошедшая до нас в первозданном виде.

1935 год. Перед открытием
1935 год. Перед открытием

Огромная буква "М" над входом была утрачена, так же как надпись "МЕТРО".

Архитектор самой станции тоже представил проект наземного павильона и вестибюля:

Пройдем от южного входа на станцию к эскалаторам сегодня:

Не знаю, как было при открытии, проектов не нашла, но кроме кессонированного потолка наземного вестибюля, облицовки колон и эскалаторного зала и потолка эскалаторного зала не осталось ничего.

В 1954 году был открыт второй (северный) вестибюль станции, он строился вместе с новым зданием. От наземного вестибюля к центральному залу ведут два эскалаторных пролета, разделенных круглым залом с богато украшенным лепниной потолком. Освещение наземного вестибюля производится двумя люстрами, промежуточного зала двухрожковыми бра на стенах, плафоны у люстр и бра одинаковы. И в продолжение стиля станции выполнены эскалаторные ходы: потолок выполнен в виде арок, а вход нижнего в виде вписанных арок, как у старого наземного вестибюля.

В 2016-2017 годах в северном вестибюле проходил ремонт с заменой эскалаторов. Некоторые фотографии взяты с сайта Московский транспорт:

Южный наземный павильон в разное время:

Перронный зал

В конкурсе приняло участие несколько архитекторов. Для оформления этой станции был принят проект архитектора Ивана Фомина:

Платформенный зал. Проект. Автор акад. архитектуры Фомин И. А.
Платформенный зал. Проект. Автор акад. архитектуры Фомин И. А.

Пилоны облицованы темно-красным мрамором с черным цоколем. В центре каждого пилона сделана полукруглая ниша, облицованная полированным светлым мрамором в память о снесенных воротах, находившихся когда-то рядом со входом на станцию. По замыслу Фомина источники света маскировались сильно вынесенным карнизом, а свет шел от кессонированного свода. Однако для освещения были использованы подвешенные в два ряда шары-светильники.

Кроме И. Фомина в конкурсе на оформление станции принимал участие И. Голосов:

Архитектор Фомин мечтал облицевать станцию уральским порфиром, из которого вырезали вазы для императорских дворцов. Но этот камень дорогой, сложный в обработке, и Фомину выделили красный грузинский мрамор.

К сожалению, сегодня станция находится в плачевном состоянии. Гидроизоляция не выдержала испытание временем, замечательный темно-красный грузинский мрамор "шроша" оказался недостаточно стойким к агрессивной среде. Не помогла и попытка защиты облицовки водонепроницаемой пленкой - влага стала скапливаться под ней, а материал еще быстрее разрушаться. Дорогой и редкий мрамор нуждается в замене, но в нынешних условиях вряд ли можно рассчитывать на это в ближайшие годы.

А пока замазывают все трещины и даже загораживают баннерами. Фото декабрь 2023 года:

Оформление боковых залов не отличается от оформления центрального за исключением формы кессонов на потолке:

Панно в торце

1935
1935

В торце станции был размещен скорее всего плакат. Точно понять, кто там был изображен, не удалось. Вероятно, Каганович и Сталин. Такие плакаты были выпущены к торжественному открытию первой линии метро. Может быть, плакат был поставлен временно в первые дни работы метро.

Немного фактов

В 1938 году проекту станции был присужден Гран-При Международной Всемирной Ярмарки в Париже.

С 1962 по 1986 годы станция называлась Лермонтовской.

В 1982 году Ладовский предложил модель развития столицы в форме параболической петли. Теория развития предполагала увеличение и разворачивание в сторону тогдашнего Ленинграда. По прогнозу зодчего Москва со временем могла слиться с северной столицей:

Источник: retromap.ru/forum/viewtopic.php?t=2343&p=4430
Источник: retromap.ru/forum/viewtopic.php?t=2343&p=4430

Может вход на станцию это отражение модели Ладовского развития Москвы?

"Добрый" архитектор А. Щусев высказался о работе коллеги, неоклассика Фомина: «Что можно сказать об этом проекте? Он сделан большим мастером, но производит впечатление говядины».

И для тех, кто дочитал до конца, в качестве бонуса Красные ворота, храм Трех Святителей, начало строительства метро:

Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии это очень важно для меня.

О других станциях метро читайте здесь.

До скорой встречи!

ИСТОЧНИКИ
Гоцеридзе И.Д. Станция «Красные ворота». Как мы строили метро, 1935
Колли Н.Я. «Архитектура Московского метро». Сборник. М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936
Московский
транспорт. Сайт
pastvu.com старые фотографии