Сегодня система образования неотделима от информационных технологий. Посредством образования каждый человек получает новые знания, приобретает и совершенствует какие-либо навыки и умения, осваивает применение их на практике. При этом большинство сфер деятельности связаны с активным использованием информационных технологий, что актуализирует их активное применение в образовательном процессе.
Важно сказать о том, что с помощью информационных технологий можно более качественно предоставлять информацию, осуществлять обучение, а также контролировать данный процесс в области достижений и усвоения знаний. Все это позволяет следить за образовательным процессом в области его эффективности и достижения конкретных целей.
Дальнейшее развитие информационных технологий в образовании имеет большой потенциал в будущем, например, развитие искусственного интеллекта способно персонализировать образование в будущем, что существенно повысит его эффективность.
В целом можно выделить три основных направления использования информационных технологий в образовании:
1. Первым направлением, которое получает все более активное развитие в настоящее время, является их применение в качестве средства организации образовательного процесса. Весь процесс образования организуется через информационные технологии, например, прохождение каких-либо онлайн-курсов с итоговым тестированием. Участие людей в обучении минимально, все организуется с помощью информационных технологий, все лекции представлены в электронном виде, как и практические задания, необходимые для освоения материала со стороны обучаемого. Можно прогнозировать и дальнейшее активное применение использования информационных технологий в данном ключе.
2. Вторым направлением является их применение в качестве средства помощи в обучении. Здесь образовательный процесс имеет классическую схему с участием преподавателя и обучаемых, но активно используются информационные технологии (преподаватель создает презентации для лучшего предоставления информации, используются компьютерные технологии для наблюдения, анализа, формирования выводов, применение электронных библиотек для поиска информации учениками и студентами).
3. Третьим направлением является использование информационных технологий в качестве средств коммуникации как между преподавателем и обучаемыми, так и между преподавателями или только между учениками.
Так же можно выделить несколько форм использования информационных технологий в образовании:
1. Коммуникация и глобализация. Развитие информационных технологий положительно повлияло на развитие коммуникации между различными образовательными учреждениями, упростился процесс организации различных конференций, олимпиад, разнообразных обсуждений. Все это возможно при использовании технологий видеосвязи, что позволяет более активно привлекать школьников и студентов к научной и исследовательской деятельности.
2. Исследовательская деятельность и самообразование. Очень важную роль информационные технологии играют в самообразовании, с помощью их использования людям доступны ресурсы онлайн-библиотек, электронно-библиотечных систем, баз данных. Большое значение имеют информационные технологии и при проведении разнообразных исследований.
3. Дистанционное обучение. Развитие дистанционного образования делает обучение намного доступнее, любой человек получает возможность получать образование именно в том вузе, который он выбрал без учета его местоположения, выполнять самостоятельные работы и изучать материалы он может в любое удобное для себя время, также необходимо подчеркнуть, что данный вид образования финансово доступнее. При этом данная форма образования не исключает и общения преподавателя со студентом в реальном времени с помощью использования различных коммуникационных технологий.
4. Разнообразные развивающие игры и видео. Особенно игровая форма характерна при обучении на первоначальных этапах. В игровой форме часто проще усвоить материал дошкольникам и младшим школьникам.
Таким образом, наиболее существенным преимуществом развития информационных технологий с сфере образования является возможность дистанционного обучения. Информационные технологий в обучении имеют большие перспективы и могут оптимизировать образовательный процесс за счет его персонализации.