К 500-летию концепции Филофея «Москва – Третий Рим»
Предисловие [1]
В современных условиях сохранение стабильного и прочного положения России как на международной арене, так и во внутренних делах является залогом её дальнейшего успешного развития. Но существует ряд факторов, которые препятствуют достижению этих целей. Наиболее точно и ёмко они сформулированы в двух следующих цитатах.
Весной 2021 г. советник министра обороны А. Ильницкий дал ёмкое определение тому, что прямо сейчас происходит в мире: «Теперь [со стороны Запада против России] идёт война нового типа, информационно-гибридного, её цель – уничтожить самосознание российского общества, изменить его ментальную и цивилизационную основы (здесь и далее выделено нами). Если в классических войнах целью является уничтожение живой силы противника, в современных кибервойнах – уничтожение инфраструктуры противника, то целью новой войны является уничтожение самосознания, изменение ментальной – цивилизационной – основы общества противника»[2].
В 2018 г. историк П. Кузенков отметил: «Опросы показывают, что в России – да и в других православных странах – с большим отрывом доминируют традиционные ценностные ориентиры. Впрочем, если в течение ближайших 50 лет эти ценности не найдут подкрепления в виде актуальных практических и культурных форм, наша история будет проиграна. Мы потеряем Православную цивилизацию»[3].
Поэтому задача нашего проекта, представленного в данной статье, заключается в том, что укрепить самосознание российского общества, его ментальную и цивилизационную основы путём создания актуальных практических и культурных форм традиционных ценностных ориентиров. Одним из главных способов для достижения этой цели является обращение российского народа к опыту своего цивилизационного предшественника – Византийской империи, – а наиболее подходящим инструментом – создание музея, посвящённого Византии[4].
[1] Текст статьи завершён в августе 2021 г., иллюстрации добавлены позднее
[2] Звезда, программа «Главное с Ольгой Беловой», 28.03.2021, 35 мин. (https://tvzvezda.ru/schedule/programs/201947915-84uxq.html/20213271319-iQFWY.html)
[3] Интервью «Россия теснейшим образом связана с Византией, но знает о ней очень мало» (https://pravoslavie.ru/113387.html)
[4] Необходимо заранее отметить, что данная статья не содержит ряда технических деталей обустройства музея, т.к. все их невозможно предусмотреть на раннем этапе формирования идеи и проекта – рациональнее обсудить их уже на этапе реализации проекта. Данная статья, будучи плодом деятельности энтузиастов, не претендует на строгий научный стиль изложения. Но она будет интересна как специалистам, так и обывателям, интересующимся темой Византии.
Введение
На мой взгляд, главная задача в жизни любого человека, даже сверхзадача – это обеспечить своему государству стабильное и благоприятное существование на длительный период (образцом здесь может служить Октавиан Август, который обеспечил Римской империи внутренний мир, стабильность и процветание на 200 лет вперёд). Частной же или личной задачей любого конкретного человека, каких бы постов в своём государстве он ни занимал, должно быть сделать что-нибудь посильное для этого – сделать свой вклад в это большое дело.
Если бы мы жили в сказочном мире с возможностью чудес, то здесь можно привести аналогию с мультфильмом «Аладдин» (1992), который став владельцем волшебной лампы, мог попросить джина исполнить три его желания. Кто-то хотел разбогатеть, кто-то стать принцем, кто-то самым могущественным колдуном на земле – а по моему мнению, первым желанием должно быть именно такое – обеспечить своему государству стабильное и благоприятное существование на длительный период. Но мы не живём в мире чудес, поэтому достижение данной цели приходится осуществлять иным путём. И для достижения данной цели нужно соблюсти несколько условий:
–иметь достаточное количество материальных ресурсов
–обладать чувством патриотизма
–обладать чувством цивилизационной самодостаточности
Все эти условия в настоящее время для нас реально выполнимы, чтобы достичь поставленной цели. Наиболее благоприятной является ситуация с первым пунктом – наличие материальных ресурсов – по количеству природных ресурсов Россия занимает первое место на Земле. Чувство патриотизма у нас тоже в значительной степени присутствует, обусловленное нашей долгой и великой историей. А вот с третьим условием – чувством цивилизационной самодостаточности – у нас серьёзные проблемы.
Вопрос о нашей цивилизационной идентичности, принадлежности к одной из конкретных мировых цивилизаций в настоящее время крайне важен. Проблема в том, что для большинства россиян он не имеет чёткого ответа и таким образом создаёт тревожное ощущение неопределённости. Дело в том, что человеческое мышление склонно к крайностям, поэтому большинство людей подсознательно считают, что на нашем Евразийском континенте (а соответственно и в мире) существуют только две цивилизации – Запад и Восток. Россия же географически занимает срединное, промежуточное положение между ними, но при этом не похожа ни на одну из них. Данный факт, что наша страна занимает усреднённое положение между двумя отчётливыми мировыми цивилизациями (не будучи на них похожей), создаёт у русских людей впечатление, что Россия это что-то размытое и непонятное. Всё это приводит нас к уверенности в своём цивилизационном одиночестве и порождает у нас закономерный вопрос – «кто мы?», который приводит к мучительным метаниям, наиболее наглядно выражающимся во фразе «Россия это что-то непонятное – ни Европа, ни Азия; ни Запад, ни Восток; ни рыба, ни мясо». Таким образом, всё вместе это трансформируется у нас в комплекс неполноценности, что в настоящее время для нашего народа и нашей страны крайне опасно.
Но выход есть, и преодолеть этот комплекс неполноценности вполне возможно. Для начала необходимо прояснить несколько моментов. Во-первых, ни Евразия, ни тем более мир в целом не состоит только из двух цивилизаций – их гораздо больше (всего около десятка). Во-вторых, цивилизация, включающая Россию, не является самой срединной из всех цивилизаций на Земле – таковое положение занимает Исламская цивилизация, которая имеет соседей не только на западе и востоке, но также на севере и юге (и комплекса неполноценности по этому поводу не испытывает). В-третьих, Россия сама по себе не является отдельной самостоятельной цивилизацией – она является лишь частью большой цивилизации, которая именуется Православной[5].
[5] Помимо России в неё входят Белоруссия, Украина, Молдавия, Румыния, Сербия, Черногория, Болгария, Северная Македония, Греция, Кипр, Грузия, Армения, Эфиопия; ранее в её состав также входили территории современных Боснии и Герцеговины, Албании, Турции, Сирии, Ливана, Иордании, Палестины, Израиля, Египта, Ливии, Судана
Данные особенности нашей цивилизационной принадлежности, к сожалению, не являются для большинства русских людей очевидными – они не знают и даже не догадываются о них (хотя в разной степени ощущают). Основной тенденцией здесь ввиду вышеуказанных особенностей человеческого мышления является интуитивная склонность определить, к какой из двух цивилизаций (Запад и Восток) Россия ближе, и в итоге к ней примкнуть. И этот выбор для многих очевиден – наиболее близкой к нам является Западная цивилизация, поэтому, по их мнению, мы должны во всём ориентироваться только на неё.
Однако данный подход противоречит объективной реальности, ибо с Западом мы являемся разными цивилизациями, и основополагающей вещью здесь является религия. Основой нашего культурного и цивилизационного кода является православная ветвь христианства, у Запада – католическая (из которой потом выделилось протестантство). Но тогда возникает вопрос – если с Западом мы разные цивилизации, то кто тогда действительно наш цивилизационный побратим? Ответ прост – другие православные государства. Но здесь есть своя специфика. Если в Православии в настоящее время существует только один крупный центр силы – Россия, – то на Западе таких центров несколько – США, Англия, Франция и Германия (как минимум)[6]. Так сложилось исторически, ибо наши цивилизации развивались в разных условиях. Таким образом, у России внутри своей цивилизационной группы государств нет сильных стран-собратьев, на которых она в случае осложнений во взаимоотношениях с внешним миром могла бы опереться и спросить совета. Данный факт также вносит свой вклад в чувство одиночества и укрепляет наш комплекс неполноценности.
Факт того, что в нашей Православной цивилизации сейчас существует только один крупный центр силы – является весьма тревожным. Он означает, что Россия выполняет роль не просто главного, а единственного цементирующего элемента, замкового камня, который не позволяет цивилизации распасться. Если Россию ликвидировать как центр силы, то её лидерскую роль некому будет подхватить – и в итоге это может привести Православную цивилизацию в пропасть, из которой уже не выбраться вовеки.
Необходимо подчеркнуть, что Россия является не просто центром силы в Православии – она является долговременным центром силы. Наша страна – это одно из немногих государств на планете (двух-трёх), которые могут похвастаться пятью веками непрерывного суверенного существования, не прерванного завоеваниями извне или нахождением под чьей либо властью[7]. Остаётся лишь выяснить – были ли в Православной цивилизации другие долговременные центры силы, кроме России? И ответ будет таков – да, но только один – Восточная Римская империя, которая в исторической науке получила наименование Византийской. Она просуществовала более 1000 лет (с 395 по 1453 гг.) – т.е. фактически столько же, сколько сейчас существует христианская Россия.
[6] Аналогичная ситуация и у Исламской цивилизации, в которой насчитывается как минимум 3 центра силы – Саудовская Аравия, Турция и Иран
[7] Никонов В. А. Крушение России. 1917. М. 2016. С. 5
Более того – Византийская империя это не только второй долговременный центр силы в истории Православной цивилизации – это государство является прямым цивилизационным предшественником России (именно из Византии мы приняли православие, в этой стране для нас был создан славянский алфавит, именно её учёные приобщили наших предков ко многим наукам, искусствам и технологиям[8]). А данный факт является принципиально важным. Дело в том, что обладание ощущением полноценности и чувством цивилизационной самодостаточности заключается не только в знании своей страны, веры и гордости за неё в настоящее время или даже за весь период её существования – но также в изучении и осмыслении своего цивилизационного предшественника. И в данной сфере, к сожалению, положение у нас далеко от идеального. А как обстоит с этим ситуация у наших католических соседей?
На Западе очень давно, ещё со времён Карла Великого чётко определили своего цивилизационного предшественника – это была Западная Римская империя[9], которую они с тех пор стали не только изучать и познавать, но даже попытались возродить. Уже в течение очень длительного времени Запад активно изучает, популяризирует и чётко осознаёт своего цивилизационного предшественника – там есть специальные институты по изучению Римской империи, снимаются фильмы, пишутся научно-популярные и художественные книги, устраиваются масштабные фестивали и представления реконструкторов – и всё это в значительной степени укрепляет их чувство цивилизационной самодостаточности. В России же, к сожалению, изучение и осмысление Византийской империи, мягко говоря, находится на неудовлетворительном уровне – эта страна специально не изучается (отсутствуют профильные институты), не популяризируется (нет даже большой постоянной выставки, посвящённой ей) и соответственно широкими слоями населения не познаётся и не осознаётся. Один византинист так охарактеризовал эту ситуацию: «У нас большинство людей не знают про Византию ничего, и она им “ни холодно, ни жарко”». Таким образом, соотношение в данной сфере на Западе и у нас можно охарактеризовать «как небо и земля». И данное положение ни в коем случае нельзя оставить без изменения. Потому что наше чувство цивилизационной самодостаточности в настоящий момент зиждется на одномерном, и соответственно небольшом и не очень прочном фундаменте в лице только своей истории. В этом плане мы по сравнению с Западом находимся только в начале пути. И если мы обратимся к изучению самого нашего цивилизационного предшественника и его опыта (а у Византии этот опыт богатейший) – то это многократно укрепит и расширит данный фундамент и поможет нам окончательно преодолеть комплекс неполноценности.
[8] Также наш именослов до сих пор в значительной степени греко-римский
[9] Другое дело, правомерно ли они выбрали Западную Римскую империю – поскольку разрушители цивилизации, разрушившие её извне, вряд ли могут претендовать на то, чтобы быть её полноценными продолжателями и законными преемниками
Изучение византийского опыта, помимо укрепления чувства цивилизационной самодостаточности, содержит в себе и другие огромные преимущества. В отличие от западных людей византийцы были по настоящему близкими к нам по духу людьми – они исповедовали ту же веру (православие), у них была та же система ценностей и мышления. Как и мы, они испытывали те же соблазны, страхи и сомнения. И они накопили богатейший опыт общения с внешним миром, особенно с Западом – на определённом историческом этапе в Византии были свои прозападная и патриотическая партии, которые боролись друг с другом, и витки данной борьбы приводили к различным результатам и последствиям. С учётом всего этого именно их опыт мы можем использовать как собственный.
Основная часть
Остаётся лишь решить – каким образом популяризировать нашего цивилизационного предшественника – Византийскую империю – в народе России? Следует сказать, что существует большое количество способов для решения этой задачи – и, на наш взгляд, лучшим инструментом на первом этапе будет музей, посвящённый Византии. Но музей необычный – «музей РЕКОНСТРУКЦИИ Византии».
Поскольку данное государство перестало существовать более пяти веков назад и при этом подверглось разрушительным нашествиям врагов как с Запада, так и с Востока, то это обусловило плачевную ситуацию сохранности его исторических источников. Особенно не повезло письменным источникам – из всего корпуса нарратива, накопленного и созданного в Византии, сохранилось до обидного мало[10]. Положение с вещественными источниками, т.е. вещами, искусственно созданными человеком, гораздо лучше – но при этом всё равно ряд исходных предметов является полностью утраченным[11]. Это такие вещи как облачения императоров, одежда, мебель, доспехи, знамёна, научные приборы, автоматические устройства и ряд других. Для сравнения, западноевропейских средневековых аналогов этих вещей в музеях Европы (благодаря её тогдашнему изолированному от внешнего мира положению) сохранилось значительно больше. Таким образом, данная неполнота вещественных источников не позволяет обывателям составить действительно полное представление о Византийской империи. Всё это вынуждает искать иных путей, нежели создание в России обычного музея Византии. И такие пути есть – один из них заключается в создании музея РЕКОНСТРУКЦИИ Византии.
[10] Одним из последствий этого является то, что большинство сражений империи с внешними врагами сейчас плохо поддаётся реконструкции
[11] Сохранились только их описания и изображения на других предметах
Его сущность проста – совместить в одном месте большую часть элементов византийской культуры (на протяжении всей её истории) в виде новоделов. При этом одна часть экспонатов будет представлена в виде копий (если предметы сохранились), а другая – в виде реконструкций (если предметы утрачены, но могут быть воссозданы по другим источникам). При создании всех этих новоделов будет соблюдаться ряд непреложных условий. Экспонаты будут делаться абсолютно исторично, без самодеятельности и авторского взгляда, профессионалами византинистами и реконструкторами высочайшего уровня. В соответствии с этим главная концепция музея будет сформулирована следующим образом – экспонаты-новоделы должны быть максимально приближены к подлинным артефактам. Здесь можно привести аналогию с фильмом «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), где главный герой изобрёл машину времени и случайно переместил в Москву ХХ века царя Ивана Грозного. В нашем случае музейные предметы должны быть такими, чтобы в случае гипотетического перемещения в нашу эпоху византийских людей последние не смогли бы отличить свои вещи от экспонатов музея. Причём не только по внешнему виду, но и по всем внутренним характеристикам – идентичные материал, способы изготовления, масса, прочность и др. Чтобы люди той эпохи, примерив костюмы и доспехи, воспользовавшись оружием, посудой и остальными вещами, могли бы сказать примерно следующее: «Да, эти вещи ничем не отличаются от наших – они максимально точно воспроизводят наши образцы. Поэтому они действительно заслуживают право быть выставленными в этом музее, и вы можете с полным основанием использовать их при создании фильмов о нашей стране». В итоге в этих экспонатах должен быть сосредоточен весь потенциал, все последние наработки и достижения современной исторической науки. Чтобы можно было сказать, что более достоверно, чем здесь, утраченные византийские предметы не воссозданы нигде. А для того, что максимально погрузить посетителей в глубину той эпохи, таблички к экспонатам должны быть снабжены подробным описанием, почему данные вещи в ту эпоху делались именно так, а не иначе, почему именно такие изображения, орнаменты и символика использовались в конкретный период, какая была мода в одежде и т.д. и т.п. Таким образом, всё должно быть сделано именно так, чтобы посетители были полностью уверены, что подлинные византийские артефакты были именно такими, какими они представлены в музее.
Ещё одной функцией музея будет то, что ряд его экспонатов (в первую очередь костюмы и доспехи) посетители будут иметь возможность примерять, фотографироваться в них и даже приобретать. Это очень важная функция, которая будет способствовать не только дополнительной самоокупаемости учреждения, но и дополнительной популяризации Византии. Подробности данной услуги мы укажем в разделе, посвящённом описанию залов.
Для повышения заинтересованности людей к посещению данного музея необходимо выполнить и ряд других необходимых условий. Одним из них является правильная планировка – залы и другие помещения (как и экспонаты в них) должны быть расположены так, чтобы способствовать максимально полному усвоению людьми экскурсионной программы и самому благоприятному впечатлению от экспонатов и музея в целом, и не создавать у них очевидных неудобств. Другим условием является максимальная доступность для посетителей. Для этого необходимо большинство услуг (например, фотографирование) сделать бесплатными, а стоимость остальных максимально снизить (сделав упор не на цену билетов, а на массовость посещения). И очень важно обеспечить полную открытость музея для детей, сделав вход для них бесплатным. Как говорил один из крупнейших зарубежных государственных деятелей, «великие государства создаёт школьный учитель»[12]. Конечно, музей не является школьным учителем и не может в полной мере заменить его, но может внести свой немалый вклад в дело обучения подрастающего поколения.
Таким образом, все вышеуказанные аспекты сущности музея реконструкции Византии должны иметь своим результатом то, чтобы люди по итогам его посещения могли сказать примерно следующее: «Даа! Вот это была цивилизация! Вот это мощь, богатство, культура – причём в течение очень долгого времени! Вот это была страна – а мы о ней даже ничего не знали! Причём это была православная страна – вот у кого нам есть чему поучиться!»
На наш личный взгляд, лучше всего будет, если музей изначально будет частным, т.к. это поможет ускорить процесс его создания, избежав волокиты и бюрократических препон. Но впоследствии государство может взять музей под свою опеку, выкупив его – характерным примером здесь является Третьяковская галерея.
[12] Данная цитата несколько перефразирована с учётом контекста современной эпохи
Залы программы-минимум
Теперь можно перейти к непосредственному устройству музея в смысле его составных частей. В полном виде проект данного учреждения является слишком большим, чтобы привести в этой статье детальное описание всех предполагающихся залов. Поэтому мы решили составить программу-минимум, которая содержит развёрнутую характеристику только тех залов, которые по нашему мнению обязательно должны быть в данном музее. Остальные залы будут описаны кратко, а их включение в итоговый проект музея, – если он получит поддержку и будет реализован, – зависит от предпочтений историков и наличия средств.
Главные залы музея (или группы залов) предполагается расположить в следующей последовательности: одежды / костюмов; городов / архитектуры; оружия и доспехов; кулинарии; комплекс примерочных; книжная лавка; лавка сувениров.
Залы одежды и костюмов
Открывать музей будет группа залов византийской одежды и костюмов. Экспонаты в них, в соответствии с социальным статусом, будут сведены в три группы – облачения представителей власти, костюмы знати и обеспеченных людей, одежда простых граждан.
Исходя из того, что Византийская империя существовала очень долго – почти одиннадцать веков – то данные костюмы будут выставлены в хронологической последовательности, с V по XV вв. Данная экспозиция не сможет поместиться в одном зале, поэтому таких залов будет несколько, со специальными разграничителями и указателями. Что касается манекенов, на которых будут демонстрироваться данные костюмы, то здесь необходимо уточнить несколько моментов. Необходимо, чтобы данные фигуры выглядели максимально естественными и живыми – т.е. обладали рациональными пропорциями, цветом человеческой кожи и конкретными лицами (как римский командир на фото ниже).
При этом желательно, чтобы одежда второго и третьего социальных слоёв (т.е. знати и простых людей) была размещена на манекенах с конкретными лицами (т.к. их внешний облик применительно к каждой эпохе можно примерно определить по археологическим данным и письменным источникам), а облачения представителей власти – на манекенах без лиц (т.к. реконструировать точный облик большинства из них не представляется возможным)[13]. Также на манекенах в костюмах знати и простых людей можно отражать моду в плане растительности на голове и лице, которая менялась с течением времени (например, насколько нам известно, до начала VII в. (т.е. до императора Фоки) императоры полностью брились, что вслед за ними делали и представители остальных социальных слоёв, а после стало модным носить бороду и усы; какие были приняты причёски у мужчин и женщин и др.).
[13] Внешность императоров, членов их семей, и государственных деятелей, облик которых источники восстановить позволяют, можно выполнить в виде картин и поместить их рядом с соответствующими нарядами
Немаловажным моментом является размещение рядом с костюмами копий визуальных источников, по которым они были реконструированы – это статуи, барельефы, мозаики, манускрипты, иконы и т.д. Предполагается расположить их изображения на особых стендах по бокам от витрин с соответствующими им костюмами. Кроме этого данные изображения будут загружены в специальные сенсорные экраны, которые будут располагаться непосредственно перед витринами – на этих экранах посетители смогут подробнее рассмотреть заинтересовавшие их мозаики и другие изображения, сравнивать их между собой, а также узнать их историю и современное местонахождение. Данные приспособления также помогут обывателям погрузиться в контекст эпохи и лучше усвоить программу экскурсии.
И тексты экскурсий, и таблички должны разъяснять посетителям моменты, по которым у них естественным путём могут возникнуть вопросы. Например, поскольку Византия была европейским государством, носили ли её правители горностаевые мантии? Или насколько изменилась одежда восточных римлян по сравнению с эпохой единой Римской империи? Отвечая на последний вопрос, нужно сказать, что в ранние времена одежда римлян представляла собой драпировку, а византийцы стали носить уже шитую одежду и в частности штаны.
Залы городов и архитектуры
Следующей после залов костюмов предполагается сделать группу залов городов и архитектуры. Её основными экспонатами будут макеты самых крупных городов Византийской империи, а также других стран Европы и Средиземноморья. Для данной экспозиции предполагается сделать залы 3-х типов: основной (залы с макетами), комната виртуальной реальности (с цифровой проекцией Константинополя) и столичный (с большой гипсовой моделью Константинополя).
Первый тип залов будет устроен следующим образом. Предполагается сделать их в виде 2-ярусной конструкции – на первом ярусе на специальных столах будут представлены макеты городов Византии и других стран[14], а второй ярус будет смотровой площадкой (будучи оборудован перилами и располагаясь по краям стен, оставляя центр свободным). Между обоими ярусами для удобства будут установлены эскалаторы. Макеты городов предполагается сделать аналогичными модели из Городского археологического музея Милана, где наглядно показаны укрепления и главные сооружения и здания города.
[14] При их создании можно приглашать и иностранных специалистов-историков
Важным условием здесь будет точное соблюдение масштаба, чтобы посетители и специалисты могли объективно сравнивать размеры городов. Также на первом ярусе будут установлены специальные сенсорные экраны, которые будут содержать схемы как городов, которые представлены в залах в виде макетов, так и тех, которые по различным причинам в экспозиции отсутствуют. Для каждого города будет создано несколько схем, чтобы посетители имели возможность наглядно представить себе динамику их развития. Кроме этого данные схемы будут снабжены подробными историческими справками, а также сведениями о площади и населении города в конкретные периоды. Также в сенсорных экранах будет предусмотрена функция сравнения городов, чтобы люди имели возможность их сопоставлять.
Предполагается сделать 5 залов первого типа по следующим, наиболее знаковым датам в истории империи:
–395 г. (окончательный раздел единой Римской империи на две части – Западную и Восточную (начало самостоятельного существования Восточной Римской (Византийской) империи));
–630 г. (империя перед вторжением арабов);
–1054 г. (империя перед вторжением турок-сельджуков и раскол христианской церкви);
–1204 г. (империя перед вторжением крестоносцев);
–1453 г. (закат империи).
Таким образом, данная визуализация поможет посетителям наглядно представить уровень развития городской цивилизации Византии и окружавших её стран.
После залов первого типа будет следовать зал второго типа – комната виртуальной реальности (в единственном экземпляре). Это будет особое помещение, в котором посетители с помощью специальных шлемов смогут увидеть объёмную цифровую модель Константинополя[15]. Увеличивая и уменьшая масштаб, люди смогут совершить путешествие по великому городу средневековья, рассмотреть его отдельные части и даже заглянуть внутрь дворцов, храмов и других удивительных построек. Предполагается воссоздать здесь Константинополь времён расцвета империи VI в. при императоре Юстиниане (условно ориентируясь на дату 565 г.). Конечно, не все посетители будут иметь желание надевать шлемы виртуальной реальности, и в данном зале по понятным причинам не будет возможности для фотографирования, поэтому, учитывая эти особенности, в музее предусмотрен следующий зал.
Он также как и предыдущий будет представлен в единственном экземпляре и будет посвящён столице Византийской империи – Константинополю. Его главным экспонатом будет большая гипсовая модель города, созданная по образцу гипсовой модели Рима в музее римской цивилизации в Италии. Естественно, макет Константинополя по практическим соображениям будет иметь меньшие размеры, чем прообраз, который представляет собой квадрат со стороной 16 м[16], но он должен по возможности обеспечивать посетителям хорошую детализацию. Хронологически предполагается воссоздать здесь город до нашествия крестоносцев 1204 г. – двумя наиболее подходящими датами здесь являются либо непосредственно 1204 г., либо 1180 г. (когда Константинополь находился в хорошем состоянии в конце эпохи Комниновского возрождения и до последовавших вскоре масштабных беспорядков и пожаров).
[15] Данная идея почерпнута из документального фильма «Невидимые города древности. Стамбул» (2018)
[16] При идентичной детализации модель Константинополя будет иметь такие же габариты, т.к. в реальности этот город был даже немного больше Рима – 14 км² против 13,7 км². Это и другие конкретные моменты будут решаться уже на стадии реализации проекта
Как известно, столица Византийской империи простояла незахваченной внешними врагами почти 900 лет (с момента основания в 330 г. и до 1204 г.), что во многом было заслугой её крепостных стен. Константинополь являлся самым укреплённым городом средневековья, а поскольку у посетителей не будет возможности подробно рассмотреть это на большом макете (из-за больших размеров города детализация стен будет недостаточной), то необходимо создать специальные макеты оборонительных сооружений. Дополнительно в зале предполагается поместить большие копии средневековых рукописей, миниатюр и прочих иллюстраций, где был изображён Константинополь со своими укреплениями.
Дополнительно в углах зала можно разместить столы с большими реконструкциями четырёх наиболее крупных строений Константинополя по аналогии с музеем римской цивилизации, где есть отдельный крупный макет Колизея. Среди них могут быть ипподром, Золотые ворота, храм Святой Софии и храм Святых Апостолов.
Кроме вышеперечисленных макетов в данном зале предполагается разместить несколько сенсорных экранов, в которых помимо информации о Константинополе будут загружены компьютерные реконструкции повседневной жизни и многочисленных мероприятий в различных частях города – в гаванях, на рынках, площадях, ипподроме (например, конные состязания и выступления акробатов), главных улицах (например, проведение триумфов). Также можно разместить на одной из стен большой экран для общего просмотра, реконструкции на котором будут переключать экскурсоводы с помощью специальных пультов. В заключение необходимо отметить, что в текстах экскурсий должны быть разделы, посвящённые архитектурным стилям империи, воплощения которых посетители смогут увидеть в моделях Константинополя в комнате виртуальной реальности и столичном зале.
Залы оружия и доспехов
Следующей в музее будет группа залов византийского оружия и доспехов. Экспонаты в них будут представлены по родам войск империи в соответствующие периоды. Как и в залах одежды, предметы здесь также будут выставлены в хронологической последовательности, а экспозиция будет занимать несколько залов. Помимо экипировки самих военнослужащих в залах будут экспонироваться также одеяния полководцев и военные облачения императоров (начиная с Ираклия (правил в 610 – 641 гг.))[17]. Как и в залах одежды здесь также будут использоваться манекены[18] с максимально приближенной человеческой внешностью и дополнительно будут задействованы манекены лошадей. Одним из условий данной экспозиции будет изображение солдат-кавалеристов исключительно верхом, т.к. их отображение в спешенном виде (вне зависимости, рядом с лошадью или нет) ухудшит восприятие посетителей[19]. Особенностью данной экспозиции является то, что в ней будут представлены вооружение и экипировка наиболее значительных противников империи соответствующих периодов. Как и в залах костюмов здесь также необходимо воссоздавать моду, существовавшую в военной среде, как в войсках империи, так и её противников – например, аналогично тому, как во времена наполеоновских войн французским гвардейцам было предписано носить усы, возможно в варяжской гвардии было предписано носить усы и бороду, известно, что византийские моряки носили серьги и т.д. Дополнительно в залах предполагается выставлять реконструированные византийские знамёна и другую военную символику.
[17] Он был первым из императоров, кто лично возглавлял армию
[18] Как и в залах одежды, лица данных манекенов также будут отличаться друг от друга
[19] Таким образом, посетители увидят, что в Византии была своя тяжёлая конница, причём очень высокого уровня, и появилась она задолго до тяжёлой рыцарской кавалерии Западной Европы
Отдельный зал можно посвятить византийской осадной технике и артиллерии для полевых сражений (т.е. орудия, метавшие стрелы, камни, брёвна, зажигательные снаряды и др.). Ещё одним приложением к данным залам является устройство специальных помещений-стрельбищ, где все желающие смогут пострелять из реконструированных византийских луков и арбалетов[20].
Военная тематика данных залов может совмещать в себе и другие её воплощения – к ним относятся макеты и компьютерные реконструкции. Здесь могут быть воссозданы византийские военные лагеря и наиболее хорошо изученные сражения (как осады, так и полевые). Также можно сделать общий перечень побед и поражений империи в войнах и сражениях – с указанием, какие из них являлись действительно судьбоносными, а какие имели только громкий внешний эффект.
[20] Также можно использовать луки и арбалеты её противников
Залы кулинарии
После залов оружия и доспехов в музее предполагается сделать группу залов византийской кухни. Она будет состоять из двух помещений – зал с муляжами и столовая. В первом зале будут выставлены муляжи византийских блюд на специальных витринах, разделённых по векам. Текст экскурсии будет построен следующим образом. Вначале экскурсовод расскажет, какой набор продуктов был доступен византийцам в 395 г. и как он расширялся (а иногда и сужался) с течением времени (например, во время войны с Персией в VII в. византийцы захватили большие запасы сахара, который тем не менее не стали производить у себя и т.д.). Далее будет указано, какие продукты так и не стали общенародными и были доступны только узким группам людей. Вдобавок для большей ясности нужно будет сделать уточнение, какие продукты из тех, которые мы употребляем сегодня, византийцы по различным причинам никогда не принимали в пищу. Затем последует повествование об эволюции византийской посуды и столовых приборов. И дополнительно необходимо будет рассказать о традициях каждодневного византийского питания – например, известно, что в эпоху Македонской династии (сер. IX – сер. XI вв.) византийцы предпочитали устраивать крупные приёмы пищи только дважды в день (утром и вечером). В каждой из вышеперечисленных тем необходимо будет указать, какое влияние Византия оказала на Русь и Западную Европу (например, вилка была заимствована европейцами именно из Византии в XI веке). И лишь после всего этого экскурсовод перейдёт к описанию блюд по каждому веку, дополнительно повествуя о принятых в то время правилах поведения во время трапезы.
Вторым помещением данной группы залов будет столовая, разделённая на две секции. В первой секции персонал будет заниматься приготовлением исторических блюд по византийским рецептам (дошедшим до нас и реконструированным). Весь сервис данной части столовой будет полностью устроен в византийском стиле – т.е. посетители будут сидеть на реконструированных византийских стульях, за византийскими столами и во время еды будут пользоваться византийской посудой и столовыми приборами. Персонал будет облачён в костюмы, которые носили их исторические предшественники. При желании посетители смогут получить рецепты понравившихся блюд. Во второй секции столовой будет продаваться сувенирная еда – это будут современные блюда (в том числе и те, которые отсутствовали в Византии, например, шоколад), на которых будет нанесена различная византийская символика. Аналогией данной секции является небольшая пекарня в США (штат Пенсильвания)[21], в которой во время выборов на еду наносятся символы республиканской и демократической партий, чтобы по продажам определить, какой кандидат пользуется большей поддержкой избирателей. Также во второй секции будут продаваться кондитерские изделия, сделанные в форме различных византийских предметов и строений[22].
[21] НТВ, программа «Сегодня», 2.11.2020 (https://www.ntv.ru/peredacha/segodnya/m23700/o629656/)
[22] Их аналоги показаны в фильме 2017 г. «Кухня. Последняя битва» (Кремль, Пизанская башня и др.)
Комплекс примерочных
Теперь перейдём к услуге примерки и покупки костюмов и доспехов. Одним из последних помещений музея будет комплекс специальных примерочных для посетителей, которые изъявят желание подробно ознакомиться с данными экспонатами. Для этого будет заранее изготовлено большое количество этих вещей всех размеров. Чтобы посетители не забыли, какой костюм они хотели примерить, в залах будут установлены специальные терминалы, которые будут выдавать талоны с номерами залов и конкретных экспонатов. При этом в примерочных будут не только зеркала, чтобы посетители могли осмотреть себя по ходу примерки, но и большие экраны для моделирования подходящего фона. Т.е. посетители смогут фотографироваться на фоне города, крепости, на корабле, внутри дворца, на ипподроме и в различных других местах. Кроме этого в комплексе будет воссоздан императорский трон, который также будет доступен всем желающим. Также в примерочные смогут заходить не только отдельные посетители, но и группы, если кто-то один хочет сфотографироваться в историческом костюме со своими знакомыми, которые пока не желают переодеваться. Отдельной услугой станет семейный портрет, где могут сфотографироваться оба родителя в облачении императорской четы и их дети в облачении наследников. По итогам примерки посетители могут решить, желают ли они приобрести понравившиеся костюмы и доспехи[23].
[23] Также может быть доступна функция взять эти костюмы и доспехи напрокат
Книжная лавка
Среди конечных помещений музея особое место будет занимать книжная лавка. Здесь посетители смогут приобрести книги о Византийской империи по любой заинтересовавшей их теме. Лавка будет содержать широкий спектр изданий, включающий в себя как источники, так и историографию. При этом для удобства научная литература будет разделена на две группы, предназначенные соответственно для любителей и профессионалов. Все книги будут предварительно распределены по специальным темам, соответствующим основным направлениям и сферам жизни византийского общества (императорская власть, административное устройство, экономика (в т.ч. ремесло и сельское хозяйство), быт, искусство, военное дело, кораблестроение, и т.д.). Из источников особенно интересно читателям будет ознакомиться с историческими трудами и мемуарами крупных византийских политических и культурных деятелей (например, таких как Михаил Пселл и Анна Комнина), которые экскурсоводам следует советовать посетителям ещё в основных залах.
Взаимодействие сотрудника и посетителя в книжной лавке будет осуществляться следующим образом. В основных залах будут расположены специальные терминалы, которые будут содержать в себе вышеуказанные сферы и направления – таким образом, посетители смогут взять талон не просто с указанием зала, но и с указанием конкретной и более узкой сферы византийской культуры (представленной в данном зале), которая их заинтересовала. Подойдя к прилавку, посетитель приложит взятый талон к встроенному экрану, на котором высветится список источников и историографии по заданной сфере[24]. Как указывалось ранее, историография будет разделена на популярную и научную. Сотрудник за прилавком с экраном спросит у посетителя, желает ли тот сразу приобрести сложную научную литературу (т.е. предназначенную для профессионалов) или ему для начала лучше ознакомиться с более простыми изданиями для любителей. Получив ответ, сотрудник порекомендует посетителю наиболее содержательные и точные работы, после чего посетитель решит, желает ли он приобрести их или нет. Если посетитель взял в залах несколько талонов, то сотрудник лавки проконсультирует его и по остальным выбранным сферам. Необходимо отметить, что поскольку, как и многие другие страны, Византийская империя изучена учёными далеко не полностью, то неизбежно ряд тем, указанных в терминалах, не будут иметь такого комплекса книг и исследований, которые смогут полностью и подробно осветить все сферы византийской культуры. Поэтому консультации сотрудников книжной лавки посетителям особенно необходимы ещё и по этой причине.
[24] Также посетители будут иметь возможность заказывать необходимую литературу и без талонов
В книжной лавке также будут продаваться книги, получившие высокие оценки научного сообщества и положительные отзывы обычных читателей задолго до создания музея, но тираж которых уже давно распродан. Поэтому они будут переиздаваться. Кроме этого предполагается организовать перевод и издание иностранных книг о Византии, особенно если они посвящены темам, которые не затронуты отечественными исследованиями. И дополнительно следует выпускать книги популярного и просветительского жанра об империи в целом и её знаковых объектах, институтах и событиях. В перспективе здесь смогут публиковать книги на основе своих диссертаций только что ставшие кандидатами наук новые исследователи Византии.
Поскольку данный музей будет состоять из новоделов, в книжной лавке необходимо издавать каталоги и путеводители по выставкам византийских вещественных источников, которые есть в нашей стране и за рубежом – таким образом, посетители получат системное представление о том, где они смогут увидеть подлинные византийские артефакты. С учётом того, что в залах городов будет зал с большим макетом Константинополя, можно выпускать и путеводители по этому великому городу средневековья (и современному Стамбулу). Также здесь можно продавать наборы фото-открыток о самом музее и о сохранившихся византийских объектах (зданиях, сооружениях и др.) на бывших имперских территориях – в Стамбуле, Афинах, Трапезунде и др. (можно сгруппировать их в отдельные наборы по странам).
Дополнительно при книжной лавке можно организовать специальную типографию, где посетители смогут заказывать печать любых форматов различных изображений, связанных с Византией, например, мозаик с императорами.
Лавка сувениров
Последним помещением музея предполагается сделать лавку сувениров. Здесь будет представлено большое количество современных вещей с различной символикой Византийской империи (флагами, гербами, орнаментами, знаками, а также изображениями известных византийских людей и культурных объектов). Среди них можно выделить несколько групп:
–одежда (футболки, рубашки, свитера, водолазки, куртки, головные уборы (например, бейсболки и шапки), шарфы, обувь и т.д.);
–посуда (стаканы, кружки, тарелки, подстаканники, разделочные доски, солонки, шкатулки (с резьбой, выжиганием и орнаментом) и т.д.);
–предметы интерьера (ковры, скатерти, настольные лампы, зеркала, большие настенные календари, бюсты византийских деятелей);
–ювелирные изделия (кольца, серьги, броши, браслеты, пряжки и др.);
–детские игрушки (солдатики, модели кораблей[25] и осадной техники, шлемы, мечи, щиты, луки, куклы, шахматы (с фигурами, которые использовались в Византии), бумажные и пластиковые сборные модели различных сооружений (например, храм Святой Софии и ипподром), пазлы-мозаики и т.д.);
–мелкие сувениры (флажки, значки на одежду, значки-магнитики на холодильник, жетоны, брелоки для ключей, эмалированные и металлические изображения (например, портреты[26]), небольшие изделия из хрусталя, различная керамика (например, здания, корабли, солдатики и др.), копии небольших византийских фигурок и гирек).
[25] Причём их можно делать двух видов – обычные (для выставления на подставке) и действующие / плавающие (оснащённые пультом дистанционного управления, как в фильме «Стюарт Литтл» (1999))
[26] Причём не только крупных византийских деятелей, но и обычных людей, солдат и моряков. Здесь также можно изображать объекты (памятники, здания, сооружения (триумфальные арки), осадная техника, корабли и др.), события (сцены сражений, дворцовых приёмов, городских церемоний и т.д.), символику (флаги, гербы и т.д.)
Кроме непосредственно сувениров в лавке можно продавать и различные полезные бытовые предметы – например, сумки и пакеты, зонты, веера и складные стульчики.
Дополнение
Дополнением к музею может стать идея, основа которой исходит из залов костюмов. В составе сотрудников учреждения можно выделить специальную группу людей, которые будут выполнять роль актёров и изображать самых известных византийских людей: членов императорской семьи, консулов, кесарей, полководцев, учёных и др. И посетители музея будут иметь возможность сфотографироваться с ними и даже побеседовать. При этом в их роли могут выступать и сами учёные-византинисты, чтобы при общении реалистично показать характер персонажей. Естественно это должно делаться с соблюдением внешнего сходства[27].
Также ближайшее пространство вокруг музея могут «патрулировать» византийские воины – тяжёлые пехотинцы, варяжская гвардия и катафракты, с которыми люди также смогут сфотографироваться.
Кроме вышеперечисленных моментов, где актёры действуют в одиночку, в музее можно устраивать их совместные выступления в виде характерных сцен из повседневной жизни византийского общества – разговор покупателя и продавца, чиновника и простого гражданина, клиента и адвоката, подсудимого и судьи, полководца и солдата, императора и придворного и т.д. Также здесь можно воспроизводить ситуации, которые происходили с двумя императорами IX в., когда они переодевались в бедную одежду и никем не узнанные ходили по улицам столицы, чтобы узнать нужды своих сограждан[28]. Данная визуализация также поможет посетителям лучше почувствовать дух эпохи.
[27] Например, известно, что император Василий I обладал ростом более 2 м
[28] Имеются в виду Феофил и Лев VI
Залы программы-максимум
Теперь перейдём к краткому описанию залов программы-максимум.
Залы письменности
Как известно, любая власть по определению должна окружать себя какими-то ритуалами и атрибутами, которые обладают властной эксклюзивностью – например, если сейчас все будут ездить на бронированных мерседесах, то это будет странно. Точно также было и в средневековье – всё самое лучшее (золото, слоновая кость и т.д.) предназначалось для власти. И одним из таких атрибутов являлась пурпурная краска. Поскольку Византия являлась прямым продолжением Римской империи, то в ней полностью сохранилась римская традиция особого отношения к пурпуру, который считался цветом власти. Им в период языческого Рима и христианской Византии украшали не только императорские облачения, пурпуром красили также папирус и пергамент особенно роскошных свитков и кодексов, на которых писали специальными золотыми чернилами. Когда в 800 г. правитель франкского государства Карл Великий объявил о восстановлении Западной Римской империи, то он и его наследники, чтобы подчеркнуть свою легитимность и первенство, стали пытаться обзавестись данными знаками императорской власти – украшенными пурпуром одеяниями и пергаментом, а также золотыми чернилами. Но создать собственное производство этих вещей у западных правителей никак не получалось. И историкам известно, что например, в Х в., когда Византийская империя неоспоримо была самым развитым и могущественным христианским государством Европы[29], правители западной династии Оттонов прикладывали большие усилия, чтобы контрабандой вывезти из Константинополя данные предметы. Византийцы, разумеется, зорко следили за этим и никому не позволяли вывозить из страны символы, имевшие отношение к власти – это была монополия по принципу «только наши государи имеют право использовать подлинные регалии и атрибуты императорской власти»[30].
[29] В географической Европе поспорить с ней по уровню цивилизационного развития и мощи армии мог только Кордовский халифат (мусульманское государство, занимавшее большую часть территории современных Испании и Португалии)
[30] Высококачественные товары, которые могли иметь отношение к властным регалиям, иностранные государи могли получить от Константинополя только в подарок – например, шёлковую ткань. Кстати, на погребальном саване Карла Великого стоит штамп одной из казённых мастерских Константинополя по производству шёлка
Данная прелюдия указана в этом разделе потому, что в зале письменности как раз и предполагается выставлять новоделы византийского пергамента и чернил. Кроме этого здесь можно поместить копии тогдашней бумаги, печатей, различных иных письменных принадлежностей (перья, чернильницы и т.д.), а также сохранившихся свитков и книг. В тексты экскурсии будут включены следующие разделы:
–какие шрифты использовались в империи (насколько они были трудоёмки, как от этого зависела стоимость книг, насколько последние были доступны для небогатых слоёв населения[31]);
–существовали ли в империи книгопечатные станки[32];
–как были устроены византийские библиотеки и книгохранилища, и сколько томов они содержали;
–византийская литература и поэзия (что их интересовало, о чём они писали чаще всего).
Также в данном зале будет предусмотрена услуга предоставлять всем желающим возможность использовать экспонаты-новоделы по прямому назначению – проводить написание на заранее приготовленных экземплярах. Это поможет посетителям составить более точное представление о той далёкой эпохе.
[31] Например, в Западной Европе шрифт в первые века средневековья был очень сложный и трудоёмкий, что сильно сдерживало развитие образования. Карл Великий приказал создать упрощённый и единообразный чёткий шрифт, что позволило ускорить развитие образования
[32] Как известно, изобретателем книгопечатания принято считать немецкого инженера Гутенберга (в сер. XV в.). Но печатные станки существовали и до него – Гутенберг лишь ввёл отдельные съёмные литеры с изображением букв (до этого использовались большие пластины с полностью набранным текстом)
Залы науки и техники
Двумя главными видами воссоздания византийских технологий в данной группе залов будут натуральная и компьютерная реконструкции. Первым способом могут быть воспроизведены научные приборы, механические и гидравлические приспособления, небольшие автоматические устройства (например, шариковые подшипники, насосы, водопроводные краны, часы, солнечные календари и т.д.). Вторым способом можно реконструировать очень крупные предметы: механический трон императора (который мог подниматься к потолку), золотой платан Льва Математика середины IX в. (автоматы в виде рычащих львов и поющих птиц[33]), система светового телеграфа[34], шахты по добыче полезных ископаемых со специальными подъёмными кранами, водяные и ветряные мельницы (и основанные на их работе заводы, например, мукомольни) и т.д. Некоторые технологии могут быть воссозданы с помощью макетов – например, такие как система византийского водопровода и канализации, фонтаны, а также мощёные улицы и дороги.
[33] Внешний вид последних можно представить по обнаруженной учёными в гробнице лангобардов скульптурной композиции «Курица с цыплятами», подаренной византийцами королеве Теодолинде
[34] По специальным маякам она обеспечивала доставку известий в столицу от далёкой киликийской границы в Малой Азии за 1 час
Залы изобразительного искусства
В данной экспозиции предполагается сделать 3 типа залов. В зале первого типа будут демонстрироваться копии единственного дошедшего до нас вида византийской живописи – посмертных изображений с византийских саркофагов в Египте (т.н. «файюмские портреты»), которые выполнены с фотографической точностью и аналогичны западноевропейской живописи (начиная с Нового времени)[35]. Во втором типе залов предполагается выставлять копии экспонатов русского и зарубежного изобразительного искусства о Византии: картины (например, встреча Святослава с Цимисхием, крещение Владимира в Херсонесе, участники 1-го крестового похода в Константинополе и др.), макеты храмов в византийском стиле, историчные фрагменты фильмов об империи и т.д.
[35] Загадки Египта / Egypt'S Unexplained Files. 10-я серия (2018)
В музее предполагается создавать картины об империи, т.к. она по большей части оказалась обойдена вниманием художников (в отличие от языческого Рима, которому посвящено очень большое количество полотен, например, решение сената о продолжении войны с Пирром, выступление Цицерона в сенате, убийство Цезаря и др.). Этой теме будет посвящён зал третьего типа, благо, что сюжетов, достойных живописного воплощения, в истории Византии бесчисленное множество (заседание правительства, раздача руги придворным, служба часовых на стенах Константинополя, войны империи с внешними врагами (например, поход Ираклия в Персию), триумфы, побег Харальда через цепь Золотого Рога и т.д.). Также можно проводить анализ существующих исторических фильмов с участием Византии, чтобы дать посетителям возможность разобраться, какие фрагменты являются действительно историчными, а какие нет. Услугой данной группы залов может стать заказ посетителями нанесения византийских изображений на автомобили и здания, а репродукции картин будут доступны для приобретения в лавке сувениров
Залы медицины
В данных залах предполагается демонстрировать византийские достижения в области медицины, которая достигла там больших высот – вопреки устоявшемуся мнению, что Византия была просто «носителем» знаний Древнего мира, её врачи значительно расширили наработки своих греческих и римских предшественников. Сначала экскурсоводы проведут краткий экскурс об истории развития античного искусства врачевания, которое своей высшей точки достигло в период Римской империи. Затем следует указать, какие болезни были наиболее характерными для различных регионов Европы (например, для Италии – малярия) и какие животные были их главными разносчиками. И отталкиваясь от всего этого, далее можно будет уже рассказать посетителям, в каком состоянии медицина пребывала в Византии и остальной Европе после падения Западной Римской империи в 476 г. Сравнение будет проводиться по следующим темам:
–технологии предупреждения болезней (личная гигиена (мытьё тела, мытьё рук, уход за полостью рта), мытьё посуды, использование мыла, централизованный вывоз мусора, борьба с распространителями инфекций (насекомыми и грызунами[36]) и т.д.);
–технологии лечения болезней (теория (в византийских медицинских трактатах и учебниках) и практика (какими пользовались медицинскими инструментами, была ли анестезия и т.д.));
–адекватность лечения по современным оценкам (какие болезни лечили правильно, какие нет);
–сравнение эффективности византийской медицины с другими странами[37];
–что из Византии переняли другие страны.
[36] Как известно, евреи в Западной Европе во время чумы XIV в. заболевали и умирали реже других этносов не только благодаря личной гигиене, но и надёжному укрытию еды от грызунов
[37] И следствия этого, например, продолжительность жизни; также в Западной Европе феодальные армии несли огромные небоевые потери от множества болезней – в византийской армии ситуация была на несколько порядков лучше
Залы развлечений
В данных залах можно воссоздавать византийские традиции как через макеты, так и компьютерные реконструкции. Посетителям будет любопытно узнать ответы на ряд следующих вопросов:
–какие развлечения считались общими (прежде всего, мероприятия на ипподроме – скачки, звериные травли, выступления акробатов и т.д.)[38]?
–какие развлечения были у народа, а какие у более высоких социальных слоёв (например, известно, что охота на зайцев была излюбленным спортом высшего общества, т.к. зайчатина считалась деликатесом; было очень популярно поло, в котором активно участвовали и нередко травмировались сами императоры)[39]?
–какие развлечения были под запретом (и была ли здесь взаимосвязь с профессией, – например, в Западной Европе членам духовно-рыцарских орденов запрещалось играть в азартные игры)?
–какие были государственные праздники (например, в Древней Греции выходными были дни Марафонской и Саламинской битв; известно, что в Византии отмечались день основания столицы 11 мая и победа над арабами, осаждавшими Константинополь в 717-718 гг.; порядок празднования Нового года)?
–что из Византии переняли другие страны?
[38] Также это могли быть карусели, качели, различные азартные игры (кости, нарды, шахматы), схожими могли быть детские игрушки
[39] Также в народе могли быть свои танцы, а у высшего общества – балы
Залы образования
В данных залах можно воссоздавать макеты и компьютерные реконструкции византийских учебных заведений разных уровней – например, высших (предшественников западноевропейских университетов, созданных гораздо позже), таких как Аудиториум V в. и Константинопольская высшая школа IX в. Посетителям будет интересно узнать, как функционировали византийские учебные заведения, какой контингент учащихся в них набирали, какие предметы преподавали, какова была методика обучения (обустройство классов, стиль преподавания педагогов и др.). Необходимо отметить, что византийский разветвлённый бюрократический аппарат требовал массы грамотных людей, что обусловило невиданный размах светского образования. На протяжении всего средневековья по показателю грамотности (количество грамотных на душу населения) Византия многократно превосходила западноевропейские страны. Долгое время в Западной Европе грамотными были только служители церкви, а поскольку языком богослужения там была ставшая мёртвым языком латынь, народ не понимал молитвы и не мог читать Библию – в Византии же (и через неё позднее на Руси) богослужение велось на родном языке, и народ мог читать Библию.
Залы музыки
В данных залах предполагается выставлять реконструированные византийские музыкальные инструменты – флейты, авлосы, лиры, арфы, трубы, барабаны, кастаньеты, орга́ны и т.д. В самих залах по сохранившимся и реконструированным нотам будет звучать византийская музыка. При особых условиях можно организовать кружок игры на византийских инструментах. Также экскурсоводы поведают посетителям, какие песни существовали в Византии – какие исполняли в народе, а какие пели в армии во время походов и перед началом сражений (и какие там использовались музыкальные инструменты).
Залы кораблестроения
В ряде музеев мира (например, в Италии и скандинавских странах) существуют залы, где выставлены и обнаруженные археологами парусные корабли, и их полноразмерные копии-новоделы. В музее реконструкции Византии по практическим соображениям будут демонстрироваться уменьшенные копии торговых и военных судов Византийской империи, а также копии кораблей её противников. Также в залах кораблестроения можно выставлять воссозданные приборы, которыми византийские моряки пользовались для навигации – компасы, астролябии и др.
Залы нумизматики
В данной группе залов можно экспонировать копии византийских монет разных периодов и оборудование для их изготовления. Необходимо отметить, что большую часть средневековья Византия была единственным европейским государством с золотым стандартом монеты[40] – таким образом, византийская номисма[41] являлась долларом средневековой Европы (в хорошем смысле).
[40] Первые золотые монеты в остальной христианской Европе стали чеканить в 1231 г. в Южной Италии (затем во Флоренции в 1252 г., Венеции в 1285 г. и т.д.). В этом отношении показателен эпизод с пленением в Австрии короля Англии Ричарда I Львиное Сердце в 1192 году. Когда он после завершения 3-го крестового похода инкогнито (под видом купца) возвращался на родину через континентальную Европу, его опознали в Австрии из-за того, что он расплачивался золотыми византийскими монетами, тогда как в этом регионе католической Европы (как и в других, за исключением Италии) никто в жизни не видел золотых монет
[41] Именно от названия этой византийской монеты произошло слово «нумизматика». А от золотой монеты ранневизантийского периода «солид» произошло слово «солидный»
Заключение
Данный проект является лишь первой частью большого проекта по популяризации Византийской империи в России, и в дальнейшем мы опубликуем ещё две его части. Незадолго до публикации, к своему воодушевлению, мы узнали, что в стране уже полным ходом создаётся музей Византии, аналогичный первой части данного проекта. Он строится в Севастополе и будет специализироваться на выставлении подлинных артефактов. Этим он значительно отличается от данного проекта, который, специализируясь на экспонировании новоделов, сохраняет актуальность и ещё ждёт своей реализации.
С уважением, Алексей Денисенко