Найти тему

Ёлка, апельсины, устрицы... Из частной жизни Щусева

Сохранилось много материалов и фотографий, где мы видим Щусева архитектора, руководителя мастерской, художника – иначе говоря, в разных ипостасях деловой и общественной жизни.

Но до обидного мало коллеги и родственники писали, о том, что любил Алексей Викторович? Каким был в семье? Как проводил свободное время? Как отмечал важные события и праздники? В канун самого семейного праздника – Нового года - мы предлагаем вам немножко побольше узнать о Щусеве-человеке.

Из воспоминаний Ирины Синевой, долгие годы работавшей в мастерской Щусева:

Когда приходилось задерживаться после работы, «сотрудники устраивали чай. Буфетчица оставляла ключ от шкапа с посудой. Продукты покупались в ближайших магазинах. Заваривался крепчайших чай…» Алексей Викторович приходил на чай. Пил крепчайший чай без сахара и никогда не ел. «Если у него было хорошее настроение, то начинал рассказывать… Вспоминал о Помпее, которую он посетил с молодой красавицей женой… О Венеции… О том, как вкусны устрицы на Лидо и как в Париже его накормили бульоном из лягушек…». (Архитектура и строительство. 1989, №12, сс. 14-17)

Когда в мастерской Щусева готовились к сдаче эскизного проекта зданий Академии наук, сотрудникам пришлось работать в первый день Пасхи. «Алексей Викторович пришел раньше всех и на стол каждого сотрудника положил по крупному испанскому апельсину (в ту пору они только что появились в Москве) … Он сказал: «Вот раньше христосовались яйцами, а я решил прохристоваться апельсинами».
Алексей Щусев с женой и детьми (Петр, Лидия, Михаил). Фотография. 1908-09 гг. Санкт-Петербург. Личный архив наследников А. Щусева.
Алексей Щусев с женой и детьми (Петр, Лидия, Михаил). Фотография. 1908-09 гг. Санкт-Петербург. Личный архив наследников А. Щусева.
«Много времени в своей домашней жизни Алексей Викторович уделял заботам о детях. В Москве у него родилась маленькая любимица-дочь, сильно напоминавшая его характером. Ее глаза сияли от удовольствия, когда он, выразительно подчеркивая подробности, рассказывал ей занимательные сказки. Тоненьким голоском она старалась подпевать ему, слушая, как он исполняет знакомые песенки про «комара», «перепеличку», аккомпанируя себе на гитаре. На праздники в Москву обычно приезжал брат Петр Викторович, путешественник-писатель. Он устраивал детям елку, сочинял для них семейную хронику в стихах с иллюстрациями старшего сына Алексея Викторовича, студента училища живописи. В это время сам Алексей Викторович рисовал портреты своих детей цветными карандашами».

(Щусев П.В. Страницы из жизни академика А.В. Щусева. — М., 2011. — С. 117). К сожалению, эти рисунки пока не найдены (или не сохранились). Но в архиве наследников есть несколько зимних пейзажей, нарисованных Щусевым, которого Илья Репин называл лучшим художником среди архитекторов.

Елка на Новый год украшалась шарами, гирляндами, создавая праздничное настроение. Щусев и его старший сын делали памятные снимки семьи. Несколько новогодних фотографий – еще дореволюционного 1914 года – недавно были обнаружены в архиве наследников Сергеем Колузаковым, исследователем творчества Щусева, научным консультантом выставки «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ». Фото сделаны в квартире Щусевых в Москве по адресу: Гагаринский пер., 25.

Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ» открыта до 14 января 2024 года.