(статья вторая)
Напомню читателям, что во вчерашней статье мы анализировали ситуацию с реформой законодательства о банкротстве на основе следующих документов, опубликованных в конце текущего года:
-Законопроект, внесенный 19.12.2023 года Пленумом Верховного суда России на рассмотрение Государственной Думы России об изменениях и дополнениях упомянутого выше федерального закона и Арбитражного Процессуального Кодекса России.
Причем анализировали лишь в части банкротства физических лиц.
Определимся с терминологией
Прежде, чем рассуждать о размере оплаты услуг финансового управляющего в процедуре банкротства физических лиц, надо уточнить термины. Кто такой, этот финансовый управляющий? Какие категории управляющих предусмотрены законом о банкротстве?
В законопроекте и иных документах, связанных с банкротством, используются несколько разных наименований арбитражных управляющих. «Арбитражный», кстати, наименование универсальное применяемое для все видов и процедур судебного банкротства. Арбитражный управляющий, это наименование профессии. Финансовый управляющий – наименование, которое используется с момента введения процедуры банкротства физических лиц, только для этой категории дел.
Поскольку законопроект, внесенный Пленумом Верховного Суда РФ на рассмотрение Госдумы России 19.12.2023 года, предусматривает процедуру банкротства в целом, в тексте этого законопроекта наименования: «временный»; «внешний», «административный»; «финансовый» а также «конкурсный» в отношении управляющих, используются применительно к каждой конкретной процедуре банкротства. Поскольку мы ограничили область рассмотрения проблемы банкротством физических лиц, в этой статье уместно использование наименования «финансовый управляющий».
Одна из причин неблагоприятного прогноза
Одной из причин неизбежного, как мне представляется, резкого сокращения количества судебных банкротств граждан является, видимо, предстоящее увеличение стоимости процедуры судебного банкротства физических лиц, преимущественно в результате введения нового порядка ежемесячных фиксированных выплат за услуги арбитражных управляющих. Причин возникновения проблемы несколько:
-законодатель не считает необходимым увеличивать размеры фиксированных ежемесячных выплат арбитражным управляющим, но наделяет такими полномочиями общее собрание кредиторов и Арбитражный суд, что может привести к необоснованному завышению размеров фиксированных выплат и резкому увеличению расходов должника на судебное банкротство;
-выплачивать эти деньги вынуждены будут должники (вернее, сами финансовые управляющие, поскольку у должников, в течении всей процедуры банкротства, своих денег не будет, даже пенсионных). Это приведет к сокращению общего количества банкротств.
Сколько может стоить процедура банкротства физического лица?
Статья 20.6 действующей редакции Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.11.2023) регламентирует порядок оплаты вознаграждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве. Основные правила следующие:
Размеры фиксированных вознаграждений
Вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов.
Размер фиксированной суммы такого вознаграждения составляет для:
-временного управляющего - тридцать тысяч рублей в месяц; административного управляющего - пятнадцать тысяч рублей в месяц;
-внешнего управляющего - сорок пять тысяч рублей в месяц;
-конкурсного управляющего - тридцать тысяч рублей в месяц;
-финансового управляющего - двадцать пять тысяч рублей единовременно за проведение процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Работа специалистов высокой квалификации должна
оплачиваться соответствующим образом
Представляется очевидным, что работать десять или даже двенадцать месяцев (продолжительность процедуры судебного банкротства), получив за это фиксированную выплату в размере всего 50 000 рублей (по 25 000 рублей за каждую процедуру из двух) финансовый управляющий не будет. И ежемесячные выплаты иным категориям арбитражных управляющих, предусмотренные законом, ничего, кроме недоумения, не вызывают (от 15 000 до 45 000 рублей в месяц). Поэтому, видимо, вопрос о выплатах процентных вознаграждений арбитражным управляющим за полученные результаты в законопроекте, вынесенном на обсуждение Госдумы РФ, изложен так подробно и обстоятельно. Нужен хоть какой-то стимул для работы.
Регламентация устарела и не работает. Что предлагают авторы поправок?
Таким образом, действующая редакция закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает ежемесячные фиксированные выплаты арбитражным управляющим в размерах, которые серьезно воспринимать невозможно. Но Верховный Суд России не считает нужным вносить в этом случае поправки в закон. Действующая редакция закона предусматривает следующие механизмы решения проблемы фиксированных выплат:
Главный инструмент - Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, на основании решения собрания кредиторов или мотивированного ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, вправе увеличить размер фиксированной суммы вознаграждения, выплачиваемого арбитражному управляющему, в зависимости от объема и сложности выполняемой им работы.
Принятое арбитражным судом определение об увеличении фиксированной суммы такого вознаграждения может быть обжаловано.
Технология применения главного инструмента
Именно использование этой статьи закона позволит решать проблему ежемесячных фиксированных выплат арбитражным управляющим. Во всяком случае, указанная статья в законе в настоящее время присутствует, никто не пытается ее реформировать. Чем все это закончится, можно предположить:
-будет оформлено мотивированное ходатайство заинтересованных лиц об определении размера ежемесячных фиксированных выплат арбитражному управляющему и вынесении этого вопроса на обсуждение общего собрания кредиторов;
-общее собрание кредиторов установит размер ежемесячных фиксированных выплат в сумме, предположительно, 80 000 – 100 000 рублей,
-Арбитражный суд своим определением эти выплаты утвердит;
-расходы должника при этом увеличатся примерно, на миллион рублей за двенадцать месяцев процедуры банкротства;
-такое развитие событий приведет к резкому уменьшению общего количества банкротств, либо даже к отмене процедуры банкротства, как таковой;
-в качестве причины краха реформы законодательства о банкротстве будут названы решения общих собраний кредиторов, которые установили завышенные размеры фиксированных ежемесячных выплат, что привело к резкому увеличению стоимости процедуры судебного банкротства.
Кто может оказывать влияние на общее собрание кредиторов?
Финансовый управляющий – фигура не просто заметная в процедуре банкротства, он – фигура ключевая, от которой зависит буквально все, включая результат процедуры банкротства. Арбитражный управляющий имеет право обнаружить в действиях должника признаки преднамеренного или умышленного банкротства, иные факты, исключающие банкротство, либо даже позволяющие привлечь должника к уголовной ответственности. И арбитражный управляющий обладает возможностями это свое право реализовать. То есть, нужный должнику результат банкротства не гарантирован, что позволяет финансовому управляющему диктовать свою волю должнику и добиваться ее исполнения, в том числе – по отношению к кредиторам. Но давайте вернемся к нашим финансовым расчетам стоимости процедуры банкротства, которая состоит не только из денег на оплату услуг арбитражных управляющих.
Любой арбитражный управляющий способен конструктивно сотрудничать с кредиторами и судом. То, что общее собрание кредиторов установит увеличенную по размеру ежемесячную фиксированную выплату, а Арбитражный суд своим определением это решение утвердит, больших сомнений у меня не вызывает. Не думаю, что при этом кто-то будет озабочен тем, каким образом принятое решение отразится на стоимости судебного банкротства должника, из средств которого должны осуществляться ежемесячные фиксированные выплаты арбитражным управляющим.
Но будут и другие расходы должника
После первого судебного заседания по делу о банкротстве должник заплатит 15 000 рублей за размещение информации в прессе и на официальном сайте Федерального Реестра банкротств (то есть, всего 40 000 рублей) – за введение первой процедуры банкротства – продажи имущества должника).
Примерно 5 000 рублей должник вынужден будет отдать юристам на накладные, в том числе – почтовые, расходы, которые зависят от количества кредиторов.
Еще 25 000 рублей, как уже указывалось, придется заплатить, если арбитражный суд примет решение о применении второй процедуры в деле о банкротстве - реструктуризации долга.
То есть, финансовый управляющий будет получать оплату своей работы в следующих размерах: 50 000 рублей – в разовом порядке, за обе процедуры банкротства (если суд назначит реструктуризацию); фиксированную ежемесячную выплату в размере, установленном арбитражным судом на основании решения общего собрания кредиторов. Все эти выплаты – также за счет должника, которому работа финансового управляющего в течении двенадцати месяцев процедуры банкротства обойдется, примерно, в миллион рублей.
Сколько придется платить юристам по договору на оказание соответствующих услуг?
Средний показатель – 80 000 рублей. Если судить по рекламе, то все чаще юристы объявляют вознаграждение «от 120 000 рублей. Иногда – на предоплате. Иногда – в рассрочку на десять месяцев. Но когда клиент увидит, какие деньги он отдал в результате такой рассрочки – получится сумма, превышающая первоначальные размеры оплаты (юристы свой интерес реализуют, поскольку за десять месяцев клиент уже окажется в полной от них зависимости).
Найти повод для того, чтобы предъявить к оплате дополнительные услуги, каждый юрист может без труда: есть договор, а все что сверх договора должно быть оплачено. Много раз убеждался, что в процедуре судебного банкротства юрист, как правило, свои 200 000 рублей с клиента получает, так или иначе.
Но Верховный Суд России в своем законопроекте не предлагает серьезных изменений в редакцию статьи 20.6. закона «О несостоятельности (банкротстве)» в части размера фиксированных ежемесячных платежей. Это удивляет, поскольку совершенно очевидно, что суммы, указанные в законе в настоящее время, «отстают» от реальности лет на двадцать. Сами арбитражные управляющие никогда эти фиксированные выплаты серьезно не воспринимали и всегда находили возможность получать значительно больше.
Бездействие законодателя вызывает удивление
Следовательно, размеры фиксированных выплат арбитражным управляющим будут увеличены, но не в результате прямой регламентации в законе, а с использованием полномочий общего собрания кредиторов и Арбитражного суда. Именно по этой причине в законопроекте, внесенном на рассмотрение Госдумы РФ, нет никаких предложений в части фиксированных выплат. И это – тревожный признак.
Как это будет
Общее собрание кредиторов установит повышенные размеры фиксированных выплат, Арбитражный суд своим определением все это утвердит, должник вынужден будет ежемесячно выплачивать финансовому управляющему эти деньги (предположительно – до 100 000 рублей), в результате чего приблизительная стоимость процедуры судебного банкротства (за двенадцать месяцев) превысит сумму в полтора миллиона рублей. Это и будет финал реформы законодательства о банкротстве: процедура банкротства останется лишь на бумаге и воспользоваться этой процедурой смогут лишь избранные. Но долги по налогам никто и никому больше «прощать» не будет, Поступления в бюджет возобновятся, постепенно, по мере уменьшения количества банкротств.
Неутешительный вывод
Вывод, который сформулирован мною в первой статье (авансом) подтверждается - процедура судебного банкротства физических лиц станет маловероятной ввиду многократного увеличения ее стоимости, а также в связи с резким увеличением количества рисков вынесения арбитражным судом судебных постановлений об отказе в признании должника банкротом. Напомню, что в случае получения отказа должник теряет деньги, которые он затратил на процедуру банкротства.
Если мои опасения не подтвердятся и повышения размера ежемесячных фиксированных выплат арбитражным управляющим не произойдет – буду этому только рад. В конце концов, содержание двух моих статей, это лишь «личностные оценочные суждения», как я всех сразу предупредил.
Если я ошибаюсь, тогда прошу читателей меня поправить. Буду благодарен за конструктивную критику. Но если эта «занимательная арифметика» выглядит именно так, как я ее изложил, тогда авторы законопроекта стремятся к достижению совсем не того результата, который объявляют. Это – не реформа законодательства о банкротстве. Итог будет противоположный, но произойдет это в результате «недостаточно обоснованных решений общих собраний кредиторов, которые без достаточных оснований завысили размеры оплаты услуг арбитражных управляющих», что привело к отказу должников от процедуры судебного банкротства. Это – лишь мои предположительные выводы, которые могут и не подтвердиться. Но есть факты, с которыми спорить нет никакого смыла, ибо фаты – вещь упрямая. И эти факты таковы:
Конкретного ответа на вопрос пока нет и быть не может
Сегодня никто не может однозначно ответить на вопрос, сколько денег потребуется должнику на судебное банкротство. Размеры фиксированных выплат определят общее собрание кредиторов и Арбитражный суд. Выплачивать эти деньги будут за счет должника, который узнает о своих финансовых обязательствах лишь после первого общего собрания кредиторов, то есть, когда процедура банкротства уже начнется и менять свое решение должник уже не сможет. Обращаясь к должникам - потенциальным заявителям о судебном банкротстве, позволю себе задать всего один вопрос: оно вам надо?