В последнее время и по объективным причинам сирийская тематика заметно отошла на задний план, хотя в ней все же есть несколько интересных моментов. Например, недавно на авиабазе Хмеймим засветились ракетоносцы Ту-22М3, что, впрочем, не является особым событием, но тем не менее о них можно рассказать несколько интересных фактов.
Итак, давайте начнём. Как мы помним, пару лет назад Россия возобновила практику размещения дальних бомбардировщиков Ту-22М3 за пределами своей территории. Все началось с неожиданной для западных разведок модернизации и укрепления ВПП Хмеймима, что намекало на прилет серьезных гостей. И несколько лет назад это случилось — пара бомбардировщиков была срочно переброшена в Сирию. Причиной этого вызываемого внезапностью действия была нешуточная: это был первый военный поход английского авианосца в составе НАТО с новейшими истребителями F-35 на борту. Учитывая британскую слаженность и готовность к действиям, реакция была необходима. В этом деле Ту-22М3 прекрасно проявил себя, усилив и без того имеющуюся эскадру. Обе стороны отработали условные "удары", наши подводные лодки преследовали противолодочные силы противника, и все пошли своей дорогой.
С тех пор наши ракетоносцы периодически заглядывают в Сирию, но это происходит редко и небольшими группами, чтобы не раздражать соседей. Восток — дело тонкое. А теперь, похоже, наши хозяева и соседи задумались о чем-то серьезном и решили значительно усилить Южный фланг. И вот четыре ракетоносца разом заглянули в Сирию, если верить опубликованным спутниковым снимкам. О чем это может говорить? В первую очередь о необходимости наращивания военного присутствия на Южном фронте, о чем я и хочу поговорить.
Причин для этого действительно множество. Во-первых, мы наблюдаем ослабление Средиземноморской эскадры ВМФ России. По данным западных наблюдателей, все, что осталось от носителей крылатых ракет "Калибр", - это несколько кораблей, флагманом которых стал "Адмирал Григорович". За ним следуют два корвета проекта 20380, ударный потенциал которых ограничен, малые ракетные корабли проекта 21631 с 8 ракетами и одна дизель-электрическая подлодка проекта 636.3 Черноморского флота. "Адмирал Касатонов" ушел на север, налаживать свою работу после года работы в качестве флагмана в составе эскадры, а "Адмирал Горшков" продолжил свое плавание находясь на дальних дождях и недавно принял участие в учениях с Ираном и Китаем.
Вторая причина - это нестабильность соседнего Израиля, что может привести ко множеству непредсказуемых исходов. Аналогичная картина может сложиться и с Турцией, но пока что там всё относительно спокойно. И в данной ситуации Ту-22М3 могут использоваться для стабилизации положения и демонстрации нашего присутствия в регионе — это стандартная практика, которую применяют многие игроки на мировой арене. Но есть и третья причина - возможное размещение нашей тактической ядерной артиллерийской установки за пределами территории, косвенные признаки которой уже прослеживаются
ЧТО С ТОГО:
Если вы помните, то это малоизвестное событие произошло ещё за неделю до прилета Си Цзиньпина в Москву - официальный визит Башара Асада. Об этом ничего не сообщалось заранее, и СМИ не обратили на это особого внимания. На первый взгляд, это обычное явление, но уже тогда начали шептаться слухи о расширении ядерной программы в Сирии, в рамках союзного государства. Возможно, эта тема могла обсуждаться во время встречи сирийского президента, ведь такая встреча на высшем уровне привела к появлению четырех наших ракет на базе Хмеймим. Один Ту-22М3 может вместить до трёх таких ракет, что в совокупности составляет 12 тяжёлых противокорабельных ракет, удар от которых практически невозможно отразить. Ракета имеет гиперзвуковую скорость, достигая пика в 4,6М, или почти 5500 км/ч.
Это, безусловно, не полноценный гиперзвук, но очень близко к этому, что серьезно ослабляет эффективность американских ЗРК. Но самое важное - это мощное ядерное исполнение ракеты, которое, судя по разным источникам, варьируется от 200 кт до 1 мегатонны. С этими цифрами видно, что мы имеем дело не с обычным тактическим оружием, а с оружием стратегического ранга. Боевые блоки "Булавы" оказываются менее мощными. Наконец, следует отметить, что размещение ядерного оружия в этом регионе является логичным решением, позволяющим оказывать воздействие на такой ранимый объект, как база шестого флота. Она, конечно, не единственная, но одна из наиболее приоритетных.