Найти в Дзене
Владимир Гаранкин

THE MAGICIAN'S BIRTHDAY VS WONDERWORLD

Создатели Wonderworld. Слева направо: Ли Керслэйк (ударные, вокал), Кен Хенсли (клавишные, гитары, вокал), Дэвид Байрон (ведущий вокал), Мик Бокс (гитары), Гэри Тэйн (бас-гитара). Фото из открытых источников в Интернете
Создатели Wonderworld. Слева направо: Ли Керслэйк (ударные, вокал), Кен Хенсли (клавишные, гитары, вокал), Дэвид Байрон (ведущий вокал), Мик Бокс (гитары), Гэри Тэйн (бас-гитара). Фото из открытых источников в Интернете

Зная мою привязанность к группе URIAH HEEP, один мой хороший знакомый прислал мне ссылку на материал, в котором уважаемый Алексей Рыбин, советский и российский музыкант, основатель рок-группы «Кино» и участник ее первого состава, продюсер, издатель, журналист, ведущий на петербургском «Радио Рокс», публицист, киносценарист, писатель-романист, как определяет его Википедия, делится своими мыслями об альбоме Wonderworld, и поинтересовался моим мнением об оценке Алексея. (Ссылку не даю, обзор можно легко найти на YouTube, если интересно. Впрочем, если кто-то считает, что ее следует прикрепить, сделаю это с удовольствием).

Сама тема скользкая, а задача не из легких просто потому, что музыку предопределено слушать, а не говорить о ней. К тому же все мы слушаем, слышим и оцениваем музыку по-разному, и, конечно, у каждого из нас имеются свои вкусы и предпочтения.

Сразу скажу, что я сам, в отличие от Алексея Рыбина, не музыкант, и поэтому тоже для кого-то мои высказывания и оценки могут показаться излишне категоричными и спорными. Я просто человек, для которого URIAH HEEP – любимая группа, созвучная моему внутреннему «я», который много слушал ее, читал и о ней в целом, и о ее участниках в отдельности, черпал информацию и расширял свой кругозор из интервью самих музыкантов, и счет этих интервью идет на сотни, в отличие, как мне показалось, от Алексея. Ему, на мой взгляд, не хватает глубины анализа, хотя, возможно, он и не ставил перед собой такую цель, и фактического материала о группе.

Музыкант, научивший говорить четыре струны своей бас-гитары. Судьба отвела Гэри Тэйну всего 27 лет жизни. Фото из открытых источников в Интернете
Музыкант, научивший говорить четыре струны своей бас-гитары. Судьба отвела Гэри Тэйну всего 27 лет жизни. Фото из открытых источников в Интернете

Представляя альбом Wonderworld, Алексей почему-то показывает фотографию URIAH HEEP с Джоном Уэттоном, а не с Гэри Тэйном, которого он упорно называет Дэйном, хотя этот альбом был записан именно с Гэри. Для меня это явный прокол, диссонирующий с очень приятной формой подачи материала и грамотно выбранной мягкой домашней атмосферой повествования, которую удачно дополняют книги, несколько виниловых пластинок и стоящая на заднем плане в углу гитара.

Рыбин рассматривает URIAH HEEP как представителя в основе своей хард-рока и рок-н-ролла, не замечая блюзовые оттенки в музыке группы (подтверждением того, что музыканты могут играть качественный блюз, служит композиция Lucy Blues из дебютного альбома ...Very ‘Eavy …Very ‘Umble) и задвигая на второй план прогрессив-составляющую, которая занимает видное место в музыке коллектива, особенно на раннем этапе его творчества, когда, по всеобщему признанию, были записаны лучшие альбомы коллектива, тем самым значительно ограничивая его потенциал и уменьшая многогранность.

Впрочем, все бы ничего, если бы не одно но. Алексей сравнивает Wonderworld с альбомом The Magician's Birthday и говорит о том, что со временем он пришел к выводу: Wonderworld для него – намного более интересная и качественная работа, чем The Magician's Birthday. Повторюсь, о вкусах не спорят, но это в большей степени относится к жанрам. В данном случае речь идет о качестве материала одного музыкального жанра, одной группы, и такой вывод мне показался, мягко говоря, странным.

Я оставил краткий комментарий под видеосюжетом Алексея, который за 12 часов просмотрели 3500 человек и поставили лайки 385 из них. Не уверен, впрочем, что он прочитает его, ведь их там великое множество. Удивило другое. За редчайшим исключением, в комментариях читатели полностью разделяют точку зрения Рыбина. Встречаются и такие, которые утверждают, что Wonderworld – одна из лучших, если не лучшая студийная работа в истории рок-музыки. Право, не знаю, чем руководствуются эти любители музыки. Высказывают ли они собственное (очень странное для меня) независимое мнение, или на них оказывает влияние имя Алексея Рыбина. И поэтому тоже я решил не ограничиваться несколькими словами, а подготовить свой анализ.

Я больше чем уверен, что Алексей его не увидит. Прекрасно понимаю ситуацию. Кто он, а кто я. У него есть имя, имеется огромный отряд подписчиков, у меня же их не набирается и три сотни. Впрочем, меня это не волнует. Я не блогер и не претендую на это, скажу так, звание. Я пишу о музыке, что называется, от души и для души. Мне просто интересна сама тема, музыка, люди, которые ее создавали. Материальная сторона при этом мне абсолютно не интересна, монетизация отключена.

Я много писал о URIAH HEEP, в том числе и на этой платформе. И о группе в целом, и о ее участниках персонально. Больше других написано о Кене Хенсли, который является для меня самым настоящим океаном в мире рок-музыки. Есть своего рода трилогия о Дэвиде Байроне, статья о Ли Керслэйке. Отдельные циклы посвящены всем семи бас-гитаристам группы и вокалистам Джону Сломэну и Питеру Голби, которые продолжают оставаться двумя самыми противоречивыми фронтменами URIAH HEEP. Впрочем, я несколько отвлекся от темы, к которой возвращаюсь.

Попытаюсь абстрагироваться от вкусов и говорить исключительно о качестве материала, что в определенной степени также является спорной категорией. И все же. У меня почему-то сложилось впечатление, что меня пытаются убедить в том, что дважды два – пять. Разница как раз в качестве материала этих двух альбомов огромна. Я лично считаю Wonderworld самой слабой работой коллектива на тот момент. Это объясняется и чисто человеческими факторами, которые сложились внутри группы, и музыкальной атмосферой, и обстоятельствами, не имеющими непосредственного отношения к музыке, о чем Алексей, похоже, если и знает, то как-то уж совсем поверхностно.

Если говорить о личностях, то с Джерри Броном ладил только Хенсли. Самые натянутые отношения у Брона были не с молчаливым и самым серьезным из музыкантов, по мнению Кена Хенсли, бас-гитаристом Гэри Тэйном, который действительно к тому времени уже прочно сидел на героине, а с ударником Ли Керслэйком. Сам Хенсли завел дружбу с кокаином, которая продолжалась около 16 лет, а Байрон уверенно превращался в алкоголика. При всем том, что отношения между Кеном, в моем представлении сердцем группы, и Дэвидом, который воспринимается мной как душа URIAH HEEP, оставляли желать много лучшего, именно этот дуэт выдавал львиную долю материала. На момент написания песен для альбома Wonderworld у Хенсли и Байрона чувствовалась определенная выхолощенность, умноженная на обычную человеческую усталость, творческую и физическую, и перенапряжение.

Наверное, здесь стоит сказать и о времени тоже. Музыканты проводили до 300 дней в году в турах, остальное время практически полностью работали в студии по несколько дней подряд (все вместе, а не каждый в своей, как многие сейчас). Работали на износ, и это глупо отрицать. Выпускали по одной, а то и по две пластинки в год. По воспоминаниям Хенсли, идеи настолько переполняли его, что фактически параллельно с Demons and Wizards и The Magician's Birthday он работал над своим первым сольным альбомом Proud Words on a Dusty Shelf. Но это было в 1972 году, почти за два года до выхода альбома Wonderworld, в течение которых утекло много воды.

Альбом Demons and Wizards. Май 1972 года. Фото из открытых источников в Интернете
Альбом Demons and Wizards. Май 1972 года. Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома Demons and Wizards. Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома Demons and Wizards. Фото из открытых источников в Интернете
Вкладыш для пластинки с текстами песен. Лицевая сторона. Фото из открытых источников в Интернете
Вкладыш для пластинки с текстами песен. Лицевая сторона. Фото из открытых источников в Интернете
Альбом Proud Words on a Dusty Shelf. Февраль 1973 года. Фото из открытых источников в Интернете
Альбом Proud Words on a Dusty Shelf. Февраль 1973 года. Фото из открытых источников в Интернете
Альбом Proud Words on a Dusty Shelf. В комплекте. Фото автора
Альбом Proud Words on a Dusty Shelf. В комплекте. Фото автора

В связи с этим хотелось бы сравнить прошлое с сегодняшними реалиями, когда одни музыканты, обладая несопоставимыми с годами пятидесятилетней давности техническими возможностями, выпускают по одному студийному альбому в 3-4 года, а другие бегают из одного проекта в другой и играют удивительно похожую музыку, которая совсем не цепляет, извините за такое слово, в большинстве своем. Это и есть грани таланта. То, что отличает музыкантов семидесятых и нашего времени. Проблема с этими гранями, как и с идеями в целом.

Джон Уэттон, пришедший в группу на смену Тэйну в марте 1975 года, удивился тому, насколько уставшим в физическом отношении был Байрон. И речь в данном случае не идет исключительно о его зависимости от алкоголя. У Дэвида были проблемы с голосом из-за адского перенапряжения, и, по словам Джона, начались они не вчера. Байрону была необходима передышка месяца на три, чтобы привести в порядок свой голос после сумасшедшего по всем параметрам 1972 года, хотя на альбомах Sweet Freedom и Wonderworld это и незаметно. В студии Дэвид был потрясающе хорош, но трудно представить, за счет чего ему удавалось держать планку. Напомню в этой связи, что ударник Кит Бэйкер в свое время отказался работать в группе, когда увидел плотный гастрольный график, а басиста Марка Кларка хватило всего на несколько недель по этой же причине.

Альбом Wonderworld. Июнь 1974 года. Фото из открытых источников в Интернете
Альбом Wonderworld. Июнь 1974 года. Фото из открытых источников в Интернете
Оборотная сторона альбома Wonderworld. Фото из открытых источников в Интернете
Оборотная сторона альбома Wonderworld. Фото из открытых источников в Интернете
Вкладыш для пластинки с текстами песен. Лицевая сторона. Фото из открытых источников в Интернете
Вкладыш для пластинки с текстами песен. Лицевая сторона. Фото из открытых источников в Интернете

И вновь возвращаюсь непосредственно к теме. Для меня странно сравнивать The Magician’s Birthday и Wonderworld. Они абсолютно разные. И по музыке (и это хорошо), и, повторюсь, по качеству написанных песен. Как и альбом Sweet Freedom, который вышел после The Magician's Birthday и перед Wonderworld.

Но если уж зашла речь об экскурсе в историю. Да, Demons and Wizards, который Кен Хенсли (и не только, и я с этим полностью согласен) считает лучшей студийной работой группы и по качеству материала, и по той атмосфере, которая царила в коллективе во время его создания, и The Magician’s Birthday – одного поля спелые и сочные ягоды, но уже при работе над вторым в 1972 году альбомом стала исчезать та химия, которая объединяла музыкантов при написании Demons and Wizards. Это не мои слова. Это из воспоминаний Хенсли.

Джерри Брон. Фото из открытых источников в Интернете
Джерри Брон. Фото из открытых источников в Интернете

Вне всякого сомнения, Джерри Брон – действительно классный менеджер и продюсер, который во многом способствовал успеху и признанию URIAH HEEP и не только этой группы. Хотя я никогда не воспринимал всерьез сказанную им фразу: «URIAH HEEP – это я», которая еще более накалила его отношения с коллективом. Но он работал по суровым законам музыкальной индустрии, ковал железо, пока горячо и не особо интересовался тем, как жили и как чувствовали себя музыканты.

1971 год. Создатели альбома Salisbury. Слева направо: Пол Ньютон – младший (бас-гитара, вокал), Кен Хенсли (клавишные, гитары, вокал), Джерри Брон (продюсер), Мик Бокс (гитары, вокал), Кит Бэйкер (ударные), Дэвид Байрон (ведущий вокал), Пол Ньютон – старший (менеджер). Фото из открытых источников в Интернете
1971 год. Создатели альбома Salisbury. Слева направо: Пол Ньютон – младший (бас-гитара, вокал), Кен Хенсли (клавишные, гитары, вокал), Джерри Брон (продюсер), Мик Бокс (гитары, вокал), Кит Бэйкер (ударные), Дэвид Байрон (ведущий вокал), Пол Ньютон – старший (менеджер). Фото из открытых источников в Интернете

Именно из-за Брона ушел из группы ее первый менеджер Пол Ньютон – старший, во многом из-за чего с ней расстался и первый бас-гитарист Пол Ньютон – младший, с которым были записаны первые три альбома. Руководствуясь исключительно материальными соображениями, Брон сдвинул влево сроки выхода The Magician’s Birthday. Этот альбом задумывался Хенсли как концептуальный, но, по словам Кена, из-за вмешательства Брона он вышел только процентов на 60 таким, каким видел его Хенсли. Мне трудно представить, как бы звучал альбом в том виде, в каком задумал его Кен Хенсли, но по-любому на выходе получилась великолепная работа, которую даже как-то неудобно сравнивать с Wonderworld.

Бас-гитарист Пол Ньютон. Фото из открытых источников в Интернете
Бас-гитарист Пол Ньютон. Фото из открытых источников в Интернете

Вместе с тем не стоит забывать о том, что успех в бизнесе – вещь весьма непостоянная. Джерри Брон, грамотный и осторожный менеджер, в 1975 году основал звукозаписывающую студию Roundhouse, а чуть позже – частную авиакомпанию Executive Express, которая занималась организацией перелетов музыкальных групп по европейским странам, но именно этот бизнес сильно ударил по Брону-предпринимателю. В октябре 1982 года Executive Express была объявлена банкротом, что не могло не сказаться на музыкальной составляющей империи Брона, прежде всего на Bronze Records, которая приказала долго жить. В 2003 году Брон реанимировал свое детище, но это уже совсем другая история.

Если говорить непосредственно о песнях из альбома Wonderworld, то трудно не согласиться с Алексеем в том, что одноименная Wonderworld – потрясающая композиция. Узнаваемая по авторству и великолепная по вокалу и инструментам. Каждому из них отдельно и всем вместе. Какие яркие клавишные, какой мощный бас! Как хороши ведущий вокал и конек группы под названием пение на несколько голосов! Я бы даже назвал это творение шедевральным.

Suicidal Man (символическое название, памятуя о том, что случится с Тэйном через год) – жесткая, отчасти прямолинейная, но в целом, на мой взгляд, очень неплохая песня по всем параметрам музыкального искусства.

The Shadows and the Wind мне очень нравится. Мягкая, нежная, лиричная. Еще одна замечательная композиция, в которой легко угадывается Кен Хенсли.

So Tired. Рок-н-ролльная, немного все же простоватая и однообразная для группы. Почему-то вспоминается в этой связи великолепный рок-н-ролл Blue Suede Shoes с концертного альбома URIAH HEEP, записанного в Бирмингеме 26 января 1973 года, который не просто звучит потрясающе, а звенит и завораживает сумасшедшим в хорошем смысле этого слова драйвом!

The Easy Road. Очень хорошая композиция, с оркестром и грамотными струнными. (Я, впрочем, не понял, почему Рыбин, восхищаясь оркестром в этой песне, не упомянул великолепно исполненную новаторскую композицию Salisbury с оркестром продолжительностью более 16 минут. Неужели из-за неприятия им всего альбома в целом?)

А вот со второй стороной пластинки начинаются наши основные с Алексеем разночтения и разногласия.

Something or Nothing. Пустоватая для меня как для слушателя и любителя группы композиция и простоватая для уровня URIAH HEEP.

I Won’t Mind. Очень затянутая, какая-то вымученная и абсолютно безвкусная композиция, которую не спасает Мик Бокс. Всегда слушал ее с трудом.

We Got We. Просто никак. Извиняюсь. Как говорится, ни о чем. Невнятно. О каком шедевре может идти речь?!

Эти три следующие одна за другой песни мне лично откровенно тяжеловато слушать. Не искрят. Явно не хватает поэтики и импровизации в музыке. Того, чем мне всегда нравились URIAH HEEP.

Dreams – классная композиция. Нежная, задумчивая, грустная. Даже по названию такая «хиповская». Которая очень созвучна с песней Tales как раз из альбома The Magician’s Birthday. Быть может, чуть-чуть затянутая с несколько неожиданной концовкой.

В итоге из девяти композиций четыре оказались «не моими». По качеству, по наполнению, по восприятию. В альбоме The Magician’s Birthday все восемь песен я слушаю на одном дыхании. Все эти годы. Быть может, чуть-чуть выпадает Spider Woman, но общей картины она не портит. И поэтому тоже я не могу поставить эти два альбома рядом, тем более считать альбом Wonderworld выше и интереснее альбома The Magician’s Birthday.

Альбом The Magician's Birthday. Ноябрь 1972 года. Фото из открытых источников в Интернете
Альбом The Magician's Birthday. Ноябрь 1972 года. Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома The Magician's Birthday. Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома The Magician's Birthday. Фото из открытых источников в Интернете
-16
Вкладыш для пластинки с текстами песен. Лицевая сторона. Фото из открытых источников в Интернете
Вкладыш для пластинки с текстами песен. Лицевая сторона. Фото из открытых источников в Интернете

Есть и еще один момент, на который я хотел бы обратить внимание. Процесс написания песен и авторство, от которого напрямую зависят и гонорары, всегда были сложными категориями, а последнее не всегда соответствовало тем фамилиям, которые в итоге были набраны под композициями. Это в равной степени относится и к URIAH HEEP. И всё же все прекрасно понимают, кто был движущей силой в группе. Wonderworld является одним из немногих классических альбомов коллектива, на котором бОльшая часть песен явилась совместным трудом музыкантов. Песни же, написанные Кеном Хенсли, угадываются, как говорится, с одной ноты. И нота эта высочайшего качества.

Альбом Sweet Freedom. Сентябрь 1973 года. Фото из открытых источников в Интернете
Альбом Sweet Freedom. Сентябрь 1973 года. Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома Sweet Freedom (1). Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома Sweet Freedom (1). Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома Sweet Freedom (2). Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома Sweet Freedom (2). Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома Sweet Freedom (3). Фото из открытых источников в Интернете
Разворот альбома Sweet Freedom (3). Фото из открытых источников в Интернете

После выхода альбома Sweet Freedom я испытал очень странные чувства. Ждал от группы что-то другого после Demons and Wizards и The Magician’s Birthday. Но с каждым новым прослушиванием в течение года я все более проникался им, и сейчас он входит в шестерку моих любимых альбомов группы. Я просто абстрагировался от двух предыдущих студийных альбомов и открыл в URIAH HEEP новую для себя грань их таланта. С Wonderworld этого не произошло. Ни тогда, ни потом.

Я встречал людей, знающих толк в музыке, в том числе и здесь, на платформе, которым Wonderworld нравится больше, чем Sweet Freedom. Я этого не могу понять, но могу принять, в отличие от ситуации с The Magician's Birthday. И я впервые слышу мнение музыканта о том, что альбом Wonderworld намного интереснее альбома The Magician’s Birthday.

Хочу еще раз повторить: все мы слышим и оцениваем музыку по-разному. И это нормально. Я просто высказал свое мнение, оказавшееся диаметрально противоположным мнению Рыбина в том, что касается оценки качества, которое напрямую влияет на интерес. На мой взгляд, Алексей немного оторвался от фактов и действительности того времени, когда URIAH HEEP прошли пик своего творчества, и если на альбоме Sweet Freedom им удавалось все еще удерживаться на вершине, то альбом Wonderworld в итоге оказался каким-то выстраданным и незавершенным, как считает и Кен Хенсли. Очевидным шагом вниз, что нашло отражение в достаточно прохладном отношении к нему со стороны меломанов.

Мне показалось, что Алексей дал весьма общую картину, заострив внимание на своем личном восприятии альбома и отношении к нему, без учета многих факторов, определив URIAH HEEP в разряд ярких представителей хард-рока, но не более того, тогда как на самом деле эта группа глубже, шире, интереснее.

А в общем и целом, конечно, сколько людей, столько мнений и оценок. Я просто высказал свое мнение.

В этой связи вспоминаю интересный факт из своей подростковой жизни, когда я только приобщился к рок-музыке и влюбился в классический британский рок, подтверждающий распространенное тогда и, на мой взгляд, теперь мнение об альбоме Wonderworld.

Мой приятель поступил в МАИ, где был свой клуб меломанов, а процесс обмена пластинками набирал обороты. В конце 1974 года я с двумя своими товарищами вскладчину приобрел в идеальном состоянии только что вышедший английский винил Propaganda группы SPARKS. Заплатили безумные на тот момент 55 рублей при средней зарплате 90. Это была моя первая пластинка. Записали ее на магнитофоны, и я попросил приятеля обменять SPARKS на альбом URIAH HEEP. Любой. Английский или немецкий. Можно с доплатой с нашей стороны. В итоге виниловый диск Propaganda был обменен без доплаты именно на Wonderworld ­– последний на тот момент альбом группы. Альбом был немецкий, также в идеальном состоянии. По словам приятеля, предложений было целых три, но во всех трех случаях предлагали именно Wonderworld. У парней были и другие альбомы URIAH HEEP, но на обмен они не соглашались даже с доплатой. По понятной мне причине. И тогда, и теперь.

Альбом Wonderworld группы URIAH HEEP – очень хорошая пластинка для своего времени и рок-музыки в целом, но далеко не лучшая золотого периода группы в ее классическом составе, явно недотягивающая до уровня альбома The Magician’s Birthday. Для меня лично это аксиома.

P. S. При всем своем глубоком уважении к личности Мика Бокса и его индивидуальному и узнаваемому почерку игры на гитаре, мне кажется, что Ричи Блэкмор заслуживает того, чтобы о нем говорили все же больше, чем о Мике. А вот Гэри Тэйн – чудо-басист, вне всякого сомнения. И я согласен с Акселем Руди Пеллом в том, что на сегодняшний день Тэйн остается лучшим бас-гитаристом в мире рок-музыки.

LONG LIVE ROCK’N’ROLL!

Статья и содержащиеся в ней фотографии носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).

# Uriah Heep # The Magician's Birthday # Wonderworld # рок-музыка # музыканты # Великобритания # рассказы #