Найти тему
ТОП 5 МЕДИА

СЮЖЕТНЫЕ ДЫРЫ ГАРРИ ПОТТЕРА

Оглавление
Гарри Поттер и Рон Уизли
Гарри Поттер и Рон Уизли

Здравствуйте, уважаемые читатели, в данном материале будут описаны мои личные наблюдения по поводу сюжетных дыр и логических нестыковок в фильмах франшизы "Гарри Поттер" с опорой на книги.

Сразу хочу оговориться, мне нравится франшиза "Гарри Поттер", и гораздо больше, чем, например, "Фантастические твари" той же писательницы Джоан Роулинг . Но вот, что меня беспокоит, так эта какая-то беспрекословная вера в талант успешного человека, будь то писатель, актёр, блогер, ведущий, певец и т.д. Просто когда люди читают книгу неизвестного автора, то почему-то читают гораздо более придирчиво, а вот если это книга известного писателя, тогда можно полностью отключить мозг и наслаждаться повествованием.

Наверное поэтому Джоан Роулинг выпустила серию криминальных детективов под псевдонимом Роберт Гэлбрейт, чтобы у читателя не было предвзятого отношения к её новым книгам и он мог более объективно оценить её литературное мастерство. Такая своеобразная проверка таланта.

В связи с этим хочется ещё раз напомнить, что и у знаменитых профессионалов, мастеров пера, далеко не всё так хорошо выходит, как кажется на первый взгляд. Я не буду вас утомлять описанием всех сюжетных нестыковок - пробежимся по основным.

Гарри Поттер и философский камень

Гарри Поттер и философский камень
Гарри Поттер и философский камень

Давайте с вами перенесёмся в далёкий 2001 год и вспомним самую первую часть, которая называется «Гарри Поттер и философский камень». В это части нас знакомят с Хогвартсом, с полётами на мётлах, с Дамблдором, с распределяющей шляпой и ещё нам показывают... запретный лес. Помните, это тот самый лес, в котором водятся всякие страшные существа, и ученикам категорически запрещается ходить туда.

И вот как-то раз наши два товарища Гарри и Рон возвращаются в Хогвартс уже после отбоя, и их ловит профессор Макгонагалл. Выясняется, что их «сдал» Драко Малфой. Профессор Макгонагал говорит, что их ждёт самое суровое наказание, в том числе и Малфоя. И что бы вы думали это за наказание?! ПРОГУЛКА В ЗАПРЕТНЫЙ ЛЕС! Как раз в тот самый лес, куда ученикам строго-настрого запрещается ходить!!!

Более того, оказывается в запретном лесу обитает страшное существо, которое убивает единорогов и пьёт их кровь. И ребята вместе с лесником Хагридом отправляются на поиски этого страшного существа, а чтобы поиски шли более продуктивно, ребятам предлагается разделиться. В итоге Малфой и Гарри остаются абсолютно одни в запретном лесу. И правда, почему двум первокурсникам не погулять там посреди ночи и не поискать существо, убивающее единорогов? Как-то странно, не правда ли?

Это явная недоработка писателя. Было бы, куда более правдоподобно, если бы Гарри и Рон, не взирая на все запреты, сами каким-то образом (в поисках чего-либо) оказались в запретном лесу и наткнулись на это существо.

Гарри Поттер и Тайная Комната

Гарри Поттер и тайная комната
Гарри Поттер и тайная комната

Думаю, многие согласятся, что это одна из лучших частей Гарри Поттера, но, тем не менее, и здесь не обошлось без дыр в сюжете. Итак, финальная сцена: Гарри Поттер собирается сражаться с василиском и ожившим воспоминанием из дневника Тома Реддла. Дамблдор присылает ему птицу феникс. Птица приносит распределяющую шляпу, из которой Гарри достаёт меч Гриффиндора, а затем она выклевывает василиску глаза.

И у меня закономерно возникает вопрос: а почему Дамблдор сам не появился в тайной комнате? Вроде бы, говорится, что он куда-то уехал. Вопрос: стал бы уезжать директор из школы, где кто-то или что-то убивает детей? Даже если и стал бы, то он мог легко трансгрессировать обратно в школу в течение пяти секунд и помочь Гарри одолеть василиска. Да просто во второй серии Джоан Роулинг не придумала ещё трансгрессии, и мы не знали, что Дамблдор мог легко трансгрессировать даже на территорию школы (об этом он сам говорит в шестой части, что у него «есть некоторые привилегии», хотя в книге они с Гарри, отправляясь за крестражем, сначала летели на мётлах до Хогсмита и так же возвращались обратно).

Кроме того, даже если Дамблдор по каким-то причинам не мог вернуться сам, почему он, например, не послал феникса с запиской кому-нибудь из преподавателей. Думаю, преподаватели Хогвартса легко разобрали бы завал из камней и помогли Гарри. Да и вообще, откуда Дамблдор узнал, где находится тайная комната, если он уехал?! В общем, финальная сцена, как и в предыдущем случае, имеет множество нестыковок. А тут ещё и слёзы феникса как раз лечат от отравления ядом василисков. Надо же какая удача! Мы ещё, кстати, поговорим о моменте появления меча из распределяющей шляпы, но уже в другой части, так что дочитайте до конца – будет интересно…

Гарри Поттер и узник Азкабана

Гарри Поттер и узник Азкабана
Гарри Поттер и узник Азкабана

Третья часть франшизы рассказывает нам историю спасения дяди Гарри Поттера Сириуса Блэка. Для этого используется весьма занятный девайс – маховик времени, покрутив который можно легко попасть в прошлое и исправить его. А вот у меня такой вопрос: почему бы с помощью данного устройства не отправиться в далёкое прошлое и сделать так, чтобы Волан-де-Морт вообще не появился? Или спасти родителей Гарри?

Кстати, книга "Гарри Поттер и проклятое дитя" именно об этом, но как-то близоруко выглядит использование данного магического предмета.

В литературе подобный приём называется «элемент-бог», и им грешат многие писатели. Сначала мы имеем почти неразрешимую ситуацию, потом появляется вот такой вот кулон на цепочке и мы можем с помощью него решить практически все проблемы.

Для понимания работы механики перемещений во времени рекомендую почитать "И грянул гром" Рэя Бредбери или посмотреть ещё одну не менее знаменитую франшизу "Назад в будущее". И поверьте, там с точки зрения сюжета и самих перемещений куда всё более логично.

Гарри Поттер и кубок Огня

Гарри Поттер и кубок Огня
Гарри Поттер и кубок Огня

Одна из моих любимых частей из вселенной Гарри Поттера. Однако с ней, как и с другими, возникает масса вопросов. В четвёртой части Гарри Поттер участвует в турнире трёх волшебников и сражается за кубок Огня. Сам турнир предполагает три испытания, по итогу прохождения которых и станет известен победитель. Итак, мы имеем трёх участников от разных школ и три испытания. И у меня вопрос: а что если каждый участник станет победителем в одном из испытаний? Например, Виктор Крам победит дракона, Флёр Де Лакур быстрее всех спасёт свою сестрёнку, а Сэдрик первым пройдёт лабиринт? Как тогда определять победителя? А тут ещё и незапланированный участник Гарри Поттер, который, кстати говоря, явно добавляет преимущества школе Хогвартс. Вообще-то, по-хорошему, надо бы и другим школам по участнику добавить, чтобы все оказались в равных условиях. Но даже при трёх участниках испытаний явно маловато: их должно быть, как минимум, четыре, чтобы не получилось описанного мною случая, когда каждый участник победил в одном из трёх испытаний. Тогда по логике четвёртое испытание и определит победителя.

Если продолжать и дальше тему с турниром, то по факту получается, что первые два испытания можно особо не проходить, так как всё равно всё определяется третьим испытанием: кто быстрее доберётся до кубка через лабиринт, тот и победит. Преимущество, что Сэдрик и Гарри первыми зашли в лабиринт, выглядит очень слабо, мягко говоря.

Во втором испытании Гарри Поттер непонятно зачем спасает, помимо Рона, сестру Флёр Де Лакур, что также выглядит необоснованным. Участникам перед конкурсом не объяснили, что их друзьям ничего не угрожает? Зачем был нужен этот показной героизм? Однако надо отдать должное уже в Дарах Смерти Джоан Роулинг сама упоминает от лица Гарри этот случай и объясняет, что это было вовсе не нужно, а вот в фильме ничего подобного нет.

Сама история с кубком-порталом выглядит также неправдоподобно, ведь первым добраться до кубка мог и не Гарри Поттер.

Гарри Поттер и орден Феникса

Гарри Поттер и орден Феникса
Гарри Поттер и орден Феникса

В этой части в целом всё неплохо. Единственное, возник вопрос: зачем было давать сыворотку правды всем подряд, ведь достаточно было напоить ею Гарри Поттера и про отряд Дамблдора тут же стало бы известно? Что сдерживало профессора Амбридж сделать это? Ведь она наказывала его с помощью пера?

Также непонятна роль пророчества про Гарри Поттера. Зачем требовалось заманивать Гарри в отдел тайн? Чтобы он нашёл пророчество? Его нашёл Невилл, при том совершенно случайно. Значит, если пожиратели смерти целенаправленно его искали, то точно бы нашли, тем более что Люциус Малфой работает в министерстве (уж точно мог договориться с каким-нибудь сотрудником отдела тайн).

Само пророчество открывается только тому, о ком оно сделано. Когда его взял в руки Люциус оно тут же погасло. Вопрос: открылось бы оно Волан-де-Морту? Неизвестно. Но сама ценность пророчества вызывает сомнения: что такого ценного из него узнал Гарри? Что один должен убить другого? Так это и так известно. Учитывая, что Волан-де-Морт и так охотится за ним, то им рано или поздно придётся встретиться лицом к лицу. Для чего пророчество было нужно в принципе? Не ясно.

Гарри Поттер и Принц-полукровка

Гарри Поттер и Принц-Полукровка
Гарри Поттер и Принц-Полукровка

В самом конце, после смерти Дамблдора, Гарри Поттер преследует Северуса Снегга. Он посылает в сторону Снегга всяческие заклятия. Снегг успешно их отбивает, и тут мы выясняем главную интригу очередной истории про «мальчика, который выжил»: кто такой принц-полукровка...

В какой-то момент Гарри оказывается лежащим на земле. Другие Пожиратели Смерти уже направляются в его сторону, но Снегг останавливает их с фразой: «Нет, он принадлежит Тёмному лорду». И они уходят. Просто уходят!!! Вопрос: а почему они не берут Гарри в плен? Почему не забирают его с собой? Вот тот мальчик, которого в следующей книге будет отчаянно искать Волан-де-Морт, лежит прямо на лужайке. Заберите его с собой, отдайте Тёмному лорду прямо сейчас. В чём проблема? Проблема здесь одна: Гарри Поттер – главный герой, и он не может умереть. Тогда, может быть, лучше писателю не создавать таких ситуаций?!

В этой же части. Непонятно зачем потребовалась смерть Дамблдора? Да, трагичности это, безусловно, добавляет, но в целом для чего? Чтобы Снегг смог обратно перейти на сторону Тёмного лорда? Так его, вроде бы, и так приняли или нет? Во всяком случае, можно было придумать и иной способ подтвердить свою преданность. А сам Дамблдор мог бы ещё сослужить неплохую службу. Найти ещё один крестраж, например, или сохранить у себя бузинную палочку. В общем, как по мне, смерти Дамблдора в данном случае можно было избежать.

Гарри Поттер и Дары Смерти

Гарри Поттер и Дары Смерти
Гарри Поттер и Дары Смерти

В данной части мне непонятна история с мечом Гриффиндора. Я так понял, что меч Гарри послал брат Дамблдора, спрятав его на дне озера. Вопрос: зачем было прятать его на дне озера? Зимой? У Гарри на шее крестраж, который может оказать сопротивление и задушить его? Почему бы не положить его в снег возле дерева или не воткнуть в землю? Тогда не будет захватывающего сюжета о том, как Гарри почти не умер и как его лучший друг Рон спас его от смерти, появившись в самый нужный момент.

Крюкохват, а также Беллатриса Лестрейндж, охотились за мечом Гриффиндора. Смысл было охотиться за мечом, если он может явиться любому гриффиндорцу из распределяющей шляпы? Тогда, как минимум, шляпу стоило тоже забрать из Хогвартса. Или они об этом не знали, и это было какой-то тайной? Волан-де-Морт точно должен был об этом знать, ведь с помощью меча Гриффиндора можно уничтожать созданные им крестражи.

Дементоры

Дементор напал на Гарри Поттера
Дементор напал на Гарри Поттера

Их может отпугнуть практически любой взрослый маг с помощью Патронуса, а значит, для взрослого мага они не представляют большой опасности. Они могут схватить взрослого волшебника только в том случае, если их будет не меньше десятка.

По книге дементоры в итоге примкнули к армии Тёмного лорда, да и по фильму тоже. Это видно в эпических сражениях последней части Гарри Поттера. Вопрос: почему таким полутёмным существам доверили охрану тюрьмы Азкабан? Ведь всегда существует опасность их восстания против существующей системы.

Дементоры высасывают из человека всё хорошее, радость. То есть формой наказания для преступников является то, что их лишают радости и хороших воспоминаний. Разве это не приведёт к тому, чтоо преступники будут более озлобленными?

Почему в третьей части дементору позволили разгуливать по школьному поезду и напасть на одного из учеников? А если бы рядом не оказалось профессора Люпина?

О магии во Вселенной Гарри Поттера

Гарри Поттер выбирает волшебную палочку
Гарри Поттер выбирает волшебную палочку

Если говорить в целом о вселенной Гарри Поттера, то непонятно каким образом работает магия: зачем, к примеру, использовать в сражениях заклинание «Остолбеней», когда можно всех убить «авада кедаврой»? В книге, к сожалению, механика творения заклинаний также не прописана, за исключением Патронуса.

Если кто-то считает излишним описание работы магии в детской книге жанра фэнтези, рекомендую почитать "Маг Земноморья" Урсулы Ле Гуин. Вот, где описана настоящая магия, а не фокусы с волшебной палочкой. И это делает мир магии только богаче, ведь становится более понятно, как использовать волшебство и заклинания.

В этом смысле Гарри Поттер значительно проигрывает, например, мультфильму «Аватар: Легенда об Аанге», где хорошим воином можно стать только постоянно совершенствуясь и обучаясь. Даже состоянием аватара можно научиться управлять, освоив специальную технику. Однако ничего подобного мы не наблюдаем в Гарри Поттере: для освоения заклинания достаточно внятно уметь произносить его название и правильно махать палочкой, что, возможно, и представляет трудности в семь лет, но в тринадцать явно не является большой проблемой. Таким образом, любому тринадцатилетнему школьнику уже, в принципе, доступен полный арсенал заклятий, в числе которых и «непростительные».

На мой взгляд, стоило бы внести в использование непростительных заклинаний (и вообще любых сильных заклятий) какое-нибудь ограничение. Например: возрастное ограничение, то есть какие-то заклятия просто не действуют до определённого возраста. Или, к примеру, частое использование «авады кедавры» может привести к тому, что сам волшебник может погибнуть, «круциатус» способен зеркально вызвать страдания в том, кто его насылает, а «империус» может свести с ума. Тогда всё становится куда более логичным, и использование в сражениях иных заклятий (типа «редукто») выглядит более убедительным, потому что убивающим заклинанием нельзя злоупотреблять.

Ещё одна серьёзная нестыковка связана с образом главного героя. Как известно, Гарри Поттер носит очки. Учитывая, что магическая медицина куда более продвинутая, чем магловская (позволяет выращивать даже кости), почему бы Гарри не вылечить зрение?

Гарри Поттер
Гарри Поттер

В фильмах несколько раз мелькали моменты, когда Гарри терял очки и буквально становился беспомощным (что на самом деле является клеше, так как это нужно очень плохо видеть, чтобы вообще лишаться зрения без очков), так вот, стоило бы устранить этот изъян, чтобы не погибнуть из-за такой оплошности. По сути, любой волшебник (Пожиратель смерти) мог сделать «Акцио очки» и лишить Гарри зрения. Однако Джоан Роулинг сохраняет этот атрибут главного героя на протяжении всех частей, так как персонаж должен быть узнаваем. Это, например, как трубка у Шерлока Холмса или усы у доктора Ватсона. А логика в данном случае, получается, вторична. В таком случае надо было хотя бы проговорить в книге, что он не может вылечить зрение с помощью магии.

Под итого: не хочется ругать Джоан Роулинг за эти огрехи в повествовании. Книги получились хорошими. Многие вещи из вселенной Гарри Поттера придуманы мастерски: квидичич, четрыре факультета и их четыре основателя, полёты на мётлах, драконы, домовые эльфы, различные сказочные артефакты и существа, пожиратели смерти, крестражи, история о дарах смерти и т.д. Почти во всех историях о юном волшебнике есть интрига. Эти фильмы интересно смотреть детям, так как они открывают прекрасный мир чудес. Надеюсь, данная статья не испортит никому впечатления от просмотра картин или чтения книг, но всё же хочется данным материалом немного повысить планку к историям, которые предлагаются нам, зрителям или читателям. Стоит всё же уделять внимание работе над стройностью повествования, отлавливать сюжетные дыры и нещадно закупоривать их. Кстати, во многом в этом и состоит работа писателя: из дырявой тряпки превратить историю в прекрасное полотно.

Кроме того, в данном материале упоминается ещё несколько не менее интересных вселенных. И хочется, чтобы люди обратили на них внимание. Возможно, раскручены они меньше, чем Гарри Поттер, но во многом превосходят его. И если уж вы покупаете домой столько книг Джоан Роулинг, отдавая дань времени, то было бы неплохо если бы рядом появилась хотя бы одна книга Урсулы Ле Гуин.

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ ТОП 5 МЕДИА И ПОСТАВИТЬ ЛАЙК!

Понравилась статья? ПОБЛАГОДАРИ автора