Найти тему

Айхал. Крайний Север. 80 годы прошлого века. ММЗ–555. Работа в карьере "Айхал"

Фото автора.  ММЗ–554.
Фото автора. ММЗ–554.
Когда инженер по БД сказал что нашлась подходящая работа на ММЗ–555, автор даже не знал что это за машина. Ему было всё равно, главное, что есть работа, значит будет зарплата. Деньги выделенные профсоюзом постепенно испарялись. И это при экономном использовании денежных средств.
ММЗ–555 работал в карьере "Айхал". Сам карьер в это время был законсервирован. Основной коллектив горняков карьера перебазировался разрабатывать новый карьер алмазной трубки "Сытыканская". Расположенной в 30 километрах от посёлка.
На базе карьера "Айхал" остался работать один экскаватор ЭКГ–4,5, бульдозер ДЭТ–250 и буровой станок. До этого времени автор даже не знал что в СССР существует такой трактор. Техника работала круглосуточно на хвостохранилище фабрики №8.
Хвосты забуривали, взрыхляли, самосвалы БелАЗ транспортировали массу на фабрику. Фабрика вторично обрабатывала отходы производства.
Экскаватор и буровой станок работали на электротяге постоянно передвигаясь внутри хвостохранилища. Бригада электриков состоящая из двух специалистов своего дела занималась энергообеспечением техники.
Электрикам был выделен автомобиль ММЗ–555. Меньшим машинам по технологическим дорогам движение было запрещено.
Руководил работами горный мастер. Работали горняки круглосуточно в четыре смены по двенадцать часов.

Приступить к новой работе предстояло в ночную смену. С 20-00 до 08-00.
Машину ждать в автобазе, водитель должен объяснить специфику работы.
Машина была знакомой, это тот же ЗИЛ–130, только с самосвальным кузовом.
До обеда протолкался в автобазе, после обеда отправился домой отдыхать перед ночной сменой. На объект строительства идти не было смысла. Не зная специфику работы без отдыха в ночную смену выходить опасно, тем более за рулём автомобиля.
В автобазу явился за час до начала смены, машины в автобазе не было.
Ровно в 19-00 автобус увёз смену водителей БелАЗ в карьер трубки "Сытыканская". Один за другим в автобазу стали заходить БелАЗ работающие на обслуживании фабрики №8. Водители менялись в автобазе.
В 19-30 в ворота автобазы вошёл ММЗ–555. Вполне свежий на вид автомобиль, сразу было заметно, что машина в надёжных руках.
Из кабины вышел молодой человек примерно ровесник автора.
Автор подошёл к машине и представился, объяснив что у него путевой лист на эту машину.
– Димон!
– Я в курсе, принимай аппарат!
Весело сказал водитель и пожал новому напарнику руку.

Фото автора. Станица. Декабрь 2023. Дорога ведёт в тупик.
Фото автора. Станица. Декабрь 2023. Дорога ведёт в тупик.

– Поезжай в карьер, там тебя ждут!
Сказал Димка, и собрался уходить в диспетчерскую сдавать путевой лист.
– Дима, ты объясни, что я там должен делать?
– Что делать?
– Первым делом поужинай в столовой, там готовят вкусные блинчики!
– Что делать?
– Тебе всё скажет мастер смены, это твой непосредственный начальник.
– Не переживай, без работы не останешься.
Сказал напарник и отправился в диспетчерскую.
Сел в кабину, запустил двигатель. Прогретый мотор работал чисто без замечаний. Механик по выпуску не проверяя машину подписал путевой лист.
Это говорило о том что он доверяет водителям работающим на этом автомобиле. Па словам инженера, это теперь постоянная работа для автора.
Едем в карьер, который находился рядом с посёлком. ММЗ–555, это не ЗИЛ–157, и даже не ГАЗ–52. Просторная кабина, а главное мягкий ход ММЗ–555 по гравийной дороге. Хотелось бы поехать в карьер на БелАЗ, но не всё сразу.
Знакомство с карьером начнём на ММЗ–55.
Работа была не пыльной. Всем распоряжался мастер смены. Всё было рядом, больших пробегов не требовалось.
Радовало то, что после ночной смены два выходных дня, которые нужно провести на строительстве необходимого, для дальнейшей жизни жилья. Стало понятно, из разговоров с людьми живших в этих суровых условиях, что здесь есть возможность заработать не плохие по тому времени деньги. Это здорово поднимало настроение.
В первый рабочий день на ММЗ–555 своими делами не занимался, посчитал что в начале нужно просто присмотреться, притереться к коллективу. Узнать режим работы, узнать где валяются бесхозные доски и другие годные для стройки вещи. Кузов автомобиля теперь под рукой. Учитывая что финансовое состояние на грани краха. Приходилось искать выход из сложившийся ситуации.
Как ни странно, а дело двигалось. Один за другим казалось нерешаемые вопросы, решались как по велению волшебной палочки. К утру даже выдался момент поспать в кабине автомобиля. Значит сразу после смены отправляемся на стройку.
Позавтракаем в столовой, и на план выделенный поссоветом. Стройка должна забирать всё свободное время. Иначе нам удачи, не видать!

Фото автора. 24.12.2023. За неделю до нового года выпал снег.
Фото автора. 24.12.2023. За неделю до нового года выпал снег.

Перед Новым годом природа побаловала Кубань пушистым снегом. Внуки дома в городе, снег лежит нетронутый. Чистить не будем, он скоро растает.
Благодарю, за внимание!