Найти тему

Куда можно долететь на среднюю заработную плату из Иркутска образца 1988 и 2023 гг.

А как-то "зашли" публикации с обзорами и сравнениями транспорта в разные годы. Транспорт - это в любом случае неотъемлемая часть путешествий! А потому я немного поразмыслил и решил сделать еще одну работу, посвященную сопоставлению. Мы уже с вами проходили сравнение географии полетов. мы уже сравнивали с вами скорость движения поездов по Транссибу. Повторяться я не люблю, а потому давайте-ка мы затронем немного экономическую составляющую. То есть поговорим о том, куда можно было долететь из Иркутска за среднюю заработную плату в 1988 году, а затем сравним это с современным уровнем средней заработной платы и ценами на авиабилеты в наши дни. Да-да, я сразу предвижу шквал вопросов, где я взял данные о современном уровне средней заработной платы. За неимением лучшего я взял за точку отсчета данные ФНС (причем подозреваю, что по "белой" зарплате они у ФНС достаточно точные), сопоставил их с данными Росстата, и получил, что действительно уровень средней заработной платы составлял в 3-м квартале 2023 года около 73 тыс. руб. Да, безусловно, это средняя по больнице. И, конечно, сейчас разрыв в доходах намного больше, чем в годы СССР. Есть оценочные данные, что доходы 10% богатейших россиян в 15 раз выше, чем доходы 10% беднейших россиян. Также известно, что 10% самых богатых россиян получают примерно 30% всех доходов. Поэтому предлагаю для получения более реальной картины некоего среднестатистического россиянина без учета олигархической верхушки разделить это число на 1,5. В итоге мы получаем 48,6 т.р. Ну давайте округлим это до 50 т.р., что в целом действительно соответствует моим представлениям о среднемесячных доходах конца 2023 года.

Самое удивительное, что разнятся статистические данные об уровнях средней заработной платы в 1988 году. Да, разброс там относительно небольшой - 214-220 руб. Есть источники, в которых указываются числа 200 и 233, но мне кажется, что они просто взяты со сдвигом, поскольку соответствуют данным 1987 и 1989 гг. соответственно.

Итак, фиксируем среднюю заработную плату:

  • 1988 год - 217 рублей
  • 2023 год - 50 000 рублей.

Данные о ценах на авиабилеты советских времен конца 80-х гг. я нашел достаточно легко. Ниже я привожу два скана с этими значениями:

Цены на авиабилеты из Иркутска. Часть 1. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Цены на авиабилеты из Иркутска. Часть 1. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Цены на авиабилеты из Иркутска. Часть 2. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Цены на авиабилеты из Иркутска. Часть 2. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

раньше все было стабильно. Если я правильно понимаю, то никакого сезонного регулирования цен не было. Никаких безбагажных тарифов не было. Предельно плоская сетка без каких-либо изысков. Да были скидки детям, но это мы не будем принимать во внимание, конечно.

А вот с нашим временем - тут всё сложнее. Тарифов огромное количество. Порядок их применения не представляют по-моему даже сами работники авиакомпаний. А главное, что есть множество источников приобретения авиабилетов. Это раньше было одно ЦАВС. А в наши дни - множество вариантов. В результате, после многих часов раздумий я решил в качестве точки отсчета взять авиакомпанию S7. Это ни в коем случае не реклама. Более того, если ы была альтернатива, я бы и не летал S7. Но альтернативы практически нет. География, по крайней мере, из Иркутска у них широчайшая. Если по какому-либо направлению, выбранному для сравнения, не летает S7, то буду искать Ираэро или Уральские авиалинии. первые исключительно из чувства патриотизма, как закрывающие местные воздушные авиалинии.

Ну а теперь самое сложное - на какую дату смотреть вылет? Ведь сезонная составляющая в ценообразовании сегодня очень сильна. Пусть будет 15 мая - ни зима, ни лето, ни праздники. К тому же это середина недели. Ну и не должны разобрать билеты на эта дату еще, так что информация будет достаточно объективной. Сравнивать буду тариф с багажом, конечно. Эконом Стандарт - так этот тариф называется у S7. Еду, конечно, выбрать не дадут, но такого выбора и в 1988 году не было. Так что здесь паритет.

Ну что, полетели?

ВПП аэропорта Иркутск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
ВПП аэропорта Иркутск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Итак, первый рейс давайте возьмем в Москву. В советские годы все было просто - цена билета определялась исключительно расстоянием между населенными пунктами. В результате мы имеем тариф до Москвы 83 рубля. На всех пяти рейсах, выполнявшихся из Иркутска, он был одинаков! Итого получаем:

217 / 83 = 2,61 раза.

То есть на среднюю заработную плату можно было бы слетать "туда-обратно" и остался бы еще 51 рубль или почти 23% месячной заработной платы.

Что мы имеем в 2023 году. Цена билета составляет 18 тыс. руб. Делим:

50 / 18 = 2,77 раза.

На проживание в местах массового размещения в первопрестольной останется 28% среднемесячной заработной платы. Ну что сказать - сопоставимо!

Аэропорт Домодедово. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Аэропорт Домодедово. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Итак, констатируем - в принципе ситуация примерно та же. Да, небольшое отличие существует, но это в пределах статистической погрешности.

Берем следующий город - Ленинград / Санкт-Петербург. В 1988 году цена билета составляла - 89 рублей. Ну логично - лететь чуть дальше. Тогда получаем:

217 / 89 = 2,44 раза.

Соответственно на размещение в ленинградской гостинице оставалось еще около 18% среднемесячной заработной платы. Разброс цен на гостиницы был уже в те годы. Можно было и за 3 рубля поселиться, а можно и за 7 рублей. И все в относительно стандартном номере. Если взять среднюю 5 рублей, то на неделю остатка должно было хватить.

Возвращаемся назад в свой 2023 год. Цена билета в Санкт-Петербург из Иркутска - 22,7 тыс. руб. Тогда имеем:

50 / 22,7 = 2,20 раза.

Итого от всей среднемесячной заработной платы остается всего лишь 4,6 тыс. руб. И это лишь 9% месячной заработной платы. Летом 2023 года я жил в капсульном отеле в самом центре города за 1,8 т.р. Места, конечно, практически злачные, но с учетом того, что это просто прийти / упасть / поспать / уйти - сойдет. Цены в гостиницах с более-менее условиями начинались от 4 т.р.

Итак, маятник качнулся в другую сторону. На Питер финансирования остается гораздо меньше.

Пулково. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Пулково. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну давайте возьмем еще более дальний перелет. Сочи. Цена билета в советские годы - 98 рублей. Делим и получаем:

217 / 98 = 2,21 раза.

Из месячной заработной платы останется 21 рубль. Помнится, что мы снимали комнату между Кудепстой и Хостой за 1 руб. с человека в сутки. Итого это аж 3 недели. А питаться там можно было яблоками, которые падали прямо в парке у санатория "Кудепста".

Что мы имеем в 2023 году. Цена на прямой рейс - 26,6 т.р. И тогда мы понимаем, что это даже "туда-обратно" не хватает. С пересадкой можно долететь за 21 т.р. Будем считать, что этот вариант равноценен полету с посадкой в 1988 году, а потому сравним его:

50 / 21 = 2,38 раза.

То есть вроде бы остается аж 16% месячного дохода - 8 т.р. Вот только прожить на эти деньги в Сочи 3 недели даже в съемной комнате вряд ли получится. Ну 1 т.р. я еще могу поверить. И это будет лишь 8 дней. Но всё-таки мы же сравниваем не прожить, а слетать. Так что давайте будем объективны - прямым рейсом стало относительно дороже, рейсом с посадкой - относительно дешевле.

Аэропорт в Адлере. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Аэропорт в Адлере. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Хм... Ну давайте попробуем что-то поближе. Новосибирск, например. Цена билета в советские годы была 34 рубля. Итого имеем:

217/34 = 6,38 раза.

То есть можно трижды слетать "туда-обратно" и еще 13 рублей останется.

В 2023 году эконом-стандарт до Новосибирска обойдется в 14 т.р. (!). И это лишь:

50 / 14 = 3,57 раза.

То есть не хватает даже на два раза "туда-обратно". И это при том, что в Новосибирск из Иркутска летает стандартный А-320neo, причем пустой не летает. То есть вроде бы нет смысла закладываться на нераспроданные билеты. Есть и Embraer, правда. Он поменьше. Но летает тоже полным.

Толмачево. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Толмачево. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну что, еще поближе? Чита. Цена билета в 1988 году - 17 рублей. Итого имеем:

217 / 17 = 12,8 раза.

То есть 6 раз "туда-обратно" за месяц мог слетать домой человек, работающий в Иркутске, а проживающий в Чите! Да его бы уже стюардессы узнавали!

В настоящее время прямой рейс S7 обойдется в 7 т.р. На три раза "туда-обратно" хватит:

50 / 7 = 7,14 раза

То есть два раза меньше!

Аэропорт Читы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Аэропорт Читы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Может быть лучше будет ситуация с Дальним Востоком?! Проверим Владивосток?

Билет в советские годы стоил 58 рублей. Как-то, сравнив с ценой билета до Москвы. не очень вяжется фраза "Любимый Иркутск - середина земли". Видимо, к Владивостоку то мы все-таки ближе. Да и станция Половина, что рядом с Иркутском - совсем не середина Транссиба, кстати. Но это всё лирика. Итак,

217 / 58 = 3,74 раза

То есть мы слетали бы "туда-обратно" и у нас осталось бы еще 100 (!) рублей на экскурсии. Очень неплохо!

А что в 2023?! Прямой рейс - 22,8 т.р. Как до Санкт-Петербурга, хотя лета 4 часа вместо 6,5. И самолет тот же - 320-й

50 / 22,8 = 2,19 раза.

Конечно, "туда-обратно" хватит. Ну и на пару дней в гостинице не самого высокого уровня, а скорее на посуточной квартире. \

Владивосток. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Владивосток. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Но совсем худо дела обстоят с местными авиалиниями. В 1988 году билет до Братска стоил 15 рублей. Да на эти деньги можно было на выходные слетать, чтобы на Братском Взморье покупаться. Есть там такое туристическо-санаторное место.

217 / 15 = 14,5 раз.

То есть это 7 раз "туда-обратно". А поскольку выходных в месяце 4-5 пар, то оставалась еще приличная сумма, которой бы точно хватило на аренду жилья.

В наши дни билет стоит 8 т.р. (!). За 1 час. 10 минут полета.

50 / 8 = 6,25 раза.

Ну на три раза туда-обратно хватит, но ночевать придется в палатке, поскольку практически ничего и не останется.

Конечно, если бы я взял среднемесячную заработную плату 73 т.р., то ситуация несколько улучшилась бы. Например, можно было бы 4 раза слетать в Братск "туда-обратно". Подвыправилась бы она и с другим городами. Но я за реализм. И сегодня у обычного иркутянина, который является наемным работником, заработная плата реально около 50 т.р. Я не беру там ИНК, Газпром, Роснефть, Русал. Понятно, что там доходы несколько выше. Выше они и у тех, кто работает как проклятый на нескольких работах, чтобы заработать эти 73 т.р.

Но мне кажется, что я справедливо использую все-таки сумму 50 т.р. Если вы с ней не согласны, то рассчитайте некий повышающий, а может и понижающий коэффициент, и число раз полетов умножайте на этот поправочный коэффициент. То есть, если Вы считаете, что средняя заработная плата 60 т.р., то

k = 60 / 50 = 1,2

А соответственно, число рейсов в Санкт-Петербург будет уже не 2,2 раза, а

2,2 * 1,2 = 2,64 раза

Зависимость там прямая.

Подведем итог: перелеты по всем направлениям кроме Москвы в 1988 году были доступнее среднестатистическому советскому человеку. Особенно на небольшие расстояния. Сегодня тарифы именно на небольшие полеты самые высокие. Видимо, основу цены составляют не переменные, а постоянные затраты. Поэтому и получается, что до Новосибирска цена почти как до Москвы. Да и др Братска лишь в 2 с небольшим раза дешевле.

Спасибо, что читаете мой канал. До встречи!