А как-то "зашли" публикации с обзорами и сравнениями транспорта в разные годы. Транспорт - это в любом случае неотъемлемая часть путешествий! А потому я немного поразмыслил и решил сделать еще одну работу, посвященную сопоставлению. Мы уже с вами проходили сравнение географии полетов. мы уже сравнивали с вами скорость движения поездов по Транссибу. Повторяться я не люблю, а потому давайте-ка мы затронем немного экономическую составляющую. То есть поговорим о том, куда можно было долететь из Иркутска за среднюю заработную плату в 1988 году, а затем сравним это с современным уровнем средней заработной платы и ценами на авиабилеты в наши дни. Да-да, я сразу предвижу шквал вопросов, где я взял данные о современном уровне средней заработной платы. За неимением лучшего я взял за точку отсчета данные ФНС (причем подозреваю, что по "белой" зарплате они у ФНС достаточно точные), сопоставил их с данными Росстата, и получил, что действительно уровень средней заработной платы составлял в 3-м квартале 2023 года около 73 тыс. руб. Да, безусловно, это средняя по больнице. И, конечно, сейчас разрыв в доходах намного больше, чем в годы СССР. Есть оценочные данные, что доходы 10% богатейших россиян в 15 раз выше, чем доходы 10% беднейших россиян. Также известно, что 10% самых богатых россиян получают примерно 30% всех доходов. Поэтому предлагаю для получения более реальной картины некоего среднестатистического россиянина без учета олигархической верхушки разделить это число на 1,5. В итоге мы получаем 48,6 т.р. Ну давайте округлим это до 50 т.р., что в целом действительно соответствует моим представлениям о среднемесячных доходах конца 2023 года.
Самое удивительное, что разнятся статистические данные об уровнях средней заработной платы в 1988 году. Да, разброс там относительно небольшой - 214-220 руб. Есть источники, в которых указываются числа 200 и 233, но мне кажется, что они просто взяты со сдвигом, поскольку соответствуют данным 1987 и 1989 гг. соответственно.
Итак, фиксируем среднюю заработную плату:
- 1988 год - 217 рублей
- 2023 год - 50 000 рублей.
Данные о ценах на авиабилеты советских времен конца 80-х гг. я нашел достаточно легко. Ниже я привожу два скана с этими значениями:
раньше все было стабильно. Если я правильно понимаю, то никакого сезонного регулирования цен не было. Никаких безбагажных тарифов не было. Предельно плоская сетка без каких-либо изысков. Да были скидки детям, но это мы не будем принимать во внимание, конечно.
А вот с нашим временем - тут всё сложнее. Тарифов огромное количество. Порядок их применения не представляют по-моему даже сами работники авиакомпаний. А главное, что есть множество источников приобретения авиабилетов. Это раньше было одно ЦАВС. А в наши дни - множество вариантов. В результате, после многих часов раздумий я решил в качестве точки отсчета взять авиакомпанию S7. Это ни в коем случае не реклама. Более того, если ы была альтернатива, я бы и не летал S7. Но альтернативы практически нет. География, по крайней мере, из Иркутска у них широчайшая. Если по какому-либо направлению, выбранному для сравнения, не летает S7, то буду искать Ираэро или Уральские авиалинии. первые исключительно из чувства патриотизма, как закрывающие местные воздушные авиалинии.
Ну а теперь самое сложное - на какую дату смотреть вылет? Ведь сезонная составляющая в ценообразовании сегодня очень сильна. Пусть будет 15 мая - ни зима, ни лето, ни праздники. К тому же это середина недели. Ну и не должны разобрать билеты на эта дату еще, так что информация будет достаточно объективной. Сравнивать буду тариф с багажом, конечно. Эконом Стандарт - так этот тариф называется у S7. Еду, конечно, выбрать не дадут, но такого выбора и в 1988 году не было. Так что здесь паритет.
Ну что, полетели?
Итак, первый рейс давайте возьмем в Москву. В советские годы все было просто - цена билета определялась исключительно расстоянием между населенными пунктами. В результате мы имеем тариф до Москвы 83 рубля. На всех пяти рейсах, выполнявшихся из Иркутска, он был одинаков! Итого получаем:
217 / 83 = 2,61 раза.
То есть на среднюю заработную плату можно было бы слетать "туда-обратно" и остался бы еще 51 рубль или почти 23% месячной заработной платы.
Что мы имеем в 2023 году. Цена билета составляет 18 тыс. руб. Делим:
50 / 18 = 2,77 раза.
На проживание в местах массового размещения в первопрестольной останется 28% среднемесячной заработной платы. Ну что сказать - сопоставимо!
Итак, констатируем - в принципе ситуация примерно та же. Да, небольшое отличие существует, но это в пределах статистической погрешности.
Берем следующий город - Ленинград / Санкт-Петербург. В 1988 году цена билета составляла - 89 рублей. Ну логично - лететь чуть дальше. Тогда получаем:
217 / 89 = 2,44 раза.
Соответственно на размещение в ленинградской гостинице оставалось еще около 18% среднемесячной заработной платы. Разброс цен на гостиницы был уже в те годы. Можно было и за 3 рубля поселиться, а можно и за 7 рублей. И все в относительно стандартном номере. Если взять среднюю 5 рублей, то на неделю остатка должно было хватить.
Возвращаемся назад в свой 2023 год. Цена билета в Санкт-Петербург из Иркутска - 22,7 тыс. руб. Тогда имеем:
50 / 22,7 = 2,20 раза.
Итого от всей среднемесячной заработной платы остается всего лишь 4,6 тыс. руб. И это лишь 9% месячной заработной платы. Летом 2023 года я жил в капсульном отеле в самом центре города за 1,8 т.р. Места, конечно, практически злачные, но с учетом того, что это просто прийти / упасть / поспать / уйти - сойдет. Цены в гостиницах с более-менее условиями начинались от 4 т.р.
Итак, маятник качнулся в другую сторону. На Питер финансирования остается гораздо меньше.
Ну давайте возьмем еще более дальний перелет. Сочи. Цена билета в советские годы - 98 рублей. Делим и получаем:
217 / 98 = 2,21 раза.
Из месячной заработной платы останется 21 рубль. Помнится, что мы снимали комнату между Кудепстой и Хостой за 1 руб. с человека в сутки. Итого это аж 3 недели. А питаться там можно было яблоками, которые падали прямо в парке у санатория "Кудепста".
Что мы имеем в 2023 году. Цена на прямой рейс - 26,6 т.р. И тогда мы понимаем, что это даже "туда-обратно" не хватает. С пересадкой можно долететь за 21 т.р. Будем считать, что этот вариант равноценен полету с посадкой в 1988 году, а потому сравним его:
50 / 21 = 2,38 раза.
То есть вроде бы остается аж 16% месячного дохода - 8 т.р. Вот только прожить на эти деньги в Сочи 3 недели даже в съемной комнате вряд ли получится. Ну 1 т.р. я еще могу поверить. И это будет лишь 8 дней. Но всё-таки мы же сравниваем не прожить, а слетать. Так что давайте будем объективны - прямым рейсом стало относительно дороже, рейсом с посадкой - относительно дешевле.
Хм... Ну давайте попробуем что-то поближе. Новосибирск, например. Цена билета в советские годы была 34 рубля. Итого имеем:
217/34 = 6,38 раза.
То есть можно трижды слетать "туда-обратно" и еще 13 рублей останется.
В 2023 году эконом-стандарт до Новосибирска обойдется в 14 т.р. (!). И это лишь:
50 / 14 = 3,57 раза.
То есть не хватает даже на два раза "туда-обратно". И это при том, что в Новосибирск из Иркутска летает стандартный А-320neo, причем пустой не летает. То есть вроде бы нет смысла закладываться на нераспроданные билеты. Есть и Embraer, правда. Он поменьше. Но летает тоже полным.
Ну что, еще поближе? Чита. Цена билета в 1988 году - 17 рублей. Итого имеем:
217 / 17 = 12,8 раза.
То есть 6 раз "туда-обратно" за месяц мог слетать домой человек, работающий в Иркутске, а проживающий в Чите! Да его бы уже стюардессы узнавали!
В настоящее время прямой рейс S7 обойдется в 7 т.р. На три раза "туда-обратно" хватит:
50 / 7 = 7,14 раза
То есть два раза меньше!
Может быть лучше будет ситуация с Дальним Востоком?! Проверим Владивосток?
Билет в советские годы стоил 58 рублей. Как-то, сравнив с ценой билета до Москвы. не очень вяжется фраза "Любимый Иркутск - середина земли". Видимо, к Владивостоку то мы все-таки ближе. Да и станция Половина, что рядом с Иркутском - совсем не середина Транссиба, кстати. Но это всё лирика. Итак,
217 / 58 = 3,74 раза
То есть мы слетали бы "туда-обратно" и у нас осталось бы еще 100 (!) рублей на экскурсии. Очень неплохо!
А что в 2023?! Прямой рейс - 22,8 т.р. Как до Санкт-Петербурга, хотя лета 4 часа вместо 6,5. И самолет тот же - 320-й
50 / 22,8 = 2,19 раза.
Конечно, "туда-обратно" хватит. Ну и на пару дней в гостинице не самого высокого уровня, а скорее на посуточной квартире. \
Но совсем худо дела обстоят с местными авиалиниями. В 1988 году билет до Братска стоил 15 рублей. Да на эти деньги можно было на выходные слетать, чтобы на Братском Взморье покупаться. Есть там такое туристическо-санаторное место.
217 / 15 = 14,5 раз.
То есть это 7 раз "туда-обратно". А поскольку выходных в месяце 4-5 пар, то оставалась еще приличная сумма, которой бы точно хватило на аренду жилья.
В наши дни билет стоит 8 т.р. (!). За 1 час. 10 минут полета.
50 / 8 = 6,25 раза.
Ну на три раза туда-обратно хватит, но ночевать придется в палатке, поскольку практически ничего и не останется.
Конечно, если бы я взял среднемесячную заработную плату 73 т.р., то ситуация несколько улучшилась бы. Например, можно было бы 4 раза слетать в Братск "туда-обратно". Подвыправилась бы она и с другим городами. Но я за реализм. И сегодня у обычного иркутянина, который является наемным работником, заработная плата реально около 50 т.р. Я не беру там ИНК, Газпром, Роснефть, Русал. Понятно, что там доходы несколько выше. Выше они и у тех, кто работает как проклятый на нескольких работах, чтобы заработать эти 73 т.р.
Но мне кажется, что я справедливо использую все-таки сумму 50 т.р. Если вы с ней не согласны, то рассчитайте некий повышающий, а может и понижающий коэффициент, и число раз полетов умножайте на этот поправочный коэффициент. То есть, если Вы считаете, что средняя заработная плата 60 т.р., то
k = 60 / 50 = 1,2
А соответственно, число рейсов в Санкт-Петербург будет уже не 2,2 раза, а
2,2 * 1,2 = 2,64 раза
Зависимость там прямая.
Подведем итог: перелеты по всем направлениям кроме Москвы в 1988 году были доступнее среднестатистическому советскому человеку. Особенно на небольшие расстояния. Сегодня тарифы именно на небольшие полеты самые высокие. Видимо, основу цены составляют не переменные, а постоянные затраты. Поэтому и получается, что до Новосибирска цена почти как до Москвы. Да и др Братска лишь в 2 с небольшим раза дешевле.
Спасибо, что читаете мой канал. До встречи!