Найти тему
Вячеслав Малежик

УХНАЛЁВ: «Пимы́ сымать или так оттяпашь?» 😜🎷

Он был необыкновенно тёплым человеком, около которого можно было вылечить любые душевные невзгоды. Причём он для этого ничего не делал - просто находился рядом с тобой и слушал тебя, пока ты выливал на него свои жизненные проблемы. Он мог с тобой и выпить крепкого, и ты понимал, что спиртное из его рук - лучшее лекарство. Он был надёжен, и тебе во время индивидуальной исповеди не надо было говорить:

- Серёг, только это между нами.

А его доброжелательность творила чудеса: во всяком случае, количество новых песен, показанных мной всем участникам «Пламени» явно уступало песням, показанных Сереге. Он, прекрасно знавший мировую поп-культуру, мгновенно раскладывал на составляющие твою песню и рассказывал, и показывал, что из неё может выйти. Причём, никогда иронии в его оценке я не слышал, хотя он был грамотнее меня в тысячу раз.

Не понимаю, почему Березин долгое время не привлекал Серегу к аранжировке. А когда Ухналев оформил первую песню в стилистике 20-х прошлого столетия, то последующие песни выстроились в очередь, чтобы наш духовик одел их в стильные одёжки.

ВИА "Пламя" - Простой мотив (аранжировка Сергея Ухналева)

А какой тёплый звук Серега извлекал из своих саксофона, кларнета и флейты! И я счастлив, что он сыграл в нескольких моих песнях: «До свидания», «Больше, чем любовь», «Один на льдине».

А как с ним было нарядно на сцене. Он не только играл свои партии, но и заряжал тебя энергией Артиста, буквально заставляя тебя жить на сцене. Жаль, что он иногда злоупотреблял спиртным, но как правило, это не сказывалось на качестве продукта, выдаваемого им на сцене и студии.

Вячеслав Малежик и Сергей Ухналев. Запись на "Мелодии", март 1981
Вячеслав Малежик и Сергей Ухналев. Запись на "Мелодии", март 1981

А ещё он приносил новинки поп-роковой сцены и, показывая «ELP», «Blood, Sweet and Tears» или «Chicago» так слушал музыку этих команд, что не влюбиться в них, находясь рядом с Серегой, было невозможно.

Кроме того, он был сумасшедший рыбак, который мог часами говорить о рыбалке и, проезжая мост над какой-либо рекой, Ухналев многозначительно цокал языком и разговор моментально переходил на рыбацкие истории или на лекцию о рыбалке, о приманке, снастях и анекдоты о рыбаках.

Сергей Ухналев рыбалит, 1982
Сергей Ухналев рыбалит, 1982

Как вспоминает мой друг Витя Дегтярёв - барабанщик ВИА "Пламя":

К рыбалке он даже привлек кое-кого из нас... Я как дурак накупил удочек и возил их с собой, но так не поймал ни одной рыбешки.

Старший брат Сергея Олег Ухналев был известным советским певцом, и младший брат был буквально нашпигован артистическими историями с различным количеством крестов нравственности в них. Одна из подобных баек имела шумный успех в нашем ВИА. Перескажу ее, как запомнил.

Однажды Олег, гастролируя где-то на зажиточных Северах, снял после концерта, как говорили в «Пламени» чаклунку (вспомните песню «Чаклунка гир» из репертуара ансамбля), пригласив ее к себе в номер. Шампанское, творческие планы, танцы - все этапы вечерних посиделок были выполнены, пора было определяться и тут молодка вдруг спрашивает:
- Ну, что? Пимы́ сымать или так оттяпашь?

Этот рассказ был одним из шлягеров устной литературы Москонцерта.

Олег и Сергей Ухналевы, 1978
Олег и Сергей Ухналевы, 1978

А Серега не ронял знамя ходока, поднятое его братом, и оно гордо реяло в наших походах. Какое-то время он, гастролируя с нами, был холост, и мы лицезрели его успехи в этом приятном деле. А потом он женился, выбрав отменную красотку и поселившись с ней рядышком со мной (около метро «Юго-Западная»). И я, покинув «Пламя», часто заскакивал к нему в гости, поделиться взаимно творческими планами, да и поиграть для кайфа. Серега был открыт и наши сейшены как правило удавались. А иногда мы и выходили вместе на сцену, или собирались в студии, чтобы записать что-нибудь этакое!

Кстати, Сергей написал первые шлягеры для своего брата под псевдонимом. Вот как он об этом вспоминал:

В музыкальном училище я написал первую песню «Живые родники». Но полноценной песней ее тогда назвать нельзя было, я просто сочинил мелодию. Показывал я эти мелодии только брату. Олег сказал, что это довольно интересно. У меня в голове постоянно звучал голос Олега, его диапазон, и я стал писать в расчете исключительно на Олега. Другим певцам, откровенно говоря, я стеснялся предлагать. Не был уверен в себе. А тут родные люди. Олег меня все время подгонял:
- Пиши! Пиши!
Олег показал эту мелодию Давиду Усманову, и он написал подтекстовку. Ну, а дольше пошло. У меня есть песни на стихи Онегина Гаджикасимова, Анатолия Поперечного, Любы Воропаевой, Якова Дубровина…

Буквально на днях мы записали песню «Память», которая посвящена Олегу Ухналеву. Стихи написал Валера Белянин, вокал записал Юра Петерсон. Вот здесь я сначала написал мелодию.

Полное интервью Сергея Ухналева.

Самая известная песня Сергея в исполнении Олега это «Третий лишний».

Это первая моя песня, которую мы записали для ТВ. На клавишных играл Крис Кельми, на ударных – сын Игоря Якушенко Владимир. На бэк-вокале были Валера Белянин и Жанна Рождественская. Записывали в тон-ателье, на узкую пленку. Это был 1980 год. На пластинке она вышла уже в двухтысячные в «Золотой коллекции».

В 1995 году Серега создал свой джаз-ансамбль «Dixie-Balls», став его худруком, и параллельно аранжировщиком, солистом и композитором. Коллектив успешно зарекомендовал себя не только в нашей стране, но и в Японии и Германии. Репертуар состоял из музыки нью-орлеанского стиля, салонной музыки 40-х и обработок русских песен.

«Dixie-Balls» п/у Сергея Ухналева
«Dixie-Balls» п/у Сергея Ухналева

А в 2000-х ансамбль записал альбом "Tequila" с исключительно натуральным звучанием инструментов. Послушайте, не пожалеете! Эффект присутствия гарантирован.

-5
Tequila. Музыка для парков - YouTube

Спасибо, Серега, что был рядом , что задал музыкальный уровень, которому мы стараемся следовать.