Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
Анфиладу парадных комнат на втором этаже открывает Белый зал. Он оформлен в стиле необарокко, который особенно любил А. И. Штакеншнейдер. Здесь присутствует множество лепных украшений.
К залу примыкает терраса, на которую должны были выходить три двери. Князь мечтал, чтобы его жена, подобно его матери, стояла на террасе, наблюдая, как он руководит своим конным гвардейским полком.
Зал украшают барельефы на различные темы. На одном из них изображено животноводство. Великий князь был основателем обществ научного овцеводства и научного куроводства в России, а также служебного собаководства. На другом барельефе представлены путти за работой в поле.
Другие барельефы изображают путти, занимающихся музыкой и архитектурой, а также путти, занятых в художественных и ремесленных профессиях.
В центре западного фасада располагался Розовый зал, который использовался при Александре Петровне для приёмов и музыкальных вечеров. Зал был “выбелен” в последнем десятилетии XIX века, когда семья Николая II продала дворец государству для размещения в нём женского института имени Ксении Александровны.
При великой княгине на потолке этого зала располагался большой живописный плафон “Суд Париса”. К сожалению, этот плафон исчез в XIX веке. Однако сохранились кариатиды: одна из них держит цветы, а другая - музыкальный инструмент.
Пол Розового зала покрывал цветной ковёр. Стены были окрашены в розовый цвет и украшены золочёной лепниной.
Бальный зал в Николаевском дворце был прекрасно спроектирован. Танцующие пары не мешали ни оркестр, ни гости, не принимавшие участия в танцах. В зале оркестр размещался на втором этаже, в специальных ложах.
Части зала были разделены колоннами, которые при Великом Князе были позолочены. Зал отличался необычной системой освещения. Здесь вся западная стена была покрыта окнами, а в восточной стене было три окна, которые впоследствии заложили. Поэтому за нынешней сценой из отделки восточной стены сохранился лишь камин.
Николай Николаевич был большим любителем балов и часто уделял им до двадцати дней в месяц, особенно в зимний период. Он слыл наиболее сведущим в вопросах бальной культуры Санкт-Петербурга и полагал, что нужно оставить место для танцующих пар, а также для матушек, тетушек, родителей, которые должны удобно сидеть за колоннами, наблюдая за своими чадами.
У Николая Николаевича было три приемных, одна из которых была приемной при парадном кабинете. Кабинет Николая Николаевича сейчас является залом заседаний профсоюзных организаций. Частично интерьеры кабинета были сохранены. Когда-то все комнаты Великого Князя были увешаны изображениями батальных сцен и лошадей.
Кроме того, у него были знаменная и штандартная комнаты, где хранились знамёна воинских частей, находившихся под его началом, и модельная, которая использовалась как военный музей и позднее стала частью библиотеки.
В комнаты Великого Князя и Александры Петровны можно было попасть через “Собственный подъезд”, который выходил на Галерную улицу.
Банкетный зал соединён с Большой галереей — коридором, предназначенным для демонстрации портретов и соединяющим парадные залы и личные покои хозяев дворца.
В современных источниках Банкетный зал характеризуется как двусветный. Те, кто в XX веке писал о нём, просто повторяли описания, составленные А. И. Штакеншнейдером, который построил двусветный самый большой по площади зал во дворце. Однако его перекрыли в 1890-х годах, когда для Ксенинского института понадобилось больше учебных помещений.
В зале на барельефах были изображены различные античные божества и сцены пиршеств, на которых они вкушают пищу. Филенки на дверях были покрыты резьбой с изображениями животных, рыб, фруктов и различных огородных растений.
Китайская гостиная не имеет ярко выраженной восточной тематики. Великая княгиня Александра Петровна коллекционировала предметы китайского фарфора и другие восточные статуэтки, и эти вещи хранились в этой комнате.
Дворец был оборудован по последнему слову техники. Там были и водопровод, и канализация, и телеграф, и продуманная система вентиляции для обеспечения циркуляции воздуха.
Во дворце даже был установлен гидравлический лифт. Его кабина из красного дерева располагалась на чугунной лестничной клетке, которая вела к личным покоям великокняжеской семьи.
К сожалению, с этим лифтом связана одна трагическая история. 22 ноября 1868 г. княгиня Татьяна Потемкина вошла в лифт, и произошла авария. Лифт сорвался с верхнего этажа и пробил мраморный пол. Из-под обломков княгиню вытащили с большим трудом, и она провела во дворце два месяца из-за полученных многочисленных переломов. Но, к сожалению, спустя полгода после аварии, она скончалась.
На первом этаже дворца находились детские комнаты и помещения для воспитателей. Интерьеры этих комнат практически не сохранились до наших дней. Оформление первого этажа было гораздо скромнее, чем парадных залов или личных апартаментов владельцев дворца.
В 1880-ых годах на первом этаже было решено создать две квартиры для повзрослевших детей Великого Князя Николая Николаевича. Квартиры Великих Князей Николая и Петра находились в разных частях дворца. Николай Николаевич-младший поселился со стороны Галерной улицы, а Пётр Николаевич — со стороны Конногвардейского бульвара. Их квартиры были оборудованы всем необходимым.
Во второй половине 1880-х годов на первом этаже Николаевского дворца для Петра Николаевича была создана Мавританская гостиная, которая использовалась как комната отдыха и курительная.
Мавританский стиль стал особенно популярен во второй половине XIX века. Во многих дворцах Санкт-Петербурга в мужских половинах были оборудованы Мавританские гостиные.
Николаевский дворец занимал целый городской квартал. В комплекс дворца входили следующие здания и сооружения: манеж, конюшни, жилой дом для обслуживающего персонала конюшни, два жилых дома для свиты и пятиэтажное здание для прислуги.
Со стороны Конногвардейского бульвара расположен Собственный садик. В центре садика находился ледник, оформленный в виде грота из красного финского гранита. Также в садике располагались цветники и скульптура.
Ограда Николаевского дворца, созданная по эскизам Штакеншнейдера, сохранилась до наших дней.
Большое внимание великого князя было уделено огромным конюшням. Для них было создано специальное архитектурное решение. В конюшнях установили чугунные столбы, разделяющие денники. Николай Николаевич не просто увлекался лошадьми, он занимался коннозаводством.
В своих конюшнях он собирал и разводил самые лучшие породы лошадей, которых ему привозили со всего света. Конюшни вмещали до ста лошадей одновременно.
Сейчас в помещении конюшен находится ресторан “Гимназия”.
Николай Николаевич вел роскошный образ жизни, и к концу жизни ему пришлось заложить Николаевский дворец, чтобы иметь средства на повседневные нужды.
После смерти Николая Николаевича в 1891 году его дворец был передан в уплату долгов Департаменту уделов. Наследники Николая и Петра получили разрешение забрать часть имущества, однако фактически остались без крова после этого события.
Долгое время не могли решить, как поступить с дворцом. Рассматривался вариант передачи его Инженерному училищу, в то время как Инженерный замок предлагалось передать Публичной библиотеке. Планировалось, что в здании последней будет размещен Музей русского искусства.
В 1894 году император Александр III купил Николаевский дворец к свадьбе своей дочери Ксении Александровны, однако она предпочла жить в более скромном особняке на Мойке, 106. Содержать такую огромную резиденцию со всеми вспомогательными постройками в конце XIX века было очень дорого, и Великокняжеских доходов не хватало.
В результате было принято решение создать во дворце новое учебное заведение - Институт благородных девиц имени Ксении Александровны, которая стала его попечительницей.
Для нужд института здание было перестроено под руководством Р. А. Гедике и И. А. Стефанца. Первый этаж был отведен под канцелярию и жилье для преподавателей, в то время как бывшие парадные залы второго этажа были преобразованы в учебные классы. Двухсветный банкетный зал был разделен потолком на два этажа: на нижнем располагались столовая и актовый зал, на верхнем - спальни для воспитанниц.
В коридорах были установлены книжные шкафы, формирующие обширную библиотеку. Конюшни были преобразованы в столовую, а манеж был превращен в спальный корпус. Работы по реконструкции дворца обошлись государству в 700 000 рублей.
25 марта 1895 года Ксенинский институт торжественно открыл свои двери.
Ксенинский институт принимал только девочек-полусирот из дворянских семей — то есть тех, у кого не было либо отца, либо матери.
В конце XIX века здание Николаевского дворца, изначально окрашенное в охру, было перекрашено в терракотовый без акцента на деталях. В советское время цвет сохранился, но детали стали выделяться белым.
Ксенинский институт мог принять 350 учениц и, по рангу, находился ниже Смольного института. Учебная программа включала семь классов общеобразовательного курса, за которыми следовали три класса специализированных профессиональных курсов. Доступны были только две специализации: бухгалтерский учет и рукоделие.
Большое внимание уделялось предметам, связанным с жизнью и семейным обиходом, домашним хозяйством и гигиене. Кроме языков, рисования, естествознания, танцев и рукоделия, ученицам преподавали товароведение, бухгалтерский учет.
Воспитанницы Ксенинского института, в отличие от Смолянок, самостоятельно убирали свои кровати, шили и чинили белье, следили за состоянием своей обуви. Старшекурсницы по очереди отвечали за кухню, кладовые, проверяли там наличие продуктов, составляли отчеты и бюджеты расходов.
4 марта 1918 года последние выпускницы института завершили свое обучение. Еще летом 1917 года ученицы были переведены в другое здание на Фонтанке. Николаевский дворец был занят представителями новой власти.
11 декабря 1917 года Совет Народных Комиссаров принял решение передать Николаевский дворец профсоюзам. Во дворце расположились областной совет и несколько отраслевых профсоюзов, народный университет профсоюзных деятелей, центральная библиотека. Также во дворце работала типография, где публиковались журнал “Вестник профсоюзов” и газета “Труд”. Некоторые помещения были снова перестроены. В 1918 году домовая церковь была закрыта, а вместо алтаря был установлен бюст Ленина.
Перед дворцом был открыт монумент “Великому металлисту”. Во время блокады внутри дворца располагался временный военный госпиталь.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: