Найти тему
Конфуз Петра Великого

Ветряные мельницы России - моя любовь

Оглавление

Это статья – дань моей любви к шатровым ветряным мельницам, которые получили широкое распространение в России благодаря Петру Первому. Их вид действует на меня завораживающе. Хочется прикоснуться, повертеть механизмы, испугаться мельничного беса «морлютку» и с помощью мельницы, как на машине времени, перенестись в прошлое. Я думаю, что это зов крови, ведь мой прадед в конце XIX – начале XX века был мельником. В статье я рассказываю о тех мельницах, на которых побывала, путешествуя по России, и использую фотографии, сделанные во время этих поездок. А ещё в статье будет немного народного фольклора и истории.

Немножко истории

До широкого распространения ветряных мельниц в России использовались ручные жернова, колесные ручные, конские, водяные мельницы. По мнению академика Б.А. Рыбакова водяные мельницы применялись на Руси еще в домонгольский период. В XV веке начали возводить ветряные мельницы козлового типа. Козловая ветряная мельница целиком поворачивалась вокруг дубового столба. Столб устанавливался в центре тяжести, а не в центре симметрии, на фундаменте. Поворот на ветер требовал затраты больших усилий.

При Петре I, после его возвращения из Великого посольства, получили широкое распространение шатровые (голландские) ветряные мельницы. Данные постройки использовались не только для размола зерна, но и для распиловки брёвен, при изготовлении бумаги. Подробно о техническом устройстве шатровой мельницы можно прочитать здесь.

Был ещё колчанный тип ветряной мельницы, занимавший промежуточное положение между шатровым и козловым типами.

Распространению ветряных мельниц способствовала универсальность их расположения, а также большая мощность по сравнению с водяными. К концу XIX в. в России было свыше 200 тыс. ветряных мельниц.

Немножко фольклора

Мельница независимо от ее типа (ветряная, водяная, ручная) в славянских языках символизирует говорение и болтливость.

Пословицы и поговорки:

  • «Мельница мелет — мука будет, язык мелет — беда будет»
  • «Мелет и жернов, и язык»
  • «Мелет день до вечера, а послушать нечего»
  • «Язык — безоброчная мельница»
  • «Язык — жернов, мелет, что на него ни попало»

Самая, пожалуй, известная поговорка тоже про болтливость - «Мели, Емеля, твоя неделя!». Объяснить её происхождение можно порядками в крестьянской среде. После сбора урожая крестьяне приступали к помолу зерна, между сельчанами устанавливалась очередь на мельницу. В прямом смысле поговорка и означает, что подошла очередь Емельяна. Но поскольку молоть может не только мельница, но и язык, а Емелюшка в русском фольклоре часто дурачок и болтун, то понятен и переносный смысл поговорки. «Большой словарь русских поговорок» рекомендует использовать её для выражения недоверия к чьим-либо словам, чьему-либо рассказу как к пустой болтовне.

  • «Мельница не по ветру, а против ветра мелет»
  • «Пустая мельница без ветру мелет»
  • «На ветер надеяться — без помола быть»
  • «Мельник не бездельник: хотя дела нет, а топор из рук нейдет»
  • «Не боится мельник шуму — им кормится»
  • «Мельник богат шумом»
  • «Мелева много, да помолу нет»
  • «Мели, Агаша! Изба-то наша: унять некому»
  • «Мели, кривая: устанешь, так перестанешь»
  • «Не ворует мельник, а люди сами носят»

Загадки

  • «Тах-тара-рах, стоит дом на горах» (мельница)

«Тыло-тыло, мотовило,

По-немецки говорило

По-французски лепетало,

В поднебесье улетало» (мельница)

  • «Какие люди питаются ветром и водой?» (мельник)
  • «Стоит кулик на болоте,

Не жнет, не молотит,

Только денежки колотит» (мельница)

  • «Весь мир кормит, сама голодна» (мельница)
  • «На горе-горище стоит беленище, в этом беленище деготь и леготь и смерть недалеко» (ветряная мельница).

Истории сохранившихся ветряных мельниц, на которых я побывала

Мельница в Тарханах, с.Лермонтово, Пензенская область

Восстановление мельницы в Тарханах стало возможно благодаря исследованиям научного сотрудника Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» Петра Андреевича Фролова. Он пришел к следующим выводам: «На барской усадьбе в Тарханах во времена Лермонтова функционировала мельница о двух поставах. При ней мельником состоял тарханский богатырь Анисим Медведев. Однажды, как гласит предание, он в одиночку поднял на верхнюю площадку толстый канат весом в 18 пудов для крепления тормозной системы крыльев мельницы. За такой подвиг бабушка Михаила Юрьевича Елизавета Алексеевна наградила его пятью выходными днями. Барский ветряк прекратил свое существование где-то в последней четверти XIX в., но след от него остался не только в народной легенде. В северной части усадьбы до 2007 года сохранилась кругообразная канава диаметром в 5 метров. Здесь-то и стояла ветряная мельница, где мололи зерно на муку для потребностей обитателей усадьбы: господ и дворовых крестьян». В 2010 году мельница была восстановлена на том же месте, как и было при великом поэте.

Мельница в Тарханах, с.Лермонтово, Пензенская область. Фото автора
Мельница в Тарханах, с.Лермонтово, Пензенская область. Фото автора

М.Ю.Лермонтов, как известно, увлекался живописью. В 1829 году он написал акварель «Нападение», на заднем плане которой изображена ветряная мельница. Исследовательница живописного и графического наследия поэта Е. А. Ковалевская высказала предположение, что здесь смешались кавказские и среднерусские, в частности, тарханские, пейзажные мотивы. Возможно, поэт изобразил мельницу родной усадьбы.

Акварель М.Ю.Лермонтова "Нападение". На заднем плане изображена мельница. Из книги: Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки (Ковалевская Е.А., Андроников И.Л., Желвакова И.А.)
Акварель М.Ю.Лермонтова "Нападение". На заднем плане изображена мельница. Из книги: Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки (Ковалевская Е.А., Андроников И.Л., Желвакова И.А.)

Мельница в Древнем Болгаре, Республика Татарстан

В Древнем Болгаре рядом с Белой мечетью расположен Музей хлеба с ветряной мельницей. Волжские булгары вели оседлый образ жизни, были земледельцами. По свидетельству путешественников, на территории Болгара в XVII-XIX веках находилось пять мельниц. Мельница была построена в 2012 году мастерами из Саранска.

Мельница в Древнем Болгаре, Республика Татарстан. Фото автора
Мельница в Древнем Болгаре, Республика Татарстан. Фото автора

Мельница в Козьмодемьянске, Республика Марий Эл

Мельница Огнева находится на территории этнографического музея под открытым небом им. В.И. Романова. Она была построена в 1901 году в деревне Лапкино и в конце 1980-х годов перевезена в музей как выставочный нерабочий экспонат. Представляет собой типичную для Поволжья шатровую ветряную мельницу с четырьмя крыльями и двумя парами жерновов.

Мельница в Козьмодемьянске, Республика Марий Эл. Фото автора
Мельница в Козьмодемьянске, Республика Марий Эл. Фото автора

Мельница в Кижах, Республика Карелия

Ветряная мельница была построена в 1928 году в карельской деревне Волкостров крестьянином по фамилии Биканин, позже перевезена в музей-заповедник Кижи. Почти за сто лет существования мельницу реставрировали дважды и сейчас она является памятником федерального значения. По словам экскурсовода мельница в прекрасном рабочем состоянии.

Мельница в Кижах, Республика Карелия. Фото автора
Мельница в Кижах, Республика Карелия. Фото автора

Мельница в селе Бариновка, Самарская область

Ветряная мельница села Бариновка была построена в 1848 г. Пётром Артамовым (псевдоним Владимира да ла Фит Пельпур - литератора и землевладельца, автора ряда книг по истории России, издававшихся на французском языке). Считается, что часть жернов для этой мельницы привезли с Урала, часть из Франции, поскольку жернова из местного известняка были мягче и высокого качества помола не давали. Около сотни лет деревянная мельница обеспечивала мукой окрестные села. В 1960-е годы ее попытались реставрировать, подключили к электричеству. Некоторое время она так и работала: то от силы ветра, то от электроэнергии. Но развитие технологий не стояло на месте, и вскоре деревянная мельница стала никому не нужна. В 2023 году мельницу восстановили, она стала центральным экспонатом экопарка «Бариновская мельница» в Нефтегорском районе Самарской области.

Ещё немножко фольклора

В мифах мельница расценивается как дьявольское изобретение, ведь она превращает одно вещество в другое, используя при этом силу стихии – ветра, да к тому же при работе постоянно шумит.

Расположение мельниц в отдалении от поселения породило веру в связь мельника с нечистой силой - с лешим или вихрем. Леший являлся мельнику чаще всего в виде высокого мужика либо сильного ветра, в последнем случае срывая с него шапку и ломая мельничные крылья. Чаще, однако, мельничная нежить являлась невидимо, давая о себе знать шумом, голосами, неожиданным запуском или остановкой мельницы.

Мельникам приписывались отношения с повелителями ветров. Среди них в славянской мифологии выделяются Похвист («бог буйных ветров и всякого ненастья») и Догода («производитель тихого, приятного ветра и ясной погоды»).

Согласно рассказу, записанному в селе Новиковка Самарской губернии, у мельника в подчинении были четыре мельничных беса «морлютки». Крестьяне полагали, что власть над ними дает распускающийся один раз в году цвет «спрыг»-травы, или папоротника, который мельнику удалось добыть накануне Иванова дня «на самой вершине Жигулевских гор». Морлютки не только постоянно помогали мельнику удерживать все четыре мельницы, находившиеся в его ведении, но и пришли на выручку, когда того решили отправить в солдаты: по просьбе своего «хозяина» бесы разрушили барские мельницы, и мельника возвратили к его занятию — поправлять мельничные постройки.

  • Во время одной из экскурсий мельник-экскурсовод поделился планами развития музея и рассказал о задумке объединиться с сельской церковью, чтобы сделать общую экскурсию с участием батюшки. Честно говоря, мне эта идея не понравилась. Мне показалось, что священник будет на мельнице неуместен. Гораздо органичнее было бы сохранить народные поверья, наделявшие это место загадочной потусторонней темной силой. К сожалению, экскурсовод и участники туристической группы со мной не согласились. А вы что думаете по этому поводу? С интересом прочитаю ваше мнение в комментариях.

Благодарю за прочтение. Татьяна

При написании статьи использовались следующие источники:

Новая жизнь ветряной мельницы в "Тарханах". Исторические факты

Бариновская мельница

Русская мифология. Энциклопедия. Составитель Мадлевская Е.Л., стр.195-254

Козьмодемьянский Музейный комплекс