Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

Вместо ярославского мотора – Weichai, вместо Raba – Hande, или почему от российского автобуса осталась только «оболочка»

Консолидация активов в рамках автобусного дивизиона Группы ГАЗ привела к удачной попытке ремоторизации моделей, выпускаемых на этих предприятиях. На Ликинском, Павловском, Курганском автобусных была сделана ставка на новые 4- и 6-цилиндровые дизельные и газовые двигатели серии ЯМЗ-530. Эти предприятия стали основными потребителями данных силовых агрегатов. Такая кооперация внутри Группы ГАЗ дала большой экономический эффект. Однако все не так просто. Тогда на переломе первого и второго десятилетий наконец-то завершилась чехарда с установками моторов разных производителей для самого массового городского автобуса ЛИАЗ-5256. Напомним, что изначально эта модель комплектовалась дизельным мотором V8 КАМАЗ-740. Но затем, после известного пожара на моторном заводе камского автогиганта случилась катастрофа в отечественном автобусостроении. И чтобы продолжить выпуск пассажирской техники на городской ЛИАЗ начали устанавливать двигатели Cummins, Caterpillar, MAN и т.д. Правда, теперь это уже в пр

Консолидация активов в рамках автобусного дивизиона Группы ГАЗ привела к удачной попытке ремоторизации моделей, выпускаемых на этих предприятиях. На Ликинском, Павловском, Курганском автобусных была сделана ставка на новые 4- и 6-цилиндровые дизельные и газовые двигатели серии ЯМЗ-530. Эти предприятия стали основными потребителями данных силовых агрегатов. Такая кооперация внутри Группы ГАЗ дала большой экономический эффект. Однако все не так просто.

Тогда на переломе первого и второго десятилетий наконец-то завершилась чехарда с установками моторов разных производителей для самого массового городского автобуса ЛИАЗ-5256. Напомним, что изначально эта модель комплектовалась дизельным мотором V8 КАМАЗ-740. Но затем, после известного пожара на моторном заводе камского автогиганта случилась катастрофа в отечественном автобусостроении. И чтобы продолжить выпуск пассажирской техники на городской ЛИАЗ начали устанавливать двигатели Cummins, Caterpillar, MAN и т.д. Правда, теперь это уже в прошлом.

ЛИАЗ-5256
ЛИАЗ-5256

Отсутствие современного среднего дизеля также сказалось и на Павловском автобусе. Для автобусов ПАЗ пришлось приспосабливать даже «тракторный» двигатель Минского моторного.

Все изменилось, когда было построено с «нуля» и началось серийное производство новых средних дизелей в Ярославле. В этом случае важно отметить, что разработка принципиально нового двигателя-миллионника стартовала еще в начале 00-годов. В этой работе приняли участие специалисты австрийской инжиниринговой компании AVL. В середине первого десятилетия были готовые первые опытные образцы. Серийные агрегаты поставлялись не только в автобусный дивизион Группы ГАЗ, но и на автомобили Урал, МАЗ, а также для среднетоннажников Горьковского автозавода.

-3

Напомним, новое семейство двигателей это рядные турбонаддувные дизели: 4-цилиндровые ЯМЗ-534 объемом 4,43 л и 6-цилиндровые ЯМЗ-536 объемом 6,65 л. Казалось, что автобусный дивизион Группы ГАЗ стабильно обеспечен своими силовыми агрегатами. Затем появились и версии ЯМЗ, работающие на компримированном газе.

Но каково было наше изумление, когда в одном из сообщений о поставках по линии национального проекта «Безопасные и качественные дороги» мелькнуло сообщение, что автобус ЛИАЗ-5292 поставляется с моторами Weichai.

МАЗ-203047 в Казани
МАЗ-203047 в Казани

Эта информация сразу напомнила о том, что в прошлом 2022 году было объявлено о создании так называемых «антисанкционных» автобусов. Сначала летом прошлого года такой антисанкционной моделью МАЗ-203047 "похвалился" Минский автозавод: представив автобус в Санкт-Петербурге перед руководством города и транспорта культурной столицы РФ, а затем запустив его в пробную эксплуатацию в Казани. Тогда также об антисанкционной модели автобуса Ликинского завода заявила заместитель председателя правительства Московской области Анна Кротова.

-5

Как известно, на большие городские автобусы белорусского производства МАЗ-203 первоначально устанавливали немецкие двигатели Mercedes-Benz OM926, также коробки западного производства ZF или Allison. Сегодня автобусы, которые экспортируются в Россию, оснащены газовыми двигателями Weichai WP7NG290E51 (Euro-5) и автоматическими коробками передач Fast Gear FC6A145RB. Здесь сделаем маленькое отступление. Минский автомобильный завод пошел по стопам ведущих мировых производителей грузовой техники. Дело в том, что у шведских Volvo и Scania, немецких MAN и Mercedes-Benz имеются свои подразделения по производству моторов, которые выпускают силовые агрегаты, устанавливаемые и на пассажирскую технику. МАЗ довольно небольшое по мировым меркам предприятие, исторически завязанный на Ярославский моторный. Но все-таки по каким-то причинам белорусский завод решился на кооперацию с крупнейшим китайским моторостроителем Weichai, создав СП под Минском в индустриальном парке «Великий камень».

У Ликинского завода до последнего времени такого вопроса по идее и не возникало, поскольку он прочно связан с ЯМЗ. Однако сегодня, когда в тренде газомоторизация, и поставки автобусов по федеральным программам должны быть оснащены двигателями, работающими на компримированном газе. Поэтому ЛИАЗ представляет модель 529267 (CNG) с китайским 6-цилиндровым мотором Weichai WP7NG280E51 (269 л.с., Euro-5), агрегатированный c шестиступенчатой автоматической коробкой передач FC6A145R.

-6

Вдобавок, самый распространенный отечественный городской автобус "5292" может оснащаться дизелем Weichai WP7.300E51 (292 л.с.), с аналогичным 6-ступенчатым автоматом. И еще на что хотелось бы обратить внимание. Передний мост этого российского полностью низкопольного автобуса Shaanxi Hande Axle модели HDZ75P, задний ведущий мост модели HDZ13P. Рулевой механизм с гидравлическим усилителем фирмы FNBK120.

Образно говоря, переход на китайские агрегаты и автокомпоненты составляет суть «антисанкционной» модели российской марки.

-7

Однако не на всех моделях Ликинского автобусного произошло такое «китаезамещение». Например, автобус особо большого класса ЛИАЗ-6213 не выпускался с прошлой весны. Поэтому для него не стали делать санкционно-устойчивую версию дизеля ЯМЗ-536, а сосредоточились на разработке двигателя следующего поколения ЯМЗ-537. Его агрегатные характеристики – объем 7,7 л, мощность – 360 л.с. Правда, как сообщает сайт официального дистрибьютора Группы ГАЗ компании ООО «СТТ», автобус особо большого класса оснащен автоматической коробкой передач FC6A145R. Передняя, средняя оси и ведущий мост Shaanxi Hande Axle, рулевой механизм FNBK120R, и самое интересное, узел сочленения – китайского производителя Jointech Vehicle system Co.,Ltd.

-8

Самая яркая новинка автобусного дивизиона Группы ГАЗ – новый автобус среднего класса CityMax 9 оснащен 4-цилиндровым отечественным дизелем ЯМЗ-53403, развивающим 214 л.с., агрегатированным 6-ступенчатым автоматом ГМП ГАЗ-1К800. Передняя ось отечественная, а задний мост Hande Axle. На последней выставке Comtrans-2023 эта передовая отечественная разработка была представлена с новым поколением ярославских моторов ЯМЗ-53504 (Euro-5) объемом 5,13 л.

CityMax 9
CityMax 9

И еще об одной модели Ликинского автобусного среднего класса ЛиАЗ-4292. C появлением аналогичного по вместимости автобуса CityMax 9 не планируется его снятие. Сегодня ликинские автобусостроители выполняют крупный заказ на 126 автобусов для автопредприятий Подмосковья, оснащенных дизелем ЯМЗ-534 и коробкой передач Fast Gear. У этого автобуса ЛиАЗ-4292, помимо отечественного мотора, агрегатная структура аналогичная старшей модели большого класса «5292». Впрочем, сегодня в моторном отсеке 4292 появился ярославский газовый двигатель ЯМЗ-53504 объемом 5,13 л мощностью 210 л.с., правда, агрегатируемый с китайским 6-ступенчатым автоматом Hande Axle, а не отечественной нижегородской разработкой.

ЛИАЗ-4292
ЛИАЗ-4292

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz